Использование проектного метода в обучении внеклассному чтению в начальных классах

Разделы: Начальная школа


Величайшее сокровище – хорошая книга.
В.Белинский

Чтение детей – одна из важнейших перспектив духовного, интеллектуального, культурного развития общества. Чтение формирует качества наиболее развитого и ценного человека.

Готовясь к урокам внеклассного чтения, главной проблемой для меня стал вопрос: как у всех детей на одном уроке проверить домашнее задание, как узнать, все ли готовы, насколько глубоко ознакомились с новой темой? Поэтому уже много лет подряд я опрос домашнего задания провожу в форме “читалочек”. На урок дети приносят библиотечную книгу и свою книжку – самоделку – “читалочку”.

На родительских собраниях я рассказываю об этом виде домашней работы, знакомлю с содержанием и оформлением “читалочек”. На первых этапах работы без помощи мамы и папы не обойтись, а я не забуду похвалить и поощрить детей и их замечательных беспокойных родителей.

“Читалочка” – это не пересказ сказки, рассказа, не переписывание стихотворения, а 5-7-10 предложений (в зависимости от класса) своего отношения к прочитанному (аннотация): понравилось ли тебе это произведение, чем; кто из героев запомнился, каким поступком; кто не понравился, почему; советуешь ли ты эту книгу прочитать своим сверстникам?

Такими творческими работами я преследую несколько целей:

  • Чтение произведения (навык чтения, работа над содержанием);
  • Письмо текста (построение предложений, логика построения текста, подготовка к письму сочинений и изложений);
  • Развитие творческих способностей учащихся (эстетическое оформление работы, рисование, аппликация, стихи, сказки собственного сочинения);
  • Подготовка к работе над сообщениями, докладами, рефератами, эссе, презентациями и т.п.

В чём же заключается проектный метод обучения внеклассному чтению? В начале учебного года перед детьми определяется задача, над которой они терпеливо будут работать, результатом этой работы будет конкурс “читалочек”. Это будет большой праздник с награждением победителей в разных номинациях, с вручением призов, подарков, грамот. Такой праздник стал традицией и поэтому дети 3, 4 классов с готовностью принимают в нём участие.

Подготовительный этап:

1. Анализ предыдущих работ и победителей, определение цели работы на новый учебный год.

2. Посещение детской библиотеки, знакомство с новинками литературы.

3. Беседа с родителями.

4. Организация клуба “Муравейник”. Клуб “Муравейник” существует при детской библиотеке, и мой класс является его действенным звеном. Один раз в месяц проходит заседание клуба, на котором рассматриваются вопросы, связанные с природой и литературой. “На каком языке разговаривают животные?”, “По следам бурого медведя”, “Целебные силы природы”, “Поэтический месяцеслов”, “Восьминогое чудо”, знаменательные даты поэтов, прозаиков, – вот примеры тем, которые с интересом обсуждаются на клубном объединении. (План работы клуба прилагается. Приложение 1)

Деятельностный этап:

1. Работа клуба “Муравейник”.

2. Контроль за получением книг в библиотеке.

3. Участие в конкурсах журнала “Мурзилка”, “Нафаня”. Дети с удовольствием пишут заметки в журнал. Большую помощь оказывают библиотекари. Предыдущий мой выпуск был признан журналом “Мурзилка” лучшим читающим классом, многие дети получили призы от журнала. В этом году мы принимаем участие в конкурсах “Почтовая открытка”, “Страничка из семейного альбома” и надеемся на успех.

4. Выставка “читалочек”.

5. Защита “читалочки”.

6. Промежуточные итоги по четвертям. Проект рассчитан на длительный период, а младший школьник в силу возрастных особенностей хочет сразу видеть результат своей работы, поэтому в конце четверти мы проводим мини-конкурсы: “Моя первая прочитанная книга”, “Я советую прочитать”, “Герои книг, которые всегда рядом”, “Я рисую любимую книгу”, “Мой сюрприз библиотеке” и др.

Меня очень радует реакция родителей, когда они рассматривают выставку книжек-самоделок. Они удивляются красоте и разнообразию работ, выражают свои положительные эмоции вслух. А если это родители нерадивых учащихся, то все последующие книжки будут лучше предыдущих.

Презентационный этап:

1. Праздник “Лучший читатель года”.

Номинации: “Суперчитатель года”; “Эрудит года”; “Самый весёлый читатель года”; “Самая читающая семья”; “Самый бережливый читатель”, “За любовь к чтению”; “За находчивость”.

Хочется отметить, что, переходя в пятый класс, большинство детей моего выпуска не перестаёт ходить в библиотеку. Они умеют работать с книгой, легко ориентируются в каталогах, интересуются новинками детской литературы, принимают участие в конкурсах. Может быть, кто-то из них повторит слова Грэма Грина: “Будущее я снял для себя с книжной полки”.

Рисунок 1

Рисунок 2