Интегрированный урок-игра "Великая Отечественная война: 1418 дней и ночей"

Разделы: История и обществознание


Триединая цель урока:

  1. Познавательный аспект: развитие интереса к историческому прошлому нашей страны через изучение событий Великой Отечественной войны.
  2. Развивающий аспект: развивать у учащихся навыки работы с хронологическим материалом, картами, умение работать в группах.
  3. Воспитывающий аспект: воспитание чувства гражданского долга и чувства благодарности к погибшим в годы Великой Отечественной войны и выжившим ветеранам и людям старшего поколения.

Оборудование:

  • карты, контурные карты;
  • подборка литературных произведений;
  • подборка музыкальных произведений;
  • подборка картин, скульптурных, архитектурных памятников, портретов;
  • мультимедийное оборудование;
  • презентация;
  • тексты исторических источников;
  • таблицы;
  • кроссворд.

Тип урока: интегрированный, повторительно-обобщающий, комбинированный (с использованием игровых элементов).

Эпиграф:

В истории России войны – это тяжкий труд всего народа.
(В. Ключевский)

Ход урока

Приложение

Организационный момент.

Приветствие друг друга и гостей, класс делится на 3 группы: «Красноармейцы», «Труженики тыла», «Партизаны».

Ставятся цели урока, объясняются условия проведения и выполнения заданий.

Мотивация к учебно-познавательной деятельности учащихся.

Давайте вспомним основные вехи истории России через кроссворд. Найдите слово по вертикали и узнаете моё пожелание вам. (Удачи)

Вопросы к кроссворду:

  1. 1380 г.: поле, давшее название сражению. (Куликово.)
  2. 1812 г.: деревня, давшая название сражению. (Бородино.)
  3. 1240 г.: река, давшая название сражению. (Нева.)
  4. 1770 г.: бухта Средиземного моря, давшая название сражению. (Чесма.)
  5. 1790 г.: крепость на Дунае, штурмом взятая А.В. Суворовым. (Измаил.)

(Звучит 1-й куплет песни А. Александрова «Священная война».)

Вводное слово учителя: Все дальше уходят в историю грозные и героические события Великой Отечественной войны. Но люди всегда будут помнить беспримерный подвиг советского народа, который в 1941-1945гг. одержал великую победу и на фронте, и в тылу.

Сегодня на уроке мы повторим основные события Великой Отечественной войны в разных формах. Ваша работа на уроке будет оцениваться как индивидуально, так и в группе; потребуется применение ваших знаний из области литературы, музыки, живописи.

Проблемный вопрос.

Как вы понимаете слова русского историка В.О. Ключевского: «В истории России войны – это тяжкий труд всего народа...»? Чей вклад в Победу  более ощутим? (Красной Армии, тружеников тыла, партизан.)

I. Практика под руководством учителя. Географический охват деятельности в годы войны.

Задание 1. «Тактика и стратегия».

Показать по карте географические названия, упомянутые в военной поэзии.
«Красноармейцы»

***

Врагу не сдали Ленинград,
И под Москвой врага разбили,
И отстояли Сталинград,
И ход войны переломили.

***

Теперь у всех нас путь один.
И не стыдимся мы признаться,
Мечта у нас - войти в Берлин
И на рейхстаге расписаться.

«Труженики тыла»

***

Ленинградская блокада,
Дни и ночи Сталинграда,
Дон и Курская дуга,
И уже назад – на шагу!
Все вперед, вперед к рейхстагу,
Чтобы там добить врага…

***

Не расскажешь даже в сказке,
Ни словами, ни пером,
Как с врагов летели каски
Под Москвою и Орлом.

«Партизаны»

***

Подсчитайте, живые,
Сколько сроку назад
Был на фронте впервые
Назван вдруг Сталинград.
Удержались ли наши
Там, на Среднем Дону?
Этот месяц был страшен,
Было все на кону.

***

Зимой машины мчались вереницей
И лёд на Ладоге трещал.
Возили хлеб для северной столицы,
И Ленинград нас радостно встречал.

Учитель: Работа с картой показала, что деятельностью Красной Армии, тружеников тыла, партизан охвачена огромная территория нашей страны.

II. Фактический вклад в победу.

Задание 2. «Личность в истории».

Приведите в соответствие: герой – подвиг.

