Занятия по приобщению детей к декоративно-прикладному искусству Дагестана

Разделы: Работа с дошкольниками


Сентябрь

Занятие: Знакомство с балхарским искусством и орнаментом.

Предварительная работа: краткая беседа о народном декоративно-прикладном искусстве Дагестана, рассматривание изделий дагестанских мастеров. Обратить внимание на особенности орнамента каждого вида народного искусства, которые имеют свои характерные формы.

Цель: познакомить детей с балхарской художественной керамикой. Дать понятие, что балхарское искусство разнообразно по характеру форм изделий и их декоративного решения. Обратить внимание на элементы росписи балхарских изделий. Упражнять в рисовании некоторых элементов: точки, море, горы, дорога.

Материал: балхарские изделия или их репродукции, таблицы с элементами балхарской росписи, полоски бумаги, кисти, коричневая гуашь, графитный карандаш.

Ход занятия: Рассмотреть с детьми балхарские керамические изделия или их репродукции, дать детям потрогать их, любоваться узорами, формами, обратить внимание детей на отдельные элементы узора. Рассматривать с детьми таблицы с элементами балхарской росписи. Дать детям некоторые понятия, которые содержат графические изображения отдельных элементов. Например, волнистая линия – ручей, море, прямая – земля, ломаная – горы.

Кроме того, назвать и показать им такие элементы как звездочка, завиток, точки, штрихи и т.д. Затем, предложить детям нарисовать на бумаге простыми карандашами такие элементы как горы, море, дорога.

После того, как дети поупражнялись в рисовании этих элементов, предложить им выполнить эти же элементы росписи с помощью кисти на белой бумаге коричневой краской. По ходу занятий, воспитатель подбадривает детей, оказывает индивидуальную помощь затрудняющимся. В конце, все работы выставляются на доске. Дети называют элементы и любуются своими работами.

Октябрь

Занятие: “Обучение лепке и росписи балхарского кувшина для молока”.

Цель: учить лепить кувшин для молока (вытягивать горло, плотно примазывать ручки, разглаживать поверхность). Познакомить с приемами рельефного украшения и процарапывания. Воспитывать интерес к народному творчеству.

Материал: балхарская керамическая посуда, таблицы с элементами балхарской росписи и последовательностью выполнения работы, глина, блюдца с водой, подкладная доска, стеки.

Организационный момент: рассмотреть с детьми балхарскую керамическую посуду: кувшины разной формы, тарелки, пиалы, чашки, обратить внимание на форму предметов, подробно рассказать о приемах лепки, с помощью которых и создаются различные формы изделий. Рассмотреть таблицы с элементами росписи.

Ход занятий: рассмотреть с детьми кувшин для молока, обратить внимание на форму, пропорциональные отношения, объяснить приемы и последовательность лепки. Затем детям предлагают приступить к лепке. По ходу работы воспитатель присматривает за детьми, подбадривает их и помогает индивидуально.

Завершив лепку, поверхность кувшина сглаживают пальцами, смоченными в воде, и готовят к росписи. Воспитатель объясняет и показывает приемы рельефного украшения и процарапывания и предлагает, используя один из этих приемов, украсить кувшин знакомыми элементами балхарской росписи.

После того, как дети закончат работу, кувшины можно выставить в группе или подарить детям младшей группы.

Ноябрь

Декоративное рисование: “Роспись на бумаге силуэта тарелки балхарским узором”.

Цель: познакомить детей с новыми элементами балхарской росписи: звездочка, колесо, рога. Формировать умение выполнять несложные узоры на круге, пользуясь знакомыми элементами. Развивать наблюдательность, чувство ритма.

Материал: балхарские декоративные тарелки, цветные иллюстрации, таблицы с элементами балхарской росписи, тарелки-круги из коричневой бумаги, кисти, белая гуашь.

Предварительная работа: воспитатель рассказывает детям, что балхарские мастерицы изготавливали декоративные тарелки для украшения интерьера своего жилища. Каждый из них имеет свой неповторимый узор. Представляет вниманию детей балхарские тарелки или их цветные иллюстрации, обращает внимание на узоры в середине тарелки и по краям. Продемонстрирует детям таблицы с последовательностью выполнения узора на тарелке, предлагает внимательно изучить эти таблицы.

Ход занятия: Воспитатель знакомит детей с новыми элементами: звездочка, колесо, рога. Предлагает детям представить себе будто бы они балхарские мастера и пусть каждый самостоятельно составит свой узор из знакомых элементов и украсит им свою тарелку. Звучит тихая аварская мелодия. Дети приступают к работе. Воспитатель напоминает, что роспись тарелки начинается с центра, а край тарелки обычно заполняется различными мотивами ленточного орнамента.

В конце занятия воспитатель устраивает выставку детских работ и предлагает украсить ими группу.

Декабрь

Занятие: “Лепка балхарской игрушки “Птичка”

Предварительная работа: Знакомство с искусством Зубайдат Умалаевой. Рассматривание ее игрушек, репродукций. Рассматривание картины “На пастбище”.

