Программа "Ковровая вышивка"

Разделы: Технология, Внеклассная работа


Программа «Ковровая вышивка» ориентирована на детей 8 -17 лет и составлена с учетом особенностей подросткового возраста: повышенный интерес к различным видам деятельности, повышенная познавательная и творческая активность, стремление овладеть различными профессиональными умениями, причем профессиональное ориентированное увлечение детей этого возраста, может приобрести характер настоящей страсти.
Главные мотивационные линии подросткового возраста связаны с активным стремлением к личному самосовершенствованию – это самопознание, самовыражение, самоутверждение. У детей появляются новые мотивы учения, связанные с расширением знаний, с формированием нужных умений и навыков, позволяющих заниматься интересной работой, самостоятельным творческим трудом. Происходит формирование системы личных ценностей, которые определяют содержание деятельности подростка, сферу его общения, избирательность отношения к людям, оценки людей и самооценку.
Первичные профессиональные интересы возникают в собственном учении и в труде, и это создает благоприятные возможности для развития нужных деловых и личностных качеств подростка. Декоративно-прикладное искусство, как один из видов трудового воспитания, дает детям возможность не только приобрести различные ремесленные навыки, но и возможность самоутвердиться и самореализоваться через творческий процесс.
Декоративно-прикладное творчество – как часть мировой культуры, тесным образом связана с развитием творческого потенциала человека. Ковровая вышивка, один из видов ковроделия, является частью  декоративно-прикладного искусства. Искусство ковроделия ценилось всегда. Особую ценность представляли ковры, сделанные вручную. Первые сведения о коврах относятся к V веку до н.э. Дошедшие до нас из глубины веков ковровые изделия, являются наследием богатой древней традиции, мировой художественной культуры.
Школьная программа не занимается этим видом творчества. Для того чтобы пробудить у детей интерес к ковроделию, способствовать развитию творческих способностей, формированию художественного вкуса, необходимы специальные занятия в системе дополнительного образования. Занятия в системе ДО имеют более гибкую форму и строятся с учетом интересов и желаний детей. Программа "Ковровая вышивка" разработана с учетом вышеизложенных фактов и предназначена для реализации в системе дополнительного образования.
Целями обучения по данной программе является формирование у учащихся знаний, первоначальных умений и навыков общих для групп родственных видов творчества (вышивка, ковроткачество) , а также обеспечение всестороннего, в частности нравственно-эстетического развития личности школьника, являющегося важнейшей предпосылкой самостоятельной трудовой деятельности в условиях современного производства  и для получения образования.
Обучение по профилю “Ковровая вышивка” предполагает решение таких основных задач:

  • раскрытие перед учащимися исторических истоков и роли народного творчества, декоративно-прикладного искусства в духовно-материальной жизни общества;
  • привитие любви к традиционному народному искусству;
  • воспитание активного эстетического отношения к произведениям  искусства,  народным художественным традициям;
  • развитие художественно-творческих способностей (умение создавать собственные композиции);
  • обучение практическим навыкам и приемам, необходимым для изготовления изделий в технике “ковровой вышивки”.

