Урок литературы в 10-м классе "Я между плачущих Шеншин, и Фет я средь поющих"

Разделы: Литература


Цели:

  • увлечь поэзией А. Фета;
  • дать представление о личности поэта и его художественном мире;
  • развитие внимания, умения воспринимать информацию на слух;
  • развитие коммуникативных навыков через взаимодействие в парах и группах;
  • развитие умения наблюдать за текстом и делать прогнозы, выводы, обобщения;
  • умения делать устные и письменные высказывания о прочитанном;
  • развитие аналитических и творческих способностей.

Ход урока

Часть 1. Прозаичность устремлений внешней жизни и поэтичность жизни внутренней.

Этап вызова: Вызвать интерес к поэзии, а значит, и к личности Фета можно прежде всего стихами этого удивительного поэта.

1) Чтение стихотворений Фета:

Чудная картина
На заре ты ее не буди
Шепот, робкое дыханье…
Это утро, радость эта…
Я тебе ничего не скажу…
Ярким солнцем в лесу пламенеет костер…
Одним толчком согнать ладью живую…
Поэтам

Вопросы:

– Какое впечатление произвели на вас стихотворения Фета?

– Какие строки запомнились? Почему?

Стихи прочитаны с интересом, чтение стихов настраивает на лирическую волну, учащиеся говорят о красоте, задушевности, теплоте, лиризме. Стихи никого не оставляют равнодушными.

– Вы знакомы с творчеством многих русских поэтов и знаете, что полнее всего личность поэта, писателя проявляет себя в его творениях. Какой предстает личность Афанасия Фета в его стихах? Черты характера? Круг интересов?

(Работа в парах , потом в группах. Сообщение результатов).

Еще раз обратившись к стихотворениям, учащиеся предполагают, что поэт, написавший такие стихи, скорее всего человек мечтательный, романтичный, поэтичный, влюбленный, наивный, далекий от реальной жизни, видит жизнь в розовом свете, счастливый, хорошо понимает природу и любит её, неравнодушен к красоте.

Этап прослушивания и осмысления лекции.

– Во время лекции учащиеся работают в парах. Один ученик отмечает в предыдущей записи то, о чем есть сведения и в лекции, второй ведет краткую запись новой информации.

Рассказ учителя.

“Что ты за существо – не постигаю, ну скажи ради бога и всех ангелов его, и всех чертей его, откуда у тебя берутся такие елейно– чистые, такие возвышенно-идеальные, такие юношески – благоговейные стихотворения?..” – спрашивает поэт и друг Фета Яков Полонский в одном из писем.

Жизнь лирического поэта не безразлична для понимания его творчества. Личность А. Фета – одна из самых загадочных и непостижимых в русской литературе. В этом человеке как будто совмещались два совершенно разных человека.

Рождение и смерть Фета загадочны. До 14 лет Афанасий носил фамилию своего отца родовитого орловского дворянина Афанасия Неофитовича Шеншина. Тогда и обнаружилось, что запись в церковной книге была сделана, когда родители Фета не были в законном браке. Положение незаконнорожденного было в то время очень тяжелым. Выбирая из двух зол меньшее, родители решили узаконить мальчика в качестве сына Фёта – первого мужа Шарлотты (Елизаветы – после принятия православия) Шеншиной. Но при этом Фет не только терял дворянство, но и российское подданство: он числился сыном немецкого чиновника, проживающим в России. Это было все же лучше, чем оказаться незаконнорожденным. Всю жизнь А. Фета мучило его положение. Всю жизнь он посвятил тому, чтобы вернуть себе дворянство, отцовскую фамилию, достичь респектабельного общественного положения и ценою страданий достиг своей цели. В другой ситуации, возможно, он направил бы все усилия на то, чтобы утвердиться в качестве поэта (в годы учебы в университете он всерьез занимается поэзией), но Фет решает поступить на военную службу, чтобы быстрее обрести дворянский титул. Он настроен очень решительно. Но за несколько месяцев до производства Фета в офицеры Николай I отменяет указ, дающий право на дворянство, теперь надо было дослужиться до майора. Фет решает продолжить службу и почти дослуживается до майора, но злой рок тяготеет над ним. Новый царь Александр II издает указ о том, что потомственное дворянство дает только чин полковника. Более 11 лет прослужил Фет в кавалерийских войсках.. Но в конце концов сдался. Вышел в отставку. “Если спросить, как называются все горести, все страдания моей жизни, я отвечу: имя им Фет” (из письма жене). К этому времени Афанасий Фет стал уже признанным поэтом, стал своим человеком в кругу известных писателей – Некрасова, Тургенева, Толстого, Гончарова. Так, всю жизнь страстно стремясь стать дворянином Шеншиным, прилагая для этого огромные усилия, он обрел и имя, и славу, и бессмертие как русский поэт Афанасий Фет.