Цель: ознакомление детей с глиняной игрушкой балхарских мастериц. Учить передавать образ птицы пластическим способом, изображая характерные особенности. Стекой ритмично намечать перышки. Способствовать развитию творческого воображения.

Материал: образцы глиняных игрушек, репродукции. Таблицы с изображением последовательности лепки. Глина, стеки, блюдце с водой, подкладная доска.

Ход занятия: воспитатель демонстрирует детям таблицы с последовательностью выполнения лепки птички, обращает внимание на форму, соотношение частей. Объясняет и показывает прием лепки птички пластическим способом. Затем предлагает притупить к лепке птички. По ходу занятия обратить внимание на более точную передачу формы.

Помогает затрудняющимся подсказом или показом. После того, как дети закончили лепку, воспитатель предлагает разглаживать поверхность и объясняет, как с помощью стеки можно намечать перышки. В конце занятия все работы выставляются на столе и воспитатель предлагает детям выбрать понравившуюся ему птичку и рассказать. Почему ему понравилось именно эта птичка.

Январь

Занятие: “Знакомство с ковровым искусством и орнаментом паласов”

Цель: познакомить детей с традиционным народным художественным промыслом Дагестана- ручным ковроткачеством. Раскрыть некоторые его особенности, материал, специфика орнамента, цвет. Знакомить с орнаментом паласов. Воспитывать интерес к труду мастериц.

Материал: маленькие коврики, репродукции различных ковровых изделий, разные виды пряжи, инструменты: нож-крючок, колотушка, цветная бумага, ножницы и т.д.

Ход занятия: В групповом помещении оформлен уголок в стиле дагестанской сакли. Там стоят традиционные предметы быта горцев: керосиновая лампа, керамические кувшины, декоративные тарелки, небольшие коврики. У стены гребень, веретено, небольшой ковроткацкий станок с разноцветными клубочками нитей. Возле станка лежат необходимые для ковровщицы инструменты: колотушка, ножницы, специальный ножик. Рядом на полочке, иллюстрации дагестанских ковровых изделий. Возле станка сидит воспитательница в роли ковровщицы (бабушка Марият). Она спрашивает у детей, есть ли у них дома ковровые изделия? Для чего они служат? Из какого материала изготавливают ковры. Что еще делают из шерсти. Выслушав ответы детей, мастерица кратко, ярко, образно рассказывает о древнейшем народном искусстве Дагестана – ковроделии. Бабушка Марият продемонстрирует детям фотографию изображения мастериц за ковроткацким станком: – “Над головой мастерицы по верхнему краю станка висят до пятнадцати нити разных цветов и оттенков Гибкие пальцы ковровщицы перебирают основу, вяжут узлы. Закончив очередную линию узлов, ковровщица берет в руки колотушку, осаждает, уплотняет им узлы. Затем ножницами ровно отрезается ворс и начинается новый ряд узлов. Очень быстро работают пальцы, но медленно растет ковер. Ковровое искусство Дагестана богато и разнообразно. Все ковры делятся на три группы: ворсовые, безворсовые и войлочные” – рассказывает она. Дети вместе с бабушкой рассматривают коврики маленьких размеров, иллюстрации ворсовых, безворсовых и войлочных ковров. Бабушка Марият рассказывает как и почему на коврах появились яркие и красивые узоры, которые похожи не только на треугольники, квадраты, ромбики, но и на животных, птиц, людей и т.д. Обращает особое внимание на специфику орнамента каждого вида ковровых изделий. Детям предлагают вырезать из цветной бумаги полоски, квадраты, треугольники и ромбики. Бабушка Марият говорит детям, что они встретятся еще не раз, для дальнейшего ознакомления с ковровым искусством, прощается с детьми и уходит.

Февраль

Аппликация: “Составление композиции паласа”.

Цель: познакомить детей с простейшими элементами орнамента паласов. Научить вырезать из бумаги полоски, треугольники, квадраты и ромбики, используя разные способы. Формировать навыки композиции с учетом цвета и ритма в работе с готовыми и самостоятельно вырезанными геометрическими фигурами.

Материал: репродукции паласов, таблицы с элементами орнамента, цветная бумага, полоски бумаги для фона, ножницы, кисти, клей.

Ход занятия: Занятие начинается с того, что воспитатель демонстрирует таблицы с элементами орнамента паласов и примерами составления несложных сочетаний из одного, двух элементов. Затем воспитатель достает из коробочки разноцветные геометрические фигуры, составляет из них на доске разные узоры, красивые по цвету и орнаменту. Воспитатель объясняет детям, что цвета бывают теплые и холодные. К теплым цветам относятся: красный, оранжевый и желтый, к холодным относятся синий, голубой, серый. После этого воспитатель предлагает детям вырезать из цветной бумаги полоски, треугольники, ромбики и правильно располагать их на листе бумаги, стараясь составить узор для паласа. Затем дети наклеивают элементы на фон, с учетом цветовых отношений и ритма по своему вкусу и желанию. Воспитатель поддерживает и поощряет детей за нахождение оригинальных решений композиции, хвалит детей за трудолюбие и фантазию.

