Развитие речевой культуры учащихся через взаимодействие семьи и школы как условие социализации детей с ограниченными возможностями здоровья

Разделы: Логопедия


Гуманистические традиции и социально-гуманитарный уровень российского общества непосредственно затрагивают сферу образования, составной частью которого является специальная (коррекционная) педагогика. Утверждение приоритета общечеловеческих ценностей в общественном сознании прежде всего связано с новым отношением к детям с проблемами в развитии, с решением вопросов их социализации и интеграции в общество.

Одно из приоритетных направлений специального образования - оказание комплексной (психолого-медико-педагогической) помощи детям с ограниченными возможностями здоровья. Мы считаем, что участие родителей в процессе коррекции речи должно иметь системный характер. Это и послужило основанием для активизации работы по взаимодействию семьи и школы в процессе развития речи. В данном случае наиболее распространенными вариантами отклоняющегося развития речи у детей является системное недоразвитие речи. У детей отмечается недоразвитие речевых возможностей.

Первый этап работы был направлен на изучение позиций родителей к обучению ребенка с ограниченными возможностями здоровья.

Было проведено анкетирование родителей, беседы с родителями. Анкета-опросник включала в себя ряд вопросов, направленных на изучение: социального статуса семьи; наблюдательности родителей за развитием речи ребенка; педагогическая компетентность родителей; ориентировка семьи на виды помощи ребенку в процессе обучения. Беседы с родителями помогали получить полную картину отношения родителей к проблемам своего ребенка и понять степень готовности родителей к участию в коррекционно-логопедическом процессе. В ходе беседы повышался уровень доверия родителей к педагогу.

Проанализировав полученные данные мы сделали вывод о разном отношении родителей к воспитанию и обучению проблемного ребенка.

Первая группа родителей (35,6%) имела активную позицию, адекватно воспринимала информацию о состоянии речи своего ребенка, включались в коррекционно-логопедический процесс.

Вторая группа (38,1%) - это родители, безучастно воспринимающие информацию о состоянии речи своего ребенка, об успешности обучения его. У родителей этой группы снижена самооценка, они пассивны в коррекционно-логопедических мероприятиях, механически выполняли рекомендации логопеда, самостоятельной активности не проявляли.

В третью группу (24,3%) вошли родители, воспринимающие информацию о состоянии речи, успешности обучения своего ребенка наиболее тревожно, болезненно. Родители не осознают необходимости участия в коррекционно-логопедических занятиях (беспокоятся лишь о соматическом здоровье ребенка). У них наблюдается тревога, беспомощность, отказ от взаимодействия с логопедом. Такие родители надеются на быструю коррекцию, на помощь врачей. Такая позиция родителей отрицательно сказывается на дальнейшей социализации их ребенка.

Исходя из полученных данных, были определены организационные формы работы логопеда с семьей, имеющей ребенка с ограниченными возможностями. По результатам обследования речи учащихся логопед планировал работу с ребенком и семьей, старался нацелить на систематическую работу с ребёнком, обращая внимание родителей на то, что чёткая и правильная речь нужна ребёнку на протяжении всей его жизни. Логопед знакомил родителей с этапами речевого развития ребенка; организации речевого режима в семье. Приглашал родителей на индивидуальные занятия, консультации и совместные занятия с родителями, где демонстрировал логопедические приёмы (артикуляционная и дыхательная гимнастика и др.) для домашних занятий. Разработал памятку для родителей, ориентирующую их на взаимодействие с логопедом. Родители присутствовали на итоговых занятиях, где видели результат совместной работы с учителем-логопедом.

Взаимосвязь между учителем-логопедом и семьей дала положительный результат: в конце учебного года у детей (родители первой группы) устранены речевые рушения, сформирован фонематический слух и фонематическое восприятие. Дети успешно овладели процессом чтения и письма. У учащихся (родители второй группы) в основном устранены речевые нарушения, сформирован фонематический слух и фонематическое восприятие. У них различный уровень овладения процессом чтения и письма. У обучающихся (родители треть группы) частично остались недостатки звукопроизношения. Недостаточно сформирован фонематический слух и фонематическое восприятие, им доступны лишь элементарные способы звукового анализа. У детей наблюдаются затруднения в овладении чтением и письмом.

Итак, родители по-разному относятся к специфическим потребностям своего ребенка и по-разному включаются в коррекционно-логопедический процесс.

Родители детей II и III групп нуждаются в разъяснении со стороны учителя-логопеда о необходимости закрепления полученных умений и навыков дома.

Логопеду следует начинать работу с родителями с проведения индивидуальных занятий-консультаций, формирования у них позитивного отношения к занятиям с ребенком. Необходимо разработать программу взаимодействия родителей с педагогами коррекционно-логопедического сопровождения.