Стратегии обучения грамматике в основной школе

Разделы: Иностранные языки


Традиционно низкими по результатам ЕГЭ являются результаты работы в разделе “Лексика и грамматика”. Среди возможных причин выделяют недостаточную сформированность сознательного овладения Л-Г материалом, что наносит ущерб языковой компетентности обучающегося.

Следовательно, основная задача заключается в формировании устойчивого Л-Г навыка.

Для успешного решения данной задачи выработаны различные рекомендации, в основном направленные на освоение аналитической и структурообразующей грамматики.

Деятельность учителя заключается в выборе наиболее эффективных стратегий и методик преподавания.

В течение нескольких лет работаю над методической темой “Формирование устойчивого навыка грамматической компетенции”. Убедилась, что научить детей безошибочно выбирать необходимое грамматическое явление невозможно без формирования умения анализировать это явление с различных точек зрения: от признаков частей речи до признаков видовременных форм. Начинать работу по формированию навыка языкового анализа можно еще в начальной школе, так как предлагаемые в УМК М. З. Биболетовой модели предложений уже предполагают наличие у детей способности к минимальному анализу и синтезу. Работая по УМК В. П. Кузовлева в основной школе, испытываю определенные сложности в работе по формированию Л-Г навыка, поэтому использую эффективные, на мой взгляд, приемы и методы из других УМК.

Основываясь на работах известных ученых в области методики обучения иностранному языку и психологии (И. С. Якиманская, В. В. Давыдов, А. Н. Леонтьев, М. А. Давыдова, П. Я. Гальперин), считаю наиболее эффективной деятельностную методику обучения ИЯ, в основе которой лежит принцип поэтапного формирования умственных действий.

В работе использую технологию формирования лексико-грамматических умений и навыков на основе функционально-сознательного подхода. В данном случае педагогическая технология – это процесс достижения планируемых результатов обучения (И. П. Волков); способ, техника выполнения учебных задач, основанная на определенном алгоритме (В. П. Беспалько, В. А. Сластенин).

Работа по овладению лексико-грамматическим материалом состоит из 3 последовательно сменяющих друг друга этапов:

  1. Ориентировочно-подготовительный этап, то есть этап формирования навыка.
    Цель – введение материала и его первичная тренировка.
  2. Ситуативно-стереотипный этап – способствует развитию навыка.
    Цель – автоматизация материала в тождественных или аналогичных ситуациях.
  3. Ситуативно-варьирующий этап, направленный на закрепление навыка.
    Цель – активизация материала в устной и письменной речи.

Рассмотрим каждый этап подробнее с точки зрения специальных стратегий обучения, то есть приемов и методов обучения.

Итак, на первом этапе происходит ознакомление с грамматическим явлением, его формой, значением и употреблением в речи. Я считаю, что здесь не обойтись без умения анализировать предложение с точки зрения видовременных форм. Для эффективного формирования навыка анализа использую следующий прием: предлагаю обучающимся ориентировочные основы действия (памятки), организованные по принципу алгоритма. Использование алгоритма позволяет рациональнее использовать время на уроке. Данный алгоритм учебных действий применим для любых видовременных форм.

ООД для формирования умения анализировать предложение.

  1. Определить грамматическую основу предложения, исходя из структуры английского повествовательного предложения.
    I read books every day. He can read. She is a student. Tom does not read in English.
  2. Установить видовременную принадлежность сказуемого, опираясь на грамматические и лексические признаки.
    Every day; can read; is; does. – The Present Simple Tense.
  3. Выделить сказуемое и определить его тип: немодальное (модальное); простое (составное).
    Read; can read; is a student; does not read.
  4. Выделить глагол-сказуемое в личной, аналитической или синтетической форме.
    Is; can read; does not read; read.
  5. Определить форму смыслового глагола.
  6. Установить первый элемент сказуемого (вспомогательный глагол).
    Is; can; does; do.

ООД для определения первого элемента в составе сказуемого.