 Программа  включает пояснительную записку, тематический план, перечень знаний и умений, формируемых у учащихся в процессе обучения, а также список рекомендуемой литературы, учебно-наглядных пособий и технических средств обучения.
Содержание теоретического обучения предусматривает ознакомление  учащихся с народными художественными промыслами, основами композиции и цветоведения, технологией изготовления изделий в технике  “ковровой  вышивки” .
В процессе занятий по теме “Народные художественные промыслы” необходимо знакомить учащихся с литературой и иллюстративным  материалом, характеризующим историю развития  художественного промысла, творчеством народных мастеров и т.п. С целью повышения знаний  школьников следует провести  несколько  уроков в музее народных художественных  промыслов (краеведческом и др.). На этих уроках  целесообразно предложить  учащимся  сделать зарисовки понравившихся  изделий  народных мастеров, что позволит  им глубже понять и усвоить не только разные виды и технику художественной обработки изделий, но и типовые композиции традиционных изделий.
Усвоению теоретического материала по теме “Основы композиции” способствует проведение практических работ с целью создания композиций  для художественных изделий в традициях изучаемого промысла. На этих занятиях учащимся не рекомендуется копировать образцы народного искусства в своих работах; необходимо творчески использовать изученные традиционные элементы и мотивы орнамента, формы изделий, варьируя и компонуя их по-своему, опираясь на общее образное содержание, настроение, эмоциональный характер народного искусства.
На уроках практического обучения учащиеся выполняют ковровые изделия по ранее составленному эскизу (на занятиях по композиции).
В процессе практических занятий необходимо уделять должное внимание вопросам технологии изготовления ковровых изделий, формированию у школьников общих умений и навыков в исполнении несложных художественных изделий. На каждом занятии рекомендуется проводить беседы, инструктажи (вводный, текущий и заключительный), направленные на осмысление учащимся трудовых процессов и средств труда, формирование рациональных приемов выполнения работ. Особое место в инструктаже отводится правильному и безопасному выполнению работ, бережному отношению к инструменту, оборудованию, а также экономному расходованию материалов, эффективному использованию учебного времени.
Теоретическое и практическое обучение учащихся проводится одновременно, при некотором опережающем изучении теоретического материала. Теоретические занятия проводятся в форме беседы, рассказа. На занятиях используется зрительный ряд: образцы, экспонаты, эскизы, схемы и т.д.
Занятия предполагают использование фронтальных, групповых и индивидуальных форм обучения.
Текущий контроль проводится на каждом занятии и осуществляется методом наблюдения за правильностью выполнения работы.
Тематический контроль проводится после каждой темы, следует разбор ошибок и их анализ.
Итоговый контроль осуществляется в конце учебного года во время проведения заключительной выставки учащихся, в виде коллективного обсуждения работ.
Весь процесс обучения должен быть творческим, исследовательским и носить воспитательный характер, а выполненные изделия - иметь яркий национальный колорит,  художественную ценность и высокое качество исполнения, отвечать функциональным и эстетическим требованиям, быть общественно полезными.
Программа “ Ковровая вышивка ” рассчитана на 2  учебных года.
1 учебный год – 216 часов: из них теория – 54 ч., практика - 162 ч.
2 учебный год – 216 часов: из них теория – 26 ч., практика - 190 ч.
Первый учебный год рассчитан на получение и развитие ремесленных навыков. Второй учебный год позволяет получить композиционные знания и применить их для создания собственных композиций.
Учитывая характерные особенности данного художественного промысла, а также конкретные условия, возможны сокращение или увеличение времени по отдельным темам, перестановка тем при сохранении общего количества учебных часов.
Программа «Ковровая вышивка» пересекается с другими программами школьного курса. В частности, на уроках «Технологии» учащиеся кружка имеют возможность выполнить творческое задание по ковровой вышивке и защитить его, на уроках «Основы дизайна»- могут выбрать ковроделие в качестве реферата. На курсе ДПИ в художественной школе ученики кружка могут углубить свои знания по композиции, цветоведению, могут создать свои эскизы.
Занятия в кружке способствуют развитию трудолюбия, терпения, самостоятельности, усидчивости, умению довести начатое дело до конца, умению общаться в разновозрастом коллективе, взаимопомощи и взаимовыручке, умению дарить подарки, развивают память и глазомер, учат красоте и доброте и т.д.
Получая знания в кружке, дети не только могут связать свою дальнейшую профессию с декоративно-прикладным творчеством, но и просто получают умение справляться с любой поставленной перед ними задачей, учатся не бояться трудностей и доводить до конца любое дело. Это очень важные качества для любой профессии. 

 УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

(1 год обучения)

