Интегрированное занятие по конструированию "Флот царя Салтана" в старшей группе

Разделы: Работа с дошкольниками


Программное содержание:

Прививать интерес к театрализованной игре. Закрепить знания детей о знакомом сказочном произведении.

Закрепить ранее приобретенные детьми приемы конструирования.

Развивать умственную активность, творческие способности, воображение при сооружении корабля, упражнять в замене одних деталей другими. Учить планировать постройку предварительно рассказывая о ней.

Воспитывать у детей самостоятельность, добрые чувства к сверстникам, желание работать в паре.

Предварительная работа:

Просмотр художественного фильма “Сказка о царе Салтане”. Чтение художественной литературы А.С.Пушкина. Дидактическая игра “По сказкам Пушкина”.

Оборудование: ТСО, наборы конструктора “ЛЕГО”, игрушки: корабль, комарик, веретено, наборное полотно синего цвета, картинки с изображением корабля “Бадья”, мольберт.

Ход занятия

(Дети здороваются с гостями).

У воспитателя в руках палочка, на которой прикреплен силуэт комара. (Воспитатель имитирует полет комара под музыку Н.Римского – Корсакова “Полет шмеля”), и спрашивает детей.

- Кто это к нам в гости прилетел? (Комар).

- А как вы его узнали? (Маленький, жужжит, летает, длинный нос как иголка). Давайте встретим нашего необычного гостя. (Дети здороваются и приглашают к себе поиграть).

Комар – (Голосом воспитателя). Извините, мне нужно лететь дальше. (Куда?)

Воспитатель – Куда же ты путь держишь?

Комар – По морю, по океану, в царство славного Салтана.

Воспитатель – Дети, из какой сказки этот герой? (Из сказки о царе Салтане), Кто ее написал? (А.С.Пушкин).

Комар – А вы знаете, какие чудеса встречаются в этой сказке, послушайте, я вам про них расскажу.

Ель растет перед дворцом.
А под ней хрустальный дом
Белка там живет ручная
Да затейница какая
Белка песенки поет
Да орешки все грызет.
А орешки не простые
Все скорлупки золотые
Ядра чистый изумруд
Слуги белку стерегут.

Там еще другое диво,
Море вздуется бурливо.
Закипит, подымет вой
Хлынет на берег пустой
Расплеснется в скором беге.
И очутятся на бреге,
В чешуе, как жар горя.
Тридцать три богатыря,
Все красавцы удалые
Великаны молодые.
Все равны как на подбор,
С ними дядька Черномор.

А у князя женка есть,
Что не можно глаз отвесть.
Ночью землю освещает,
Днем свет божий затмевает.
Месяц под косой блестит,
А во лбу звезда горит.

Комар – А вы хотите оказаться в этой сказке? (Да).

Воспитатель – А как же мы туда попадем? (Ответы детей).

- Давайте повернемся вокруг себя и превратимся в комариков. Тогда мы сможем полететь за нашим героем. (Дети поворачиваются вокруг себя, превращаясь в комариков, бегут по кругу под музыкальное сопровождение).

- Дети, где мы с вами очутились? (В сказке).

Воспитатель – Сядем тихонечко и посмотрим, что же будет дальше?

Инсценировка отрывка из сказки А.С.Пушкина “Сказка о Царе Салтане”.

Воспитатель –

Три девицы под окном
Пряли поздно вечерком

Девица –

Кабы я была царица
То на весь бы мир одна
Наткала бы полотна

Девица –

Кабы я была царица
То на весь крещеный мир
Приготовила бы пир.

Девица

Кабы я была царица
Я б для батюшки царя
Родила богатыря.

Воспитатель –

Только вымолвить успела,
Дверь тихонько заскрипела,
И в светлицу входит царь
Стороны той государь
Речь последней, по всему
Полюбилася ему.

Царь –

Здравствуй, красная девица!
Будь царица,
И роди богатыря
Мне к исходу сентября.
Вы ж, голубушки сестрицы
Выбирайтесь из светлицы
Поезжайте вслед за мной
Вслед за мной и за сестрой.
Будь одна из вас – ткачиха,
А другая повариха. (Уходят).

Воспитатель – Ребята, действительно чудеса творятся в этой сказке.

Комар – Мне пора лететь. (Улетает под музыку).

Воспитатель – А мы то и не знаем окончания сказки.

Звучит музыкальный отрывок Н.Римского – Корсакова “Сказка о Царе Салтане”. На мольберте появляется картинка с изображением корабля. Воспитатель читает отрывок из сказки.

Под окном Гвидон сидит
Молча на море глядит
Не шумит оно не хлещет
Лишь едва. Едва трепещет
И в лазоревой дали
Показались корабли:
По равнинам Окияна
Едет флот Царя Салтана,
Князь Гвидон тогда вскочил,
Громогласно завопил:
“Матушка моя родная,
Ты княгиня молодая!
Посмотрите вы туда:
Едет батюшка сюда”.

Воспитатель – На каком корабле он плывет? (На паруснике).

На Руси парусные корабли называли ладьями (рассматривают рисунок ладьи, отмечают особенности корабля: нос в форме птицы, мачта с парусом, домик на карме, где царь мог укрыться от непогоды, разное украшение корабля).

- Ребята, как вы думаете из чего изготавливали корабли? (Из дерева).

- Для чего нужен нос корабля? (Он разрезает воду).

-Для чего нужна палуба? (Чтобы по ней ходить).

- Для чего нужен домик? (Укрыться от ветра, дождя, для отдыха).

- Для чего нужна мачта? (Для крепления паруса).

- Для чего нужны паруса? (Ветер надувает паруса и корабль плывет).

-А где могут ходить корабли? (По морю, по океану).

Воспитатель – Давайте сейчас мы с вами попробуем изобразить море и ее живность.

Море волнуется раз.
Море волнуется два.
Море волнуется три,
Морская фигура замри.

Воспитатель – А сейчас, ребята, давайте попробуем построить корабль не из дерева, а из конструктора. Обратите внимание на набор деталей, который лежит у вас на столе. Что вы видите? Пластина, кирпичики, полукирпичики, их много).

- С чего нужно начинать строить корабль? (С выкладывания дна из пластины, скреплять кирпичиками, сужая к носу, закрепить на мачте парус).

После этого, ребята, приступают к конструированию, самостоятельно подбирая необходимый материал. По окончании работы все корабли ставятся на определенный стол, накрытый голубой бумагой или материалом, имитирующими море.

Анализ – Посмотрите ребята, какой у нас флот получился. На каком корабле хотел бы поплыть Данил и почему? Какой корабль понравился Кристине? (Ответы детей).

Воспитатель –

Флот уж к острову подходит
Князь Гвидон трубу наводит
Царь на палубе стоит
И в трубу на них глядит.
С ним ткачиха с поварихой
Сватьей бабой Бабарихой
Удивляются оне
Незнакомой стороне
Разом пушки запалили
В колокольнях зазвонили
К морю сам идет Гвидон.
Там царя встречает он
С поварихой и ткачихой
С сватьей бабой Бабарихой
В город он повел царя.
Ничего не говоря.