1. Установить форму глагола-сказуемого (синтетическая\ аналитическая).

He is a student. She goes to school. Tom will do the project.

2. Установить первый элемент:

  • если форма аналитическая, то первый элемент – первый слева (will);
  • если форма синтетическая, установить, является ли она глаголом “to be”, если является, то он и есть первый элемент (is);
  • если это любой смысловой глагол, то преобразовать синтетическую форму глагола в аналитическую при помощи вспомогательного глагола “to do”, который “ворует” морфологическую форму смыслового глагола, а последний остается в инфинитиве (goes – does go). Вспомогательный глагол и будет первым элементом.
  • *При модальном типе сказуемого модальный глагол – первый элемент.

Предлагаемые действия выполняются с различной степенью опоры на ООД, что способствует реализации принципа дифференцированного подхода к обучающихся с учетом их личностных качеств и степени их подготовленности.

Для отработки умения предлагаю использовать языковые, имитативные и подстановочные упражнения.

Однако простого запоминания грамматической модели недостаточно, возникает необходимость использовать данную модель в различных ситуациях общения в зависимости от коммуникативной задачи. Следовательно, модель необходимо трансформировать.

Цель второго этапа – автоматизация материала в тождественных или аналогичных ситуациях.

На данном этапе предлагаю обучающихся трансформационные упражнения. Снова предлагаю работу с использованием алгоритма.

ООД для трансформации утвердительных предложений в отрицательные.

  1. Определить грамматическую основу предложения. (You go to school every day.)
  2. Определить первый элемент в составе сказуемого. (do go).
  3. Для получения полной отрицательной формы поставить отрицательную частицу после первого элемента сказуемого. (You do not go to school every day.)

ООД для трансформации утвердительных предложений в общие вопросы.

  1. Определить грамматическую основу предложения. (You go to school.)
  2. Определить первый элемент сказуемого. (do go)
  3. Поместить первый элемент сказуемого на первое место в предложении и остальную часть переписать без изменений. (Do you go to school?)
  4. Оформить интонационно общий вопрос восходящим тоном.

ООД для построения специальных вопросов.

  1. Поставить соответствующее вопросительное слово или группу слов на первое место. (When …)
  2. Построить общий вопрос, опустив в нем тот член предложения, на который направлен вопрос. (Do you go to school every day? When do you go to school?)
  3. Оформить интонационно специальный вопрос нисходящим тоном.
    *Вопрос к подлежащему требует замены подлежащего на вопросительное слово и согласования сказуемого в III лице единственного числа.

Предлагаю задания на заполнение таблиц, способствующие развитию навыков классификации, анализа и синтеза.

I do not go to school.
You   go to school.
He does not go to school.
She    
We do  
They    

 

Do you go to school every day?
Does he go to school every day?
  she  
Do we  
  they  

 

When do you go to school?
  does he  
    she  
  do we  
    they  

Итак, у детей появился своеобразный “каркас”, который можно заполнить лексическими “кирпичами”. Изучаемая параллельно тема “Режим дня” дает такую возможность. Обучающиеся выполняют упражнения на самостоятельную репродукцию.

На этапе закрепления навыка обучающиеся выполняют речевые упражнения. Готовят рассказы о рабочем дне, интервьюируют одноклассников, пишут письмо другу о режиме дня, выполняют творческие работы по теме.

Я более подробно останавливаюсь на этапах формирования и развития навыка, так как считаю, что без доведения до автоматизма навыка выполнения подготовительных упражнений невозможно перейти к речевым упражнениям.

Для контроля усвоения Л-Г навыка в конце тематического раздела предлагаю обучающимся лексико-грамматический тест с последующей работой над ошибками. Исправляя ошибки, дети могут снова обратиться к алгоритмам учебных действий и исправить неверный вариант.

