Урок-презентация по литературному чтению "К.Г. Паустовский "Корзина с еловыми шишками"

Разделы: Начальная школа


Цель: познакомить детей с содержанием рассказа, дать представление о творчестве Э.Грига.

Задачи:

  • Развивать речь, внимание учащихся;
  • Совершенствовать навык выразительного чтения;
  • Воспитывать любовь к музыке;
  • Способствовать расширению кругозора учащихся.

Оборудование к уроку:

  • у учителя и учащихся – учебники по литературному чтению “Любимые страницы”, часть 2 (автор: Кубасова О.)
  • у учителя – презентация с использованием программы Microsoft Power Point (показ через мультимедийное оборудование).

Приложение 1, Приложение 2, Приложение 3

Ход урока

№ слайда Содержание слайда Комментарии к слайду Примечания
1. “Любимые страницы. Урок литературного чтения в 4В классе. 27 ноября 2006 года” Звучит музыка Э. Грига “Утреннее настроение”. по щелчку начинает звучать музыка и появляются слова
2. Виды Норвегии. Под музыку. по щелчку появляются фотографии (5 шт.), к концу уменьшается громкость музыки
3. Э.Григ (портрет) – Прекрасная музыка, не так ли? Знакома ли вам она? Кто её автор? (ответы детей)

– Эдвард Григ – норвежский композитор.

по щелчку – пустой экран

по щелчку – портрет

4. Карта Норвегии и виды Норвегии – Норвегия находится на востоке и северо-востоке Скандинавского полуострова. Это горная страна, знаменитая своими лесами, реками, озёрами, фьордами. по щелчку – смена слайда, по щелчку – показ.
5. Берген Григ Эдвард родился 15 июня 1843 года в Бергене.

В возрасте шести лет Эдвард начал заниматься музыкой с матерью. По совету знаменитого норвежского скрипача У. Булля пятнадцатилетнего Грига отправили учиться в Лейпцигскую консерваторию. Большее значение имело знакомство Грига с молодым норвежским композитором, автором национального гимна Р. Нурдроком (1842–1866), состоявшееся в 1863, после возвращения из Германии.

по щелчку – смена слайда, по щелчку – показ.
6. Дом Э.Грига В 1885 году Григ поселился в “Трольхаугене” – прекрасной загородной вилле под Бергеном, которую покидал только во время концертных поездок. Григ выступал во Франции, Англии, Германии, Польше и Венгрии и пользовался большим уважением как за рубежом, так и в родной стране. В 1898 году Григ организовал в Бергене первый Норвежский музыкальный фестиваль, имевший большой успех. Смерть Грига 4 сентября 1907 оплакивала вся Норвегия. Его останки были захоронены в скале недалеко от любимого дома композитора. по щелчку – смена слайда, по щелчку – показ.
7. К.Г. Паустовский

“Корзина с еловыми шишками”

– Как странно: урок литературного чтения, а мы с вами говорим о композиторе и его музыке. Для меня музыка всегда – тайна, особенно интересно узнать: что же вдохновило композитора для написания музыки.

Сегодня на уроке у нас с вами есть возможность узнать чуть больше о творчестве Эдварда Грига, приоткрыть тайну создания его музыки.

Поможет нам в этом рассказ К.Паустовского “Корзина с еловыми шишками”.

по щелчку – смена слайда, пустой экран по щелчку – портрет и надпись
8. Рассказы К.Г. Паустовского

колечко –“Стальное колечко”

кипрей – “Заботливый цветок”

заяц – “Заячьи лапы”

барсук – “Барсучий нос”

– Нам уже хорошо знакомо имя Паустовского. О чём пишет Паустовский чаще всего?

Давайте вспомним, какие рассказы этого автора мы уже читали.

– Сейчас на экране будут появляться герои и предметы из рассказов Паустовского. Вы должны вспомнить название рассказа.

Все произведения этого писателя наполнены удивительно тёплым, светлым, трепетным чувством любви к природе родной земли, к скромному среднерусскому пейзажу.

Паустовский бывал в Англии, Италии, Франции. Его восхищали люди этих стран, музеи, искусство, архитектура. Он много писал и о композиторах, художниках, писателях, то есть о людях, тонко чувствующих красоту окружающего нас мира. Рассказ, с которым мы сегодня начнём знакомиться, введёт нас в необыкновенный мир музыкального творчества великого норвежского композитора Э.Грига.

по щелчку – смена слайда, по щелчку – рисунок обложки книги и надпись по щелчку – рисунок, по щелчку (после ответов детей) – название рассказа
9. Откройте учебники на стр.66.

