Интегрированное занятие по развитию речи и ознакомлению с художественной литературой во второй младшей группе

Разделы: Работа с дошкольниками


Тема: «К нам идет весна».

Программное содержание:

  1. Знакомить детей с признаками времени года весна. Учить детей составлению описательного рассказа по картинкам.
  2. Развивать творческое воображение детей, используя нетрадиционные формы аппликации.
  3. При помощи игр, развивать физиологическое речевое дыхание и мелкую моторику.
  4. Обогащать активный словарь.
  5. Развивать зрительное и слуховое внимание, память.

Материал: «Оживленное» изображение ручейка (приложение 1), картинки на тему весна (солнце, капель сосульки, ручьи и т.д.). Изображение солнца, мольберт.

Контурное изображение солнца, пшено, клейстер, кисточки, желтые воздушные шарики, красный фломастер или маркер - на каждого ребенка.

Ход занятия

Воспитатель читает стихотворение о весне (например: «Деньки стоят погожие». Михаила Пляцковского), делая интонационный акцент на приметах весны.

ДЕНЬКИ СТОЯТ ПОГОЖИЕ

Деньки стоят погожие,
На праздники похожие,
А в небе — солнце теплое,
Веселое и доброе.

Все реки разливаются,
Все почки раскрываются,
Ушла зима со стужами,
Сугробы стали лужами.

Покинув страны южные,
Вернулись птицы дружные.
На каждой ветке скворушки
Сидят и чистят перышки.

Пришла пора весенняя,
Пришла пора цветения.
И, значит, настроение
У всех людей — весеннее!

Воспитатель: Дети посмотрите внимательно в окно и ответьте, пожалуйста, какое время года сейчас у нас?

Дети: отвечают, если дети затрудняются ответить, им задаются наводящие вопросы.

Затем воспитатель показывает картинки на тему (с изображением весны, главных ее примет - солнце, капель, ручейки), среди которых оказывается изображение Ручейка.

Воспитатель: Дети посмотрите, кто пришел к нам в гости. Это же Ручеек, здравствуй, ручеек.

Ручеек: Здравствуйте! Здравствуйте, ребята!

Воспитатель: Как же ты к нам попал?

Ручеек: Я родился только вчера и еще совсем маленький, а все вокруг только и говорят, что о весне: и птички, и капельки, что с крыши падают. Один я не знаю, какая она весна?! Вот я и пришел к вам за помощью помогите, пожалуйста, расскажите мне о ней.

Воспитатель: Ребята поможем ручейку?

Дети: Поможем.

Воспитатель: Ты, Ручеек, внимательно слушай, а мы сейчас подумаем, и рассказ придумаем, а помогут нам в этом картинки подсказки.

Дети с помощью воспитателя описывают другие картинки, составляя рассказ.

Пришла весна, пригрело солнышко, снег стал таять, зазвенела капель, побежали ручьи. Из-под снега стали пробиваться первые цветочки, на речках треснул лед и т.д.

Воспитатель: Молодцы ребята постарались и все получилось. Теперь, Ручеек, ты знаешь, что такое весна!?

Ручеек: Да большое спасибо вам ребятки.

Воспитатель: Знаешь Ручеек, а наши дети не только рассказывать о весне, но и показать интересную разминку про нее могут.

Речь с движением «ВЕСНА»

Наконец сегодня солнце
Заглянуло к нам в оконце,
Вместо злых метелей, стуж
На дороге много луж.
Потянуться, поднять руки вверх.
Опустить руки перед собой.
Поежиться.
Ходить на месте (делая широкие шаги).
Очень нежно греет солнышко,
Зачирикали воробушки,
И ворона им в ответ
Громко каркнула: «Привет!»
Поднять голову вверх, вытянуть шею.
Прыгать (изображая воробьев).

Руки отвести за спину, четко проговаривая слово «привет».
Ходят люди, улыбаются,
Ты пришла, весна-красавица!
Ходить по кругу друг за другом, с разведенными в стороны руками. Улыбнуться.

Ручеек: Ой, какие замечательные слова и как здорово у вас все получается. Но мне пора я побежал до свидания!

Дети: До свидания!

Воспитатель: А что у меня есть на мольберте (обращает внимание на картинку с изображением солнышка), что это?

Дети отвечают.

Воспитатель: Расскажите, какое оно?

Дети отвечают.

Воспитатель: Правильно, круглое, лучистое, желтое. Только вот как получается, у меня есть солнышко, а у вас нет. Хотите, чтоб и у вас было солнышко?!

Воспитатель приглашает детей за столы, на которых разложены кисточки, клейстер, альбомные листы и тарелки с крупой. Дети с помощью воспитателя по контуру и в центре заранее изображенного круга кисточкой мажут клейстер и сыплют на него пшено, затем тем же способом делают лучики (они также могут быть заранее прорисованы).

Воспитатель: Молодцы ребятки теперь у каждого из нас есть свое маленькое солнышко. А значит и весна наша будет еще теплее. А пока наши работы сохнут, я предлагаю поиграть в очень интересную игру.

Игра для развития физиологического речевого дыхания «Солнышко и дождик».

Солнышко и дождик.

На слова «Солнышко, можно гулять». Дети перемеща­ются по залу (бегают, подпрыгивают и пр.). Слова «дождь пошел» — дети приседают и на выдохе произносят: «Кап-кап-кап-кап».

Игра продолжается 3—4 минуты.

Воспитатель: Молодцы вижу, вам понравилось играть! А у меня есть для вас еще кое-что – это лучики, подаренные нам весенним солнцем! (раздает каждому воздушный шарик, фломастеры лежат на подносе, в свободное время дети рисую на шариках улыбки).