Во время службы Фет пережил страстное чувство к прекрасной, одаренной девушке Марии Лазич, но уклонился от женитьбы на бедной девушке по материальным соображениям. Мария тяжело переживала такое испытание. Она трагически погибла, от свечи на ней загорелось платье, и она сгорела заживо. Ходили слухи, что она покончила с собой.

А Фет Женился на немолодой дочери богатого купца, взяв хорошее приданое, стал помещиком, проявив завидный талант хозяина-практика, деловитого и расчетливого человека, всецело погруженного в хозяйственные заботы. Занимал крайне консервативную общественную позицию, жаловался в журнальных статьях на расстройство порядка в России после отмены крепостного права. Лишь на закате дней ему удалось вернуть дворянское звание и фамилию своего отца, столбового дворянина Шеншина. И. Тургенев так описал Полонскому впечатление от встречи с Фетом-помещиком: “Он теперь сделался агрономом-хозяином до отчаянности, отпустил бороду до чресл — с какими-то волосяными вихрами за и под ушами — о литературе слышать не хочет и журналы ругает с энтузиазмом”.

“Может показаться, что имеешь дело с двумя совершенно различными людьми… Один захватывает вечные мировые вопросы так глубоко и с такой шириной, что на человеческом языке не хватает слов, которыми можно было бы выразить поэтическую мысль, и остаются только звуки, намеки и ускользающие образы, другой как будто смеется над этим и знать не хочет, толкуя об урожае, о доходах, о плугах, о конном заводе и мировых судьях. Эта двойственность поражала всех, близко знавших Афанасия Афанасьевича”, – писал один из современников Фета

Современников поражали хлопоты поэта в достижении светских почестей: он как бы снова и снова стремился доказать и утвердить свою социальную полноценность, подлинность завоеванного им дворянства. Так, в 1889 г. он буквально добивается придворного звания камергера. Фет очень дорожил своей близостью ко двору. Консерватизм общественных взглядов Фета с годами становился почти воинственным, что порой шокировало и читающую публику, и многих его друзей.

“В нем было что-то жесткое и, как ни странно это сказать, было мало поэтического. Зато чувствовался ум и здравый смысл”,— так писал о нем один из современников, С. Л. Толстой.

Действительно, в своей обыденной жизни Фет демонстрировал принципиальную разность между “поэтом” и “человеком”. “Он всячески подчеркивал эту идею, стремясь выглядеть то служакой-офицером, то кряжевым помещиком,— ничем не быть жизни похожим на поэта. Чем более “безумным” считал Фет свое лирическое творчество, тем рациональнее и суше старался он быть и казаться в жизни” (Б. Я. Бухштаб). Фет принадлежит к тем немногим поэтам, которые никогда не стремились так или иначе соединить искусство с действительностью; более того, он неизменно декларировал неестественность подобного слияния. Поэзия представлялась ему совершенно особой духовной сферой, областью возвышенной красоты, которая доступна лишь избранным. Творимый художником мир красоты является абсолютно самоценным: “Красота сама по себе до того лучезарна и привлекательна, что ни в какой святости не нуждается”.

