Воспитатель – творческая профессия

Разделы: Работа с дошкольниками, Общепедагогические технологии


Работа воспитателя или педагога дошкольного образования – одна из самых важных и сложных. При этом она существенна не только в процессе воспитания маленького человека, но и в становлении его личности.

Данная работа рекомендована молодым педагогам ДОУ. В ней воспитатель делится опытом своей работы.

Работа воспитателя или педагога дошкольного образования – одна из самых важных и сложных. При этом она существенна не только в процессе воспитания маленького человека, но и в становлении его личности.

Что же такое “творческая личность” применительно к профессии педагога дошкольного образования.

Основным качеством такого педагога должна быть постоянная готовность к игре и умение превращать в игру самое скучное и серьезное занятие. Это не значит, что все занятия нужно превращать в театрализованные представления. В дошкольном возрасте игра является основным средством общения, обучения, познания и формирования характера и личности ребенка. Поэтому нужно быть готовыми к участию в игре и уметь ее организовать. Дети живут в мире образов, они очень любят разные превращения, часто сами, без участия взрослых, становятся различными персонажами сказок и мультфильмов.

В зависимости от того, какой нужен результат, можно совершать различные “превращения”. Например, если нужно создать тишину можно “превратить” детей в рыбок, бабочек, цветы, камни т.п. Можно вместе с детьми придумать разные слова – заклинания для подобного “превращения”. Если же необходимо ускорить наведение порядка или сборы на прогулку, можно ввести соревновательный момент: кто быстрее, лучше, точнее, аккуратнее уложит игрушки, наденет одежду и т.д.

Чтобы собрать внимание детей и подготовить их к проведению спокойного и серьезного занятия, не помешают “превращения” в умных мальчиков и девочек, художников, артистов.

Чтобы настроить детей на занятие можно начать его с определенного звука, мелодии, стихотворения. Поэтому нужно иметь в группе звонкий колокольчик, будильник, дудочку, “волшебную палочку” и др. предметы для создания нужной атмосферы и настроения.

Очень помогает в проведении занятия с детьми большой запас учебного материала. Тогда дети, выполняя то или иное занятие, будут иметь возможность выбора цвета, формы. Это развивает самостоятельность мышления, ускоряет процесс обучения.

Нужно ознакомить родителей с произведениями творчества их детей. Для этого можно сделать стенд, лист плотной бумаги с “кармашками”, куда можно вставлять детские работы. В свое группе я подготовила ширму – персональную выставку детских работ. Каждый месяц в одну кармашку вставляю фотографию ребенка, а в другие кармашки его работы – рисунки. Поэтому каждый ребенок старался рисовать аккуратно, правильно составлял композицию. Все родители хотят видеть своего ребенка в “лидерах”, поэтому работы детей оценивались не только по общему, но и по индивидуальному принципу, исходя из возможностей каждого ребенка. Нужно постараться, чтобы придумать каждому ребенку особые слова похвалы за рисунок, поделку, чтение стихотворения.

Одной из составляющих творческой личности ребенка является развитие у детей фантазии. Игра может начаться в любой момент и с помощью любого предмета, только нужно знать, как ее организовать и на чем построить. Потренируем свою фантазию. Например, что можно сделать с помощью упавшего на пол со стола карандаша? Какие варианты историй могут возникнуть.

  • карандаш потерял своих друзей другого цвета;
  • карандаш не хочет рисовать “каляки-маляки”, ему жаль свой замечательный стержень, созданный для прекрасных рисунков;
  • карандаш придумал веселую историю и хочет ее рассказать, изображая персонажей на картинках;
  • карандаш мечтает превратиться в волшебную палочку, но боится, вдруг не получится, и ждет помощи от ребят.

Теперь попробуем выбрать характер игры на придуманные темы.

Тема: Поиски друзей – карандашей.

Варианты:

  • Можно достать остальные карандаши, раздать их детям и вспомнить названия предметов такого цвета;
  • Можно отправиться в далекое путешествие в разноцветные страны и путешествовать целую неделю, ежедневно осваивая какой-либо цвет. Это могут быть страны разных предметов, фруктов, цветов, птиц, насекомых, рыб.

У каждого педагога есть свои излюбленные формы работы, темы и методики. И я решила провести в группе кружок театрализованной деятельности, потому что дети больше всего любят театрализованные игры, игры – драматизации, сценки, настольные театры. Для проведения занятия можно использовать куклы – перчатки или пальчиковый театр. Какой бы материал на занятии ни объясняла можно использовать прием ведения диалога с игрушкой. Если дети не могут понять суть задания, объясняю это игрушке. Игрушка отвечает “правильно” или честно признается, что ничего не поняла. Тогда можно попросить кого-либо из детей объяснить непонятливой игрушке, что требуется сделать. Дети с удовольствием объясняют задание своим детским языком. Вне занятий мы с детьми репетируем разные сказки, готовим костюмы, маски, драматизируем. Обязательно на утреннике или в свободные дни в зале перед детьми других групп показываем свое представление.

Из фотографий делаем выставку. Какого было удивление, гордость и радость детей, когда их родители превращались в сказочных героев, показывали им сказку – импровизацию “Репка”. Сделали ширму с фотографиями.

Чтобы не возникало трудностей с созданием тишины перед началом занятий нужно иметь в запасе короткие и простые общие игры, которые помогут навести порядок и собрать внимание.

Например: руки – вверх – потянулись; руки – в стороны – покачали головой вправо-влево; сложили ладони перед собой, плотно прижали пальцы и не разъединяя мизинцев больших пальцев, “ раскрыли цветок – тюльпан”. Очень хорошо помогает собрать внимание детей, развивает голос, дыхание, снимает застенчивость следующий прием:

  • “зажимаем” в кулачок гласную “а”, затем “бросаем” ее – а-а-а-а;
  • также с буквой “о”;
  • повторяем действия с другими гласными, затем “сматываем” в клубочек гласную “и”, пока хватит дыхания –и-и-и-и. ы;

Также в тренировке правильного произнесения проблемных звуков можно поиграть в игры “Мой автомобиль”, “Продавец слов”.

Чем больше мы соберем материал для занятий, игр, тем интереснее заниматься с детьми. Свои собственные находки всегда пригодятся с большей пользой при творческом осмыслении сценариев, подготовке к праздникам, или адаптации нового материала.