Март

Занятие: “Знакомство с унцукульским искусством и орнаментом”.

Цель: познакомить детей с унцукульской насечкой дерева металлом. Учить внимательно, рассматривать изделия, обратить внимания на элементы унцукульской насечки и поупражнять детей в рисовании некоторых элементов орнамента. Формировать умение создавать узоры на бумаге из одного, двух элементов. Развивать чувство ритма.

Материал: изделия унцукульских мастеров, иллюстрации. Таблицы с элементами унцукульского орнамента, полоски бумаги, кисти, гуашь.

Ход занятия: В группе на столах разложены изделия унцукульских мастеров, их иллюстрации, таблицы с элементами унцукульской насечки. Воспитатель показывает детям изделия, рассказывает о них, знакомит с материалом и предметами.

Содержание рассказа: В давние времена унцукульские мастера изготавливали только трубки, трости, ручки кнута. В настоящее время они изготавливают много изделий: декоративные вазы, тарелки, подсвечники, кувшины, женские украшения и многое другое. Красота изделий унцукульских мастеров складывается из разнообразных традиционных форм предметов и оригинальных кружевных узоров насечки. Основным материалом для унцукульских изделий служат кизиловые и абрикосовые породы деревьев, отличающиеся твердой древесиной.

Выбрав форму, определив размер, мастер наносит узор на бумагу. Затем начинается основная работа – насечка. Чтобы выполнить весь узор, мастеру приходится проделать тысячи мелких операций по насечке. После этого изделие полируют и покрывают лаком”.

Закончив рассказ, воспитатель предлагает детям ещё раз просмотреть изделия, репродукции, обратить внимание на красоту узоров. С помощью таблиц знакомит детей с такими элементами унцукульской насечки как круги, штрихи, птичий след, мышиный хвост, показывает прием их рисования и предлагает детям поупражняться в рисовании этих элементов на полоске бумаги. Во время работы воспитатель присматривает за детьми, хвалит за самостоятельность и творчество.

Апрель

Декоративное рисование: “Роспись вазы по мотивам унцукульской насечки”.

Цель: учить расписывать вазу характерным узором унцукульской насечки, используя знакомые элементы и полюбившиеся способы их сочетания, развивать чувство композиции, ритма.

Материал: изделия унцукульских мастеров, таблицы с элементами унцукульского орнамента, силуэты вазы, вырезанные из бумаги охристо-коричневого цвета, белая или желтая гуашь, кисти.

Ход занятия: Воспитатель рассматривает с детьми изделия, таблицы с элементами унцукульской насечки и последовательностью выполнения узора на вазе. Обращает внимание на роспись горловины и тулова. Затем предлагает им представить себе будто они в унцукульской мастерской и самостоятельно составить свой узор и украсить им вазу. Дети работают под тихую спокойную мелодию. Воспитатель подбадривает детей, оказывает индивидуальную помощь. По окончанию занятия, все работы выставляются на доске. Воспитатель предлагает детям выбрать красиво расписанные вазы, рассказать, какие элементы использованы.

Май

Декоративное рисование: “Роспись изделий на ярмарку”. (Кувшины, тарелки, вазы).

Цель: способствовать самостоятельному выбору детьми изделия для росписи на ярмарку, расписывать их пользуясь знакомыми элементами балхарской и унцукульской росписей. Воспитывать любознательность и желание украшать силуэты из бумаги.

Материал: таблицы с элементами балхарской и унцукульской росписей, таблицы с последовательностью выполнения узора на силуэтах разных предметов унцукульских и балхарских мастеров, силуэты кувшинов, ваз, тарелок, вырезанные из тонированной бумаги, белая и желтая гуашь, кисти.

Ход занятия: На доске воспитатель вывешивает таблицы с элементами балхарской и унцукульской росписей, таблицы с последовательностью выполнения узора на силуэтах разных предметов унцукульских и балхарских мастеров.

Обращает внимание детей на знакомые им элементы унцукульской и балхарской росписей, уточняет последовательность выполнения узора на предметах разных форм. На столах силуэты кувшинов, ваз и тарелок из тонированной бумаги. Воспитатель предлагает детям расписывать на ярмарку любые из этих изделии знакомыми элементами унцукульской и балхарской росписи. Дети подходят к столу, выбирают понравившиеся себе изделия и приступают к работе. Воспитатель подходит к детям, спрашивает, как они хотят украсить свое изделие, оказывает индивидуальную помощь при необходимости, предлагает ещё раз внимательно рассмотреть таблицы. В конце занятия все работы выставляются на доске. Воспитатель хвалит детей, говорит, что они хорошие мастера. Дети любуются красотой и разнообразием изделий. После сна можно организовать “ярмарку”.