Решительно отделяя друг от друга искусство и действительность, Фет не признавал в поэзии ни рациональных, ни сугубо утилитарных элементов. Дожив до 72 лет, он хотел кончить самоубийством, а когда его секретарша воспрепятствовала этому, умер от разрыва сердца. Между Шеншиным – человеком, помещиком, хозяином и Фетом – поэтом, тончайшим лириком, виртуозно владеющим словом, существовала грань, которую никогда не переступала его поэтическая Муза.

Рефлексия: письменно ответить на вопрос: в чем парадоксальность личности и творчества Фета?

Все учащиеся отметили, что парадокс заключается в несовпадении образа жизни, житейских устремлений и поэтического творчества. Размышляли о том, не двоедушие ли это, искренен ли поэт в своих стихах… вспомнили о том, что ещё Пушкин говорил , что поэт, когда он не занимается творчеством, “средь детей ничтожных мира… быть может всех ничтожней”.

Часть 2. Художественное своеобразие лирики Фета.

Вызов:

– Какие особенности поэтического мира Фета вам удалось обнаружить, читая стихи?

(работа в группах, обсуждение).

Учащиеся называют основные мотивы поэзии Фета: любовь, природа, размышления о поэзии; восторженное отношение к красоте; находят в стихах Фета метафоры, яркие эпитеты, звукопись, инверсии, анафоры, повторы. Отмечают проникновенность, лиризм поэзии Фета.

Вторая часть лекции.

1. Фет любил повторять, что поэзия и действительность не имеют между собой ничего общего. Он любил парадоксы.

“Художественное произведение, в котором есть смысл, для меня не существует”, — утверждал он. И даже говорил, что поэзия есть ложь и что поэт, который с первого же слова не начинает лгать без оглядки, никуда не годится. Никто последовательнее Фета не придерживался доктрины “чистого искусства”. Мало того, что поэзия не должна иметь никаких целей вне себя – в ней не должно быть еще и никакой логики, внутренней связи. Фет писал Полонскому: “Без “безумства и чепухи” я поэзии не признаю . Поэт есть сумасшедший и никуда не годный человек, лепечущий божественный вздор”.

2. Лирику Фета можно назвать чудом. Бодрая, жизнеутверждающая, светящаяся счастьем жизни, переполненная радостью любви, наслаждением природой, благодарной памятью о прошлом и надеждами на будущее, эта лирика абсолютно своеобразна и образует одну из величайших вершин русской литературы.

3. “Мне жизни мировой святыня дорога”, – утверждает Фет. Главные святыни для него – жизнь души и жизнь природы, часто слитые воедино, женская красота, высокие образы искусства. Мы не найдем у этого поэта стихов на злобу дня.

4. Многих современников поражала лирическая дерзость поэта, умевшего полно и многогранно передать жизнь души, мир чувств. Фет пытается остановить мгновение, потому что настроение, переживание мгновенно, оно изменчиво, его трудно уловить. Поэт пытается передать его диалектику, развитие, взаимопереходы и взаимопереливы сложнейших и тончайших переживаний, которые так часто невозможно выразить словами. Поиск средств выражения самой души приводит поэта к мысли, что слово – грубо и тяжело и не может выразить то, чем живет душа. “Людские так грубы слова”. А задача поэта – выразить невыразимое, иррациональное. И поэт ищет эти средства выражения.

Стихи Фета фрагментарны, бессвязны, иногда нарочито бессмысленны. Они для поэта – “божественный вздор”, “бред неясный” и пишутся “наперекор уму”.

Лишь у тебя, поэт, крылатый слова звук

Хватает на лету и закрепляет вдруг

И темный бред души, и трав неясный запах…

5. Поэзия Фета насквозь суггестивна. Он не стремится убедить читателя. Не стремится и нечто изобразить, хотя создание образов в XIX в. считалось главной задачей и особенностью, привилегией искусства. Внушить, навеять — вот единственная по-настоящему достойная задача поэта. Слова слишком грубы для ее выполнения.