Иллюстрация к 1 части

Первую часть текста читают заранее подготовленные дети. по щелчку, далее во время чтения по щелчку появляется рисунок
10. Иллюстрация ко 2 части. Вторую часть рассказа читает учитель. во время чтения по щелчку появляется рисунок
11. Встреча Дагни иГрига – Что больше всего взволновало вас при чтении рассказа?

– Откройте первую часть. Какое важное событие описано в ней?

– Где происходит действие?

– Что делал в лесу Э.Григ?

– С какой целью отправилась дочь лесника в лес?

– Чем привлекла к себе внимание Грига Дагни?

– Почему Григу захотелось сделать Дагни подарок? Почему именно такой подарок?

– Как отнеслась Дагни к такому подарку? Почему Григ решил подарить музыку лет через 10?

– Какой вам представляется Дагни, какие чувства она у вас вызывает?

– Найдите описание леса, прочитайте про себя. Чем вам нравится это описание?

по щелчку– смена слайда по щелчку– надпись и рисунок
12. Какие литературные приёмы использовал Паустовский для описания осеннего леса?

Олицетворение

Сравнение

Ответы детей: олицетворение, сравнение, с приведением примеров. по щелчку– смена слайда, по щелчку– вопрос, по щелчку – определения
13. грибной лес

весёлое эхо

осенний наряд

 

 

Метафора – употребление слова в переносном значении.

– Можно ли эти словосочетания отнести к уже известным вам приёмам?

– Может ли лес быть грибным? Что хотел сказать автор этим словосочетанием?

Мы знакомимся с новым литературным приёмом – метафорой.

– Какие сочетания слов, сравнения вам хотелось бы запомнить?

– Для чего автор так поэтично описывает осень в лесу? Чьими глазами мы видим этот лес?

по щелчку– смена слайда, по щелчку– словосочетания, по щелчку – определение
14. Музыка для Дагни. – В какой обстановке творил Григ? На что похож его дом?

– О чём пишет Паустовский, как о живом, в этой части?

– О чём повествует музыка Грига?

– О чём думал Григ, сочиняя музыку для Дагни Педерсон?

– Найдите строки, которые выражают главное настроение музыки для Дагни.

– Кто был первым слушателем музыки?

– Почему этих слушателей композитор ценил больше, чем посетителей концертов?

– Взволновало ли вас описание музыки, данное Паустовским?

– С какой стороны открылся вам писатель, о чём он хотел рассказать нам?

– Каким главным чувством пронизан этот рассказ?

– Какую главную мысль хотел донести до нас Паустовский?

– Мы продолжим работу над этим произведением на следующем уроке, но есть ли строки, которые уже взволновали вас?

по щелчку – смена слайда, по щелчку – надпись и рисунок по щелчку – рисунки
15. Задание на дом – Дома вы перечитаете 1 и 2 части рассказа, подготовите их пересказ. по щелчку– смена слайда, по щелчку – надпись
16. Драма “Пер Гюнт”, портрет Генриха Ибсена – А сейчас я предлагаю вам снова окунуться в мир музыки Грига. Я предлагаю вам послушать музыку к драме Генриха Ибсена “Пер Гюнт”. по щелчку – смена слайда, по щелчку – надпись и портрет
17. Иллюстрации “Пер Гюнт и тролли”, “Сольвейг”, надпись “Песня Сольвейг” – Пер Гюнт – простой деревенский парень. Это бесстрашный юноша, но насмешливый и эгоистичный. Однажды он встречает светловолосую девушку – Сольвейг, что обозначает “солнечный путь”. Пер не скрывает восхищения ею. Но он должен заслужить её любовь. Ему предстоят долгие годы странствий и испытаний, и он просит Сольвейг, чтобы она ждала его. И Сольвейг обещает дождаться. Итак, “Песня Сольвейг”. по щелчку – смена слайда, по щелчкам – рисунки и надпись
18. Иллюстрации (портрет Э.Грига на марке, портрет Сольвейг, дом Сольвейг летом и зимой) Звучит “Песня Сольвейг” по щелчку – смена слайда, по щелчку – начинает звучать музыка, по щелчку появляются рисунки
19. Виды Норвегии Звучит “Песня Сольвейг” по щелчку – смена слайда и показ фотографий (3 шт.)
20. Виды Норвегии Звучит “Песня Сольвейг” по щелчку – смена слайда и показ фотографий (7 шт.)
21. Виды Норвегии Звучит “Песня Сольвейг”

– Наш урок заканчивается.

– Что вам запомнилось больше всего из сегодняшнего урока?

– С каким настроением вы уйдёте с этого урока?

– Я благодарю вас за хорошую работу. (Оценки за урок.)

по щелчку – смена слайда и показ фотографий (3 шт.), к концу уменьшается громкость музыки