Считаю, что использование приема алгоритмизации учебных действий способствует формированию устойчивого грамматического навыка, развивает языковую наблюдательность, а также развивает навыки анализа, синтеза и обобщения языковых явлений. Эффективность такого вида работы подтверждается улучшением качества выполнения промежуточных тестов. Научив ребят оперировать грамматическими формами, мы дали им систему знаний о грамматическом строе языка. Нельзя не согласиться с тем, что такие знания – ключ к пониманию и употреблению учебного материала.

Кроме того, “полезность” грамматических навыков состоит в том, что они входят в состав всех видов речевой деятельности. И. Л. Бим отмечает, что в учебном процессе формирование и развитие иноязычных навыков и умений осуществляется во взаимосвязи всех видов речевой деятельности. Уровень сформированности коммуникативной компетенции во всех видах речевой деятельности напрямую зависит от качества овладения лексической и грамматической сторонами языка, а точнее разнообразными действиями с языковым материалом, приводящими к формированию умений и навыков. За курс обучения в средней школе обучающиеся должны освоить грамматические структуры и уметь их использовать в различных видах речевой деятельности, т.е. научиться понимать грамматические выражения, грамматические времена как на слух, так и при чтении в тексте. А также уметь правильно применять их при выражении мыслей в письменной форме.

Умение анализировать языковые явления дает ученику ту ориентировочную основу действия (алгоритм), которая выступает в качестве отправной при овладении рецептивными грамматическими действиями и операциями.

ООД для узнавания форм причастия с суффиксом -ing.

  1. Проверьте, нет ли перед словом с этим суффиксом относящегося к нему артикля: если есть, это существительное; если нет – перейдите к следующему шагу.
  2. Проверьте, нет ли к этому определения (в том числе с предлогом of): если есть, это существительное; если нет – перейдите к следующему шагу.
  3. Проверьте, нет ли перед этим словом вспомогательного глагола to be: если есть, это одна из форм Continuous; если нет – перейдите к следующему шагу и т.д.

ООД для узнавания причастия II правильного глагола.

Суффикс -ed является признаком причастия II, так как:

  1. Слово с -ed не занимает место сказуемого.
  2. За ним следует дополнение с предлогом by.
  3. Перед ним нет вспомогательного глагола и т.д.

ООД для трансформации the Active Voice into the Passive Voice.

  1. Определить все члены предложения.
  2. Определить грамматическую основу предложения.
  3. Выделить сказуемое, определить его тип (модальное\немодальное) и форму (аналитическая\синтетическая).
  4. Поменять местами подлежащее и сказуемое.
  5. Изменить форму сказуемого с активного залога на пассивный (изменить форму вспомогательного и основного глаголов).
  6. Употребить предлоги by или with перед дополнением в предложении пассивного залога для определения исполнителя действия или предмета исполнения действия.

Суть анализа языковых форм в том, что, отталкиваясь от формально-строевых признаков предложения, ученики делают обоснованное предположение о части речи, функции и форме неизвестных слов или предложений при чтении, аудировании или на письме.

Система фрагментов уроков по формированию грамматических навыков.

Тема: “Be a Good Sport”.

Класс: 8.

УМК: “English – 8”, В.П. Кузовлев и др.– М.: Просвещение, 2004. Рекомендовано Министерством образования РФ.

Цель системы уроков: формирование грамматического навыка на основе организации работы обучающихся по теме “The Present Perfect Passive Tense”.

Задачи:

  1. Научить распознавать грамматическую структуру.
  2. Научить понимать значение грамматической конструкции при чтении, аудировании и диалогическом высказывании.
  3. Научить применять новую грамматическую конструкцию в монологическом и диалогическом высказывании в данной ситуации.
  4. Научить анализировать употребление грамматической конструкции в заданной речевой ситуации.
  5. Научить синтезировать, т.е. уметь узнавать грамматическую конструкцию в контексте.
  6. Научить оценивать свои достижения в усвоении новой грамматической конструкции.

Фрагмент урока №1.

Задачи:

  1. Активизировать ранее изученный материал (настоящее совершенное время и вспомнить алгоритм изменения структуры активного залога в пассивный залог).
  2. Познакомить обучающихся с новой грамматической структурой (пассивный залог в настоящем совершенном времени).

Прогнозируемый результат: обучающихся самостоятельно по опорам переводят глаголы из активного залога в пассивный.

Этап Деятельность учителя Примерные упражнения
1 Организационный. Приветствие, сообщение темы урока и его задач. Рапорт дежурных.
2 Речевая зарядка. Организация повторения ранее изученного лексико-грамматического материала на основе темы “Спорт”. Учебный диалог по активизации учебного материала по теме “Спорт”. Составление ассоциативной карты по теме “Спорт”. Упражнения на расширение и сочетаемость лексических единиц. Упражнения на подстановку глагольных форм в настоящем совершенном времени. Упражнения на трансформацию глаголов из активного залога в пассивный.
3 Презентация нового грамматического материала. Демонстрация различий между изученным материалом и новой грамматической формой с учетом грамматических и лексических признаков. Упражнения на имитацию, на сравнение, дополнение с одновременным анализом новой грамматической формы.
4 Тренировка в употреблении. Организация учебной деятельности по употреблению новой грамматической структуры. Упражнения на трансформацию грамматической структуры в зависимости от речевой ситуации.
5 Самостоятельная работа. Организация деятельности обучающихся для решения коммуникативной задачи. Упражнения на составление мини-диалогов и устных презентаций с употреблением новой грамматической конструкции.

Фрагмент урока №2.

Задачи:

  1. Тренировать обучающихся в употреблении страдательного залога.
  2. Обучить чтению с извлечением запрашиваемой информации.

Прогнозируемый результат: понимание текста и выполнение задания на извлечение запрашиваемой информации.

Этап. Деятельность учителя. Примерные упражнения.
1 Организационный. Приветствие, сообщение темы урока и его задач. Рапорт дежурных.
2 Речевая зарядка. Предложение текста для аудирования с целью узнавания новой грамматической структуры. Упр. 1, 1), 2), стр. 120. Упражнения на узнавание грамматической структуры с анализом лексических и грамматических признаков.
3 Закрепление новой грамматической структуры. Организация деятельности по чтению текста с извлечением запрашиваемой информации. Упр. II, 3. 3), стр. 246. Чтение текста с выделением грамматической структуры.
4 Самостоятельная работа. Организация работы по чтению текстов на карточках (индивидуальное задание). Упражнения на узнавание и понимание нового грамматического материала с последующим кратким изложением информации в виде тезисного плана текста.

Фрагмент урока №3.

Задачи:

  1. Научить понимать на слух диалог, содержащий изученный речевой образец.
  2. Научить письменно отвечать на различные вопросы с использованием грамматической структуры.

Прогнозируемый результат: составление диалога с использованием речевого образца.

Этап. Деятельность учителя. Примерные упражнения.
1 Организационный. Приветствие, сообщение темы урока и его задач. Рапорт дежурных.
2 Обучение аудированию и письму. Организация тренировки навыка аудирования на примере диалога, содержащего речевой образец. Понимание текста на слух с заполнением органайзера.
3 Употребление речевого образца в речи. Организация контроля понимания прослушанного текста. Ответы на вопросы по тексту.
4 Самостоятельная работа. Постановка коммуникативной задачи, стимулирующей самостоятельную продуктивную деятельность обучающихся. Составление диалогов с использованием грамматической структуры (с возможной трансформацией в зависимости от цели высказывания).

Фрагмент урока №4.

Задачи:

  1. Научить самостоятельно употреблять изученную грамматическую структуру в письменной и устной форме.
  2. Закрепить пройденный материал в письменной и устной формах.
Этап. Деятельность учителя. Примерные упражнения.
1 Организационный. Приветствие, сообщение темы и задач урока. Рапорт дежурных.
2

Контроль умений в употреблении изученного речевого образца.

Организация учебной деятельности по составлению устных и письменных презентаций с использованием изученного речевого образца. Групповая работа по выполнению задания с последующим представлением.