Поделись живыми снами,

Говори душе моей;

Что не выскажешь словами

Звуком на душу навей.

6. Мечта поэта — суметь уподобить стихи мелодии. П.И.Чайковский писал:

“Фет в лучшие свои минуты уходит из пределов, указанных поэзии, и смело делает шаг в нашу область…Подобно Бетховену, ему дана власть затрагивать такие струны нашей души, которые недоступны художникам, хотя бы и сильным, но ограниченным пределами слова”. В творчестве Фета напевная интонация достигает предела выразительности.

7. Фет изобрел импрессионистический стиль. Он стремится запечатлеть даже не столько движения души и природы, сколько впечатления от этих движений. И навеять свои настроения на душу читателя. “Для художника впечатление, вызвавшее произведение, дороже самой вещи, вызвавшей это впечатление”. А. Фет.

8. Поэзия Фета насыщена метафорами. Необычайной напевности и выразительности способствуют инверсии с самым причудливым расположением слов в стихотворной речи, пропуски слов, причем пропущенное слово можно восстановить только предположительно, отказ от сказуемого — главного члена предложения в обычных условиях — таковы лишь некоторые приемы стиля Фета в области синтаксиса. Он необыкновенно изобретателен в области строфической композиции; стихи разной длины сочетаются у него в строфе так, что они усиливают напевную интонационную выразительность.

Обсуждение в парах результатов прослушивания. Общее обсуждение.

В ходе обсуждения выяснилось, что учащиеся выделили как новое, не замеченное ими раньше, следующее: импрессионизм, суггестивность, способность остановить мгновение, музыкальность, синтаксические особенности.

Рефлексия. Письменный ответ на вопрос: какое впечатление у вас создалось о поэзии Фета?

Практически все, кто прочитал свои работы, говорили, что поэзия Фета привлекает своей мелодичностью, красотой. Но все же некоторые выразили недоумение: как можно игнорировать гражданские проблемы?

Часть 3 . Анализ художественного своеобразия лирики Фета на примере стихотворения “Шепот, робкое дыханье…”

Вызов: Как, по – вашему, могли относились к поэзии Фета его современники? ( вспомните особенности эпохи, общественные процессы этого времени).

Продолжение лекции.

Отзывы современников о поэзии Фета:

“…Тонкие, эфирные оттенки чувств…”. В.П. Боткин.

“Слабое присутствие сознания”. М.Е. Салтыков – Щедрин.

“Не понимаю!” Ф. Фидлендер.

“Он в стихах придерживается гусиного миросозерцания”.

В.А. Зайцев.

“И откуда у этого добродушного толстого офицера берется такая непонятная лирическая дерзость, свойство великих поэтов?” Л. Толстой..

“Со временем продадут его (сборник стихов Фета) пудами для оклеивания комнат под обои и для завертывания сальных свечей, мещерского сыра и копченой рыбы. Фет унизится таким образом до того, что в первый раз станет приносить своими произведениями некоторую долю практической пользы”. Д.И. Писарев.

Сам поэт спокойно отвечал на эти нападки:

“Конечно, никто не предположит, чтоб в отличие от всех людей мы не чувствовали, с одной стороны, неизбежной тягости будничной жизни, а с другой, – тех периодических веяний нелепости, которые способны исполнить всякого практического деятеля гражданской скорбью. Но эта скорбь никак не могла вдохновить нас: напротив, эти-то жизненные тяготы и заставили нас в течение пятидесяти лет по временам отворачиваться от них и пробивать будничный лед, чтоб на мгновение вдохнуть чистым и свободным воздухом поэзии”. А. Фет.

“В нашем деле истинная чепуха и есть истинная правда”. А. Фет.

