Организация сотрудничества с родительской общественностью как одно из условий современной школьной инфраструктуры

Разделы: Работа с родителями


Одним из аспектов новой национальная образовательной инициативы «Наша новая школа» является привлечение в школу интересных людей, имеющих базовое непедагогическое образование.

Как учитель-стажист, имеющий большой опыт в работе с родительской общественностью, я пришла к выводу, что таких интересных людей много среди родителей и успешно сотрудничала с ними в образовательном процессе.

Цель взаимодействия педагогов и семьи – это обеспечение формирования сотруднических отношений между всеми участниками педагогического процесса, создающими благоприятные условия для социального становления, воспитания и обучения детей. У меня сложилась определенная система взаимодействия с родительской общественностью, как в процессе воспитания, так и в процессе обучения.

Своей главной задачей считаю – создание единого коллектива детей и родителей, а учитель должен быть связующим звеном, который способен этот коллектив сплотить.

Придерживаюсь следующих принципов в работе с родителями:

  • организация совместной трудовой деятельности;
  • организация и проведение различных форм совместного отдыха;
  • совершенствование нравственных качеств личности ребёнка через содружество родителей и учителя;
  • создание ситуации успешности для всех участников содружества.

В первом классе в ознакомительной анкете прошу родителей написать образование, профессию и увлечения каждого члена семьи. Внимательно изучаю анкеты и при составлении концепции классного руководителя учитываю эти данные. На протяжении четырёх лет сотрудничества родители ведут занятия в клубах по интересам: «Рукоделие», «Мастеровой», «Художник», применяют свои таланты и увлечения в проведении внеклассных мероприятий. Таким образом, родители становятся настоящими помощниками, проявляющими к школе искренний и деятельный интерес и оказывающими ей поддержку.

Во втором классе мной была разработана концепция работы классного руководителя на тему «Сказка как средство воспитания детей младшего школьного возраста», которая направлена на создание благоприятных условий для проявления творческих способностей, организации реальных дел, доступных для детей и дающих конкретный результат, внесение в жизнь ребёнка романтики, фантазии, элементов игры. Основной принцип реализации – создание успеха.

Формы работы:

  • уроки;
  • классные часы;
  • через внеклассную работу (театральные кружки)
  • сотрудничество с родителями.

Последнюю форму работы считаю самой главной.

Итоги этой совместной деятельности:

  • постановка сказки Ш.Перро «Золушка» во 2 классе (участвовал весь класс, у всех были роли);
  • постановка сказки « Двенадцать месяцев» в 3 классе (участвовал весь класс, у всех были роли);
  • постановка сказки «Котовасия» в 4 классе (участвовал весь класс, у всех были роли);
  • создание классного кукольного театра (ширма, куклы своими руками);
  • пошив гусарских костюмов и костюмов казаков руками родителей, которые искусно владеют шитьём в количестве 32 штук;
  • сборник «Наши первые сказки» авторы - мои учащиеся и их родители.

Не случайно в этом году две ученицы нашего класса для научно-практической конференции младших школьников выбрали такие темы: «Есть ли путь в сказку?»

«Изучение темпераментов сказочных героев» и стали победителями городских и областных научно-практических конференций младших школьников.

Увидев, что это эффективно сказывается на воспитательной работе класса, я решила использовать этот опыт при моделировании бинарных уроков, где родители выступают в роли учителя. Цель таких уроков – повысить образовательный и воспитательный потенциал уроков.

В начальной школе важно сформировать у детей представление о здоровье как од­ной из главных ценностей человеческой жизни. Эту задачу ставит перед собой педагог и решает её практически постоянно, как в процес­се обучения детей, так и в процессе непосред­ственного каждодневного общения с ними. Здесь приходят на помощь родители, так как в моем классе много родителей с медицинским образованием. Мы проводим бинарные уроки по окружающему миру и ОБЖ. Формируется понимание практической значимости данных предметов. Например, родитель (врач-травматолог) проводил практические занятия по отработке навыков оказания первой медицинской помощи при переломах, вывихов, растяжений. А папа по профессии – художник выступает в роли учителя на бинарных уроках по литературному чтению и изобразительному искусству.

Недавно в классе прошёл такой урок по теме «Зимний лес в поэзии и живописи». Дети попали в волшебный сказочный мир зимнего леса, где повсюду деревья, как сказочные великаны и гномы: одни – старые, ветвистые, другие совсем молоденькие, юные росточки тянутся к свету. У каждого дерева свой характер.

Дети узнали, как передают красоту зимней природы поэты и художники.

Перед родителем – художником стояли цели:

  • учить детей видеть прекрасное в окружающей жизни,
  • воспитывать любовь к родной природе,
  • приобщать их к реалистическому искусству,
  • учить понимать достоинство метода реалистического искусства,
  • расширять их познания в области композиции и цветоведения.

На данном уроке использовалась мультимедийная аппаратура, экран, декорации зимнего леса (сказка «Двенадцать месяцев», в которой участвовали дети), работы мастеров отечественной живописи на тему зимнего леса, примеры рисунков детей о зимнем лесе.

Дети с великим удовольствием работали, осознавая, что урок необычный, так как большую часть урока ведет настоящий художник и папа одноклассницы.

Считаю, что такие уроки содержат в себе огромную ценность! Их надо обязательно проводить и как можно чаще.

И каждому учителю начальной школы надо сотрудничать с родителями, применяя в своей работе новизну.