Система упражнений по обучению сжатому изложению с целью формирования и развития точности и лаконичности связной речи школьников

Разделы: Русский язык


  • Этапы работы над сжатым изложением сходны с последовательностью и приемами работы над подробным изложением. Различия состоят лишь в методике работы над текстом. При подготовке сжатого изложения значима роль работы по сокращению текста. Традиционно она проводится в форме беседы, в ходе которой учащиеся решают, какая часть текста или предложение особенно важны для выражения главной мысли рассказа, какую часть можно выпустить, содержание какой части передать одним предложением и каким, то есть определяют способ компрессии текста. При сокращении текста более эффективны приемы по выделению в каждой микротеме опорных слов для каждого действующего лица. По ним можно легко восстановить основное содержание текста. (слайд 3)
  • При работе над сжатым изложением также большое значение имеет устный пересказ на основе плана, так как в процессе пересказа происходит окончательный отбор мыслей, которые нужно сохранить при сокращении, и конструирование предложений, в которых эти мысли будут выражены.(слайд 4)
  • Итак, главная дидактическая задача сжатого изложения − научить кратко, в обобщенной форме передавать воспринятую информацию с использованием приемов компрессии. (5слайд   ).

Работа по обучению приемам сокращения текста тоже должна носить свою систему.  На своих уроках я использую разные приемы по обучению сжатому изложению, и как я это делаю могу показать на определенных примерах.(слайды ознакомительного характера, известная информация   6-9    )
В первую очередь, знакомя детей с приемами сжатия текста, необходимо довести понимание и применение до автоматизма. Поэтому логично на каждом уроке проводить определенные упражнения, которые и складываются в систему подготовки к ГИА.

 1) У каждого ребенка на столе всегда лежит Памятка, разработанная мною, Я опиралась при ее создании  на Методические рекомендации ФИПИ.(слайд 10-12       ).

Варианты заданий. (слайд 13)

2)При работе над любым текстом я использую стандартные вопросы, которые можно применить к любым текстам , подобранным для работы.(слайд  14  ).

  • О чём идёт речь в тексте?
  • Какова тема?
  • Кто автор текста? Читали ли вы произведения … . (автора) или на эту тему….?
  • Какова же идея? С какой целью автор написал этот рассказ?
  •  Какое название этому тексту дали бы вы?
  • Автор назвал его….  Почему он выбрал такое название?
    Запишите свой вариант названия.
  • Какого стиля текст?  Докажите.
  •  Какие художественные средства использует автор? Что этим достигает?
  • Перечислите.(Эпитеты:……….; Метафоры……. И т.д.)
  • Сколько абзацев? Основная мысль каждого. Ключевые слова.
  • Выделите основную и второстепенную информацию.(От какой можно отказаться информацию?)
  • Как кратко передать содержание прямой речи, диалога?
  • Какие аргументы приводит автор, чтобы доказать именно эту мысль? Какие вам кажутся наиболее весомыми?

3) Для примера показываю, как я это делаю на примере  текста рассказа «Воробей» И.Тургенева (Слайд  15-17   ) Комментарии.

  • Попробуйте определить, что роднит данное произведение с известными вам поэтическими произведениями, и ответьте на вопрос: почему Тургенев назвал своё произведение стихотворением в прозе?
  • Это произведение глубоко лирично, эмоционально, поэтому так много в тексте восклицательных предложений, передающих разные чувства героя и автора. Выражение чувств, эмоций, краткость формы, особый ритм – всё это позволило Тургеневу определить жанр своего произведения как “стихотворение в прозе”.
  • Выпишите те слова, которые помогают автору передать эмоциональное состояние героев стихотворения.
  • Повторное самостоятельное чтение текста учащимися с выписыванием опорных, ключевых слов и словосочетаний:

    собака: бежала, уменьшила шаги, начала красться, медленно  приближалась,  остановился, попятился, признал силу, смущённый воробей: камнем упал, взъерошенный, искажённый, с отчаянным и   жалким  писком, ринулся, заслонил, трепетал от ужаса,    замирал, жертвовал собою (ключевое словосочетание)

  • герой: удалился, благоговея, благоговел. Что обозначает данное слово? (предлагается ребятам определить значение слова “благоговение” с помощью толкового словаря)

(Благоговение – высок. Глубочайшее почтение, уважение к кому-либо, к чему-либо. )

  • Что вызывает огромное уважение автора? Чем он восхищается? (огромной силой любви маленькой птицы по отношению к своему детёнышу)
  • Какую мысль (очень важное открытие) пытается донести до нас, читателей, И.С. Тургенев?
  • ( Любовь к своему ребёнку - сильнее смерти и страха смерти. “Только ею, только любовью держится и движется жизнь” - к такому глубокому философскому осмыслению приходит лирический герой стихотворения и таким очень важным открытием делится с нами писатель).

  •  В русском языке есть выражение “воробьиная душа”. Как вы думаете, что оно обозначает? (трусливая натура) В данном тексте, какое значение имеет слово “воробей”? (воробей – символ жертвенной любви; смелая птица, готовая пожертвовать собой ради спасения своего детёныша)
  • И.С. Тургенев назвал своё произведение “Воробей”. Какие названия могли бы предложить для этого текста вы? Попробуйте в названии выразить тему или основную мысль текста. (Тема: спасение жизни детёныша, тема всепобеждающей любви. Идея: любовь – всепобеждающая сила. Только любