Использование элементарного экспериментирования в практике работы с детьми раннего возраста. Познавательное занятие "В гости к Зайке"

Разделы: Работа с дошкольниками


Цель:

  • Развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования;
  • Закреплять знания детей о свойствах камня - твердый, тяжелый, не бьется;
  • Закрепить знания детей о свойствах предметов - плавает, тонет;
  • Закрепить знания детей о цветах, соотношение размера и цвета;
  • Способствовать накоплению у детей конкретных представлений о свойствах воды - прозрачная, бесцветная, может изменять цвет;
  • Развивать речь, активизировать их словарь - твердый, тяжелый, не бьется, плавает, тонет, легкая, прозрачная, бесцветная, разноцветная;
  • Развитие мелкой моторики рук;
  • Воспитывать аккуратность при работе с камнями, водой.

Предварительная работа:

  • Рассматривание камней в аквариуме.
  • Рассматривание воды после рисования красками.

Дидактическая игра "Разноцветные капельки"

Материалы:

  • Игрушка зайчик,
  • Тазики с водой.
  • Коробки разного цвета,
  • Камни большие и маленькие,
  • Детские ведерки.
  • Игрушки "Рыбки" на каждого ребенка,
  • Ватман с нарисованным солнышком,
  • Краска,
  • Кисточка,
  • Емкости с водой (прозрачной, разноцветной)
  • Салфетки.
  • Игрушки из киндер - сюрприза,
  • Цветные кормушки.

Ход занятия

Воспитатель с детьми заходят в группу.

Ой, а кто это сидит на стульчике? (зайчик). Давайте и с ним поздороваемся.

А что это ты нам принес? (ведерко).

А что в нем? ( камешки).

Сколько их? (много).

Воспитатель: Возьмите камешки, какие они?

Дети: Твердые, большие. Маленькие, холодные.

Воспитатель:

В руки камешки мы взяли, друг о друга постучали.

Вот так. Вот так,
Не разбить нам их никак.

Положите камешки на пол и попробуйте топнуть по камешкам ножкой.

Вот так. Вот так,
Не разбить нам их никак

Наши камушки разбились? (нет)

Ребята положите камешки в коробку. Большие камешки будем класть в красную коробочку, а маленькие - в зеленую.

Спрашиваем у детей, кто в какую коробочку положил свой камешек?

Воспитатель: Ребята, а Зайчик еще одно ведерко принес. Что в нем? (рыбки)

  1. А какого они цвета? (желтого), возьмите по одной рыбке. Сожмите ее.
  2. Какая она? (твердая) а в другую руку возьмем камешек.
  3. Что легче, а что тяжелее? Давайте рыбки и камешки опустим в воду.
  4. Где камешек? Почему? Какой он - легкий или тяжелый? (утонул - тяжелый)
  5. А где рыбка? (не утонула , она плавает). Она тяжелая или легкая? (ответы)

Воспитатель: Зайка посмотри камешки утонули, потому что они тяжелые, а рыбки не утонули они плавают, потому что они легкие.

Воспитатель: Камешки спрятались и мы поиграем в прятки.

Раз, два., два, три, четыре, пять - будем в прятки мы играть.

Игра "Прятки"

Воспитатель:

Маленькие игрушки тоже хотят с нами поиграть в прятки, а поможет им спрятаться от нас - водичка.

Зайчика садим на стул и подходим к столу, на котором стоят две емкости с водой (бесцветной), краска, кисточка. Салфетка, две игрушки из киндер - сюрприза.

Воспитатель:

Раз - два, раз - два- начинается игра.
Раз. Два. Три. Четыре, пять - пора глазки закрывать.

Дети закрывают глаза. Я опускаю в один из сосудов с водой игрушку (вода прозрачная, в ней хорошо видна игрушка)

Воспитатель: Где игрушка? Игрушку хорошо видно потому что вода какая? (прозрачная)

Воспитатель:

Ребятки, давайте покрасим воду (наливаю во второй сосуд с водой краску, размешиваю ее кисточкой).

Спрячем игрушку? (опускаю игрушку в окрашенную воду)

Раз, два, три- игрушку отыщи. Вы видите игрушку? (нет)

А почему? Какого цвета вода?(красного)

Игрушка спряталась, ее не видно в окрашенной воде.

А сейчас вы будете прятать свои игрушки а, я буду их искать.

На столе стоят баночки по количеству детей, с прозрачной и окрашенной водой, игрушки, салфетки. Дети "прячут" игрушки, я закрываю глаза.

Воспитатель:

Открываю глаза и иду искать игрушки.

Не вижу. Не вижу (спрашиваю детей почему не видно игрушки, какого цвета вода в баночках).

Воспитатель:

Ребята, мы с вами играем, а Зайка грустит. Давайте для него из разноцветных камушков выложим лучики у солнышка.

Берем Зайку, звучит тихая музыка, на листе ватмана нарисован желтый круг и пунктиром отмечены лучи "солнышка". Выкладывание по контуру.

Воспитатель:

Зайчик, тебе нравится солнышко?

Смотрит солнышко в окошко
Светит в нашу комнатку
Мы захлопали в ладоши
Очень рады солнышку

(Дети хлопают)

Как у наших у ребят
Ножки весело стучат
Топ-топ-топ-топ

(Дети топают)

А устали ножки
Хлопают в ладошки
Хлоп- хлоп-хлоп-хлоп

(Дети хлопают)

Воспитатель: Наш Зайка повеселел. Возьмем его с собой на прогулку и еще с ним поиграем.