– Стихотворение “Шепот, робкое дыханье…” у одних читателей вызвало восторг, у других язвительные насмешки. Как вы думаете, почему? Что в этом стихотворении могло вызвать восторг и что – неприятие и недоумение? (Переживание, изображенное мгновение, созданные картины, образы, форма стихотворения– композиция, лексика, синтаксис, изобразительно– выразительные средства, звучание)?

Работа в парах: разделить страницу на две части и записать 1) что вызывает восхищение? 2) что могло вызывать насмешки? (Затем обсуждение).

Продолжение лекции:

Восторг знатоков, растерянность других читателей, многочисленные насмешки приверженцев поэзии тенденциозной и однозначной — в общем можно говорить о литературном скандале — вызвало маленькое стихотворение Фета.

Прежде всего современникам бросалось в глаза отсутствие глаголов. Фет применил прием, который впервые использовал замечательный французский художник Поль Синьяк. Он бросал на полотно множество разноцветных точек. Вблизи они производят впечатление хаоса, но стоит отойти, как перед глазами возникает стройная картина. Этот прием называется импрессионизм. Так и в стихотворении, на первый взгляд, есть только хаотический набор звуков и зрительных впечатлений, но в действительности они образуют художественно убедительную последовательность. В начале — вечер, она пришла на свидание к нему, встреча влюбленных. Затем — ночь, проведенная вдвоем наедине в упоении любви. Наконец, утро, слезы счастья и расставанья. Фет с его абсолютным художественным вкусом выстроил стихотворение на приеме психологического параллелизма—из этого явления в незапамятные времена вышла вся поэзия, оно и сегодня нас волнует. Строго выдержано соответствие между миром природы и миром человека с перевесом мира человека. И хотя нет ни одного глагола, стихотворение насыщено действием. Однако именно этот поэтический шедевр вызвал наибольшее количество насмешек и пародий. Познакомьтесь с примерами таких пародий. См. Приложение 1.

(Знакомимся с отзывами современников, поэтическими пародиями. Обсуждаем).

Поэзия Фета закрывала глаза на проблемы социальные и политические, уводила в мир грез, любви, красоты. Но, вызывая недоумение, иронию, даже раздражение, она все же нашла признание у читателей. Сам Некрасов, утверждавший, что поэт должен быть прежде всего гражданином, писал о Фете:

“Смело можем сказать, что человек, понимающий поэзию и охотно открывающий душу свою ее ощущениям, ни в одном русском авторе после Пушкина не почерпнет столько поэтического наслаждения, сколько доставит ему г. Фет. <...> Г. Фет в доступной ему области поэзии такой же господин, как Пушкин в своей, более обширной и многосторонней области”.

Позже Лев Толстой написал: “Фет — поэт единственный в своем роде, не имеющий равного себе ни в одной литературе, и он намного выше своего времени, не умеющего его ценить”.

Фету удалось сказать в поэзии свое слово, и это слово было очень весомым. Поэзия Фета оказала сильнейшее влияние на русскую поэзию, особенно на поэзию серебряного века.

Рефлексия.

  1. “Художественное произведение, в котором есть смысл, для меня не существует”, – утверждал А. Фет. В чем же тогда смысл поэзии Фета?
  2. “Хороший поэт, но пишет пустяки” ( Н. Чернышевский).Согласны ли вы с оценкой Чернышевского?

Домашнее задание: написать эссе –размышление над одним из этих вопросов.

Литература:

  1. Айхенвальд Ю. Силуэты русских писателей. Фет. М., 1994.
  2. Баевский В.С. История русской поэзии . 1730 – 1980. М., 1994.
  3. Лебедев Ю.В. Русская литература XIX века (вторая половина). Учебник для 10 класса общеобразовательных учреждений. М., 2007.
  4. Русская литература XIX века. 10 класс. Практикум под ред. Ю.И.Лыссого. М., 1997.
  5. Русские писатели XI – начала XX века. Библиографический словарь. Под ред. Н.Н. Скатова. М., 1995.

Приложение