«Красноармейцы»

  1. Герой Советского Союза (1943, посмертно), рядовой гвардейского стрелкового полка. 23.02.1943. в бою за д. Чернушки (Псковская обл.) закрыл телом амбразуру пулеметного дзота гитлеровцев, препятствовавшего продвижению подразделения. (А. Матросов)
  2. Летчик, Герой Советского Союза (1941). В Великую Отечественную войну в истребительном авиационном полку. 7.08.1941. одним из первых применил ночной таран. Сбил 6 самолетов. Погиб в бою под Москвой. (В. Талалихин)

«Труженики тыла»

  1. Авиаконструктор, создавший фронтовой бомбардировщик ТУ – 2. (А. Н. Туполев)
  2. Конструктор легендарного танка Т-34. (М. И. Кошкин)

«Партизаны»

  1. Народный партизанский командир, дважды Герой Советского Союза, чьи отряды прошли по территориям Сумской, Курской, Орловской и Брянской областям. (С.А. Ковпак)
  2. Командир партизанами-разведчиками, в отряде которого прославился легендарный разведчик Н.И. Кузнецов. Достаточно назвать переданные его отрядом в Москву сообщения о подготовке гитлеровцами покушения на участников исторического совещания в Тегеране – Сталина, Рузвельта и Черчилля, о размещении под Винницей ставки Гитлера, о подготовке немецкого наступления на Курской дуге. (Д. Н. Медведев)

Задание 3. «Победители».

Приведите в соответствие: фотография – герой.

«Красноармейцы»

Г.К. Жуков, К.К. Рокоссовский, С.М. Будённый (С.М. Будённый).

«Труженики тыла»

Г.К. Жуков, К.К. Рокоссовский, С.М. Будённый (К.К. Рокоссовский).

«Партизаны»

Г.К. Жуков, К.К. Рокоссовский, С.М. Будённый (Г.К. Жуков).

Учитель: Мы убедились, что легендарные подвиги совершали и в Красной Армии, и в тылу, и в партизанских отрядах.

Задание 4. «Военный арсенал».

«Красноармейцы»

Каково историческое значение операции «Багратион».

«Труженики тыла»

Каково историческое значение операции «Уран».

«Партизаны»

Каково историческое значение операции «Концерт».

Задание 5. «Веришь-не веришь».

Работа с сигнальными карточками. Если вы согласны с утверждением, то поднимите красную сигнальную карточку, если нет – синюю.

  1. 30 сентября 1941 г. - январь 1942 г. – Московская битва. (Да.)
  2. 10 июля 1941 г. - 10 сентября 1941 г. защита Брестской крепости. (Нет. Смоленское сражение.)
  3. 2 сентября 1945 г. – капитуляция Германии и Японии. (Нет. Капитуляция только Японии.)
  4. 5 июля - 23 августа 1943 г. – Курская битва. (Да.)
  5. 17.07.1942 г. - 2.02.1943 г. – Сталинградская битва. (Да.)

Физкультурная минутка.

Все умеют танцевать,
Прыгать, бегать, рисовать,
Но пока не все умеют
Расслабляться, отдыхать.
Есть у нас игра такая –
Очень лёгкая, простая,
Замедляется движенье,
Исчезает напряжение…
И становится понятно –
Расслабление приятно!

Давайте представим себя красивым цветком. Теплый луч упал на землю и согрел в ней семечко. Из семечка проклюнулся росток. Из ростка вырос прекрасный цветок. Нежится цветок на солнце, подставляет теплу и свету каждый свое лепесток, поворачивая свою голову вслед за солнцем.

Задание 6. «Военная мозаика».

Используя данные изображения, узнайте события, укажите основных исторических персоналий соответственно каждому событию.

«Красноармейцы»

Парад на Красной площади 7 ноября 1941 г.

«Труженики тыла»

Оборона дома Павлова, Сталинградская битва, 1942 г.

«Партизаны»

Казнь Зои Космодемьянской, битва за Москву, 1941 г.

III. Независимая самостоятельная практика учащихся. Этих дней не смолкнет слава.

Задание 7. «Война в искусстве».

Используя данные произведения искусства, опишите роль Красной армии, тружеников тыла, партизан в годы войны.

Из публицистики:

  1. Война - это 1725 разрушенных и сожженных городов и посёлков, свыше 70 тысяч сёл и деревень в нашей стране. Война - это 32 тысячи взорванных заводов и фабрик, 65 тысяч километров железнодорожных путей.
  2. Война - это 900 дней и ночей блокадного Ленинграда. Это 125 граммов хлеба в сутки. Это тонны бомб и снарядов, падающих на мирных людей. Это 15249 юных ленинградцев, награждённых медалью «За оборону Ленинграда».
  3. Война - это 20 часов у станка в день. Это урожай, выросший на солёной от пота земле. Это кровавые мозоли на ладонях таких же девчонок и мальчишек, как ты.

По литературным произведениям укажите его название и автора.

«Красноармейцы»

***

…Жди, когда наводят грусть
Жёлтые дожди,
Жди, когда снега метут,
Жди, когда жара,
Жди, когда других не ждут,
Позабыв вчера…

(К. Симонов «Жди меня».)

«Труженики тыла»

***

…Переправа, переправа!
Берег левый, берег правый,
Снег шершавый, кромка льда….
Кому память, кому слава,
Кому тёмная вода…

(А. Твардовский «Василий Тёркин».)

«Партизаны»

***

Помните!
Через века, через года,
Помните о тех, кто уже не придёт никогда.
Помните!
Песню свою отправляя в полёт,
Помните о тех, кто уже никогда не споёт.
Помните!

(Р. Рождественский «Реквием».)

По картинам художников назовите событие, ему посвящённое.

«Красноармейцы»

В. Шаталин «Битва за Днепр».

«Труженики тыла»

А. Дейнека «Оборона Севастополя».

«Партизаны»

П. Кривоногов «Поединок».

По фотографиям памятника определите место его нахождения. Чему он посвящён?

«Красноармейцы»

Скорбящая мать на Пискарёвском кладбище в Санкт-Петербурге.

«Труженики тыла»

Родина-мать в Волгограде.

«Партизаны»

Могила Неизвестного солдата у Кремлёвской стены в Москве.

Задание 8. «Поиск».

Каждая команда получает (по жребию) текст с исторической ошибкой. Ее необходимо найти и исправить.

Текст №1.

22 июня 1941 г. гитлеровская Германия, вероломно нарушив договор о ненападении, без объявления войны напала на СССР. Вместе с германскими войсками в боевых операциях участвовали вооруженные силы Венгрии, Италии, Румынии. Первыми встретили агрессора защитники Ленинграда. Уже начало войны показало, что наши люди готовы не щадя жизни биться за свободу Отчизны. (Защитники Брестской крепости.)

Текст №2.

В середине ноября 1941 г. начался второй этап фашистского наступления на Москву. Вражеские войска стремительно развивали наступление на Клин, Волоколамск. В эти критические дни для Москвы Верховным Главнокомандующим был подписан приказ № 227 «Ни шагу назад!», который вводил жестокие наказания за отступление без распоряжения свыше. (Приказ был издан в июле 1942 г. в преддверии битвы за Сталинград.)

Текст №3.

В результате организованной жестокой обороны враг был измотан. Теперь наступали советские войска, германские войска перешли к обороне. Но сдержать контрнаступление наших войск под Курском они уже были не в силах. 5 августа были освобождены Орел и Белгород, а 23 августа - Харьков. На этом завершилась Курская битва, которая положила начало коренного перелома в ходе Великой Отечественной войны. (Курская битва завершила коренной перелом в войне. Сталинградская битва положила начало коренному перелому в войне.)

IV. Самоконтроль и самооценка результатов работы.

Задание 9. Разгадайте кроссворд.

  1. (По горизонтали.) В честь освобождения этого города прогремел первый салют 5 августа 1943 года.
    (По вертикали.) План германского командования нападения на СССР.
  2. В честь освобождения этого города прогремел первый салют 5 августа 1943 года.
  3. Партизанка, ставшая примером мужества и героизма.
  4. Деревня, близ которой произошло крупнейшее танковое сражение.
  5. Полководец, принимавший участие в битвах под Москвой, Сталинградом, Берлином.
  6. В первый месяц войны упорное сопротивление врагу оказали защитники этой крепости-героя.
  7. Лётчик, сбивший 59 немецких самолётов; трижды Герой СССР.
  8. Вывоз людей, ценного имущества из опасных зон, вывод войск из ранее занимаемых районов.
  9. Полководец, представлявший СССР на подписании акта о капитуляции Германии; возглавлявший оборону Москвы.
  10. Кому принадлежат слова: «Велика Россия, а отступать некуда: позади - Москва»?
  11. 5-6 декабря 1941г. – контрнаступление Красной Армии под эти городом.
  12. Кто возглавлял ГКО, Ставку Верховного Главнокомандования во время войны?

V. Подведение итогов занятия. Выставление оценок.

Проблемный вопрос.

Как вы понимаете слова русского историка В.О. Ключевского: «В истории России войны – это тяжкий труд всего народа...»? Чей вклад в Победу  более ощутим? (Красной Армии, тружеников тыла, партизан.) Премьер-министр Великобритании У.Черчилль писал: «Не было в мире такой силы, которая могла бы сломить и сокрушить германскую армию и нанести ей такие колоссальные потери, как это сделали русские, Советская Армия». (Лозунг «Всё для фронта! Всё для Победы!» подтверждает всенародный вклад в разгром фашистов, отечественный характер войны.)

Давайте почтим память погибших в той Великой войне минутой молчания. Прошу всех встать! Прошу садиться!

VI. Рефлексия.

Задание 10.

Работа с сигнальными карточками.

Если вы узнали что-то новое на уроке, поднимите красную карточку. Если нет – синюю карточку.

VII. Определение домашнего задания.

  1. Составить кроссворд по теме.
  2. Найти 10 малоизвестных фактов о роли наших земляков в годы Великой Отечественной войны.