Темы   количество часов
  теор. практич. Итого
1. Вводное занятие. Техника безопасности в мастерской. Организация труда. 2 __ 2
2. Основные сведения о народных художественных промыслах. Ручное ковроделие.
Развитие ковроткачества (краткий обзор).
Классификация ковров. Ассортимент.
4 __ 4
3.Ковровая вышивка как вид декоративно –прикладного искусства. Процесс изготовления художественных изделий в технике “ковровой вышивки”. Просмотр выставочных работ на стендах кружка. 2 __ 2
4.Основы материаловедения для работ, выполненных в технике «ковровой вышивки». 2 __ 2
5.Знакомство с инструментом и оснасткой.
Основные приемы работы ковровой иглой.
Пробные стежки.
2 4 6
6.Приемы заполнения квадрата 6*6 см. ковровой вышивкой. Основные правила заполнения простых геометрических элементов.
Схемы.
2 4 6
7.Последовательность исполнения ковровой вышивки на изделии. 2 __ 2
8. Технология изготовления изделий в технике “ковровой вышивки” с геометрическим орнаментом (размером 32х32 см.) 2 18 20
9. Основы композиции. Орнамент. Композиционное решение орнамента. Стилизация. Цветовые решения в декоративных орнаментах. 4 4 8
10.Основы цветоведения. Цветовой круг. Колорит. Цветовые решения в декоративных
орнаментах и композициях.
4 4 8
11.Разработать эскиз орнамента для изделия размером  32*32 см. в натуральную величину и в цвете. Конкурс. 2 4 6
12.Изготовление изделий в технике “ковровой вышивки” с симметричным или растительным орнаментом (размером 32х32 см.) 2 22 24 
13. Экскурсия на выставку декоративно-прикладного искусства. 2 10 12
14.Изготовление изделий в технике “ковровой вышивки” с изображением животного (размером 32х32 см.) 2 26 28
15. Способы оформления края ковровых изделий. 2 4 6
16.Изготовление ковровых изделий размером 50х50 см. по многоцветным сюжетным эскизам (по выбору учащегося).
2 32 34
17.Изготовление выставочных работ размером 50х50 см. (коллективных или индивидуальных).
2 32 34
18.Проведение праздничных мероприятий.
Выставка лучших работ. Награждение победителей.
__ 12 12

ИТОГО:                        54            164            216

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
(2 год обучения)

                                 Темы количество часов
 теор. практич. Итого
1. Вводное занятие. Техника безопасности в мастерской. Организация труда.    2   __ 2
2Виды ковровых изделий. Ворсовые и безворсовые ковры. Наиболее известные техники ковроделия. 2 __ 2
3. Упражнения по цветовосприятию. Понятие о колорите -  сочетании цветов и оттенков. 2 4 6
4.Изготовление ковровых изделий 50х50 см по многоцветным эскизам. 2 28 30
5. Орнаментальные композиции. Приемы гармонизации орнаментов. 2 4 6
6.Разработка орнаментов для ковровых изделий в зависимости от назначения изделия. Конкурс - 6 6
7.Нитки и их крашение. 2 2 4
8. Контрформа. Метод «Увертюра». Составление геометрических и растительных орнаментов методом «Увертюра». 2 4 6
9. Разработка эскизов методом «Увертюра». Конкурс. - 6 6
10.Изготовление настенного панно размером 50х90 см. 2 34 36
11.Составление орнаментов с помощью зеркал. Использование разных осей симметрии. 2 4 6
12.Разработка эскизов с помощью зеркал.
Конкурс.
- 6 6
13. Изготовление выставочных ковров по индивидуальным эскизам (размер по желанию). 2 34 36
14.Посещение выставок декоративно-прикладного искусства. 2 10 12
15. Изготовление ковра размером 60х90 см с использованием объемных элементов 4 36 40
16.Проведение праздничных мероприятий. - 12 12

ИТОГО:                       26            190            216

     ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ, ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ДАННОЙ ПРОГРАММЕ.

Учащиеся должны знать:
А. первый год обучения

  • основные сведения о ручном ковроделии
  • основы композиции: основные принципы декоративного оформления плоскости;
  • элементы и мотивы геометрических, растительных и животных орнаментов, простые типовые композиции;
  • материалы, инструменты, приспособления, применяемые для изготовления в технике “ковровой вышивки”;
  • основные приемы ковровой вышивки;
  • правила безопасности труда и пожарной безопасности, требования к организации рабочего места.

                Б. второй год обучения

  • основные сведения о декоративно-прикладном искусстве;
  • классификации и ассортименте ковровых изделий;
  • технологический процесс изготовления изделий в технике “ковровой вышивки”;
  • принцип декоративного оформления плоскости методом "Увертюра";
  • несколько способов оформления края изделия.

Учащиеся должны уметь:
А. первый год обучения

  • делать зарисовки геометрических, растительных и симметричных орнаментов;
  • выполнять элементы и мотивы орнаментов на изделиях;
  • владеть инструментом для изготовления изделий в технике “ковровой вышивки”;
  • самостоятельно разрабатывать композиции для изделий;
  • организовывать рабочее место, соблюдать правила безопасности труда.

Б. второй год обучения

  • владеть технологией изготовления изделий в технике "ковровой вышивки";
  • выполнять мелкие элементы на коврах;
  • самостоятельно разрабатывать эскизы в технике "Увертюра";
  • самостоятельно выполнять изделия от эскиза до воплощения;
  • оформлять край ковра в различных изделиях,
  • уметь оказывать взаимопомощь и взаимовыручку,
  • уметь строить отношения в разновозрастном коллективе,
  • уметь радоваться успехам друзей.
 Прогнозируемые результаты и критерии их замера.

Так как в кружке учитель  не ставит оценок, а ребенок должен знать как он выполнил задание, то у преподавателя есть свои критерии оценки качества работ.
Во-первых, дети постепенно осваивают выполнение ковров двигаясь от простых рисунков к сложным. Сначала они знакомятся с заполнением геометрического рисунка на ковре размером 32*32 см., дальше они учатся заполнять цветочный орнамент и заканчивают обучение ковром с изображением животного. Если они сделали 3 ковра на «хорошо», тогда они могут выбрать эскиз по желанию. После этого они переходят на выполнение ковра на следующей рамке: 40*40 см. и делают столько ковров на этой рамке, пока их качество не устроит учителя, а дальше переходят на следующий размер 50*50 см. и т.д. Преподаватель имеет возможность каждого ученика задержать на определенной рамке до тех пор, пока у него не получится работа на «хорошо» или «отлично».
Высшая оценка учителя, это допуск ученика к выставочной работе.
Таким образом, каждый учащийся проходит свой путь от выполнения простых работ до  выполнения выставочных.

ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ.

Оборудование, оснастка, инструменты:

  • Специальные ковровые иглы;
  • Рамки размером 32*32 см, 40*40 см, 50*50 см, 60*70 см, 60*90 см;
  • Шкаф электрический с подсветкой;
  • Ножницы;
  • Крючки вязальные;
  • Иглы и булавки швейные.
  • Декоративные гвозди.

Материалы:

  • Ткань (двунитка, бортовка, мешковина, диагональ и др.);
  • Пряжа любая.

Дидактический материал:

  • Слайды с ковровыми изделиями;
  • Слайды с фрагментами ковровых изделий (ковровая фабрика);
  • Эскизы сюжетных композиций для изделий;
  • Эскизы с геометрическими, растительными, симметричными орнаментами для изделий;
  • Цветовой круг;
  • Схемы цветовой гармонизации;
  • Выставочные ковры на стендах.

Литература для учащихся:

  1. К.Маерова, К.Дубинская “Русское народное прикладное искусство” Москва, “Русский язык” 1990 г.
  2. Популярная энциклопедия “Рукоделие” Москва, Научное издательство” Большая Российская Энциклопедия” 1992 г.
  3. Н.М.Сокольникова “ Изобразительное искусство “ учебник в 4-х частях, Обнинск, издательство “ Титул “, 1996 г.
  4. Н.М.Сокольникова «Изобразительное искусство» тетрадь творческих заданий, Москва, издательство АСТ, 1999 г.
  5. А.Г.Гусева «Нетканый гобелен», Москва, издательство «Культура и традиции», 2007 г.
  6. Г.М.Логвиненко «Декоративная композиция», Москва, издательство «Владос», 2008 г.
  7. Н.П.Бесчастнов «Изображение растительных мотивов», Москва, издательство «Владос», 2008 г.

  Литература для педагога:

  • Бардина “Изделия народных художественных промыслов и сувениры” Москва, “Высшая школа”, 1990 г.;
  • Т.Беляев “ Упражнения по развитию пространственного представления учащегося” Москва, “Просвещение”, 1983 г.;
  • В.Костин, В.Юматов “Язык изобразительного искусства”, Москва, “Знание”, 1978 г.;
  • К.Маерова, К.Дубинская “Русское народное прикладное искусство”
  • Научно-исследовательский институт трудового обучения и профессиональной ориентации “Содержание, формы и методы профессиональной подготовки старшеклассников” Методическое пособие, Москва 1989 г.;
  • Р.С.Немов “ Психология ” книга 2 Москва “ Просвещение ” 1995 г.
  • Популярная энциклопедия “Рукоделие”, Москва Научное издательство “Большая Российская Энциклопедия” 1992 г.;


Топорищева Ксюша 12 лет Панно «Воспоминание о лете»


Антонова Даша 14 лет Панно «Зимняя сказка»


Мусатова Настя 15 лет Панно «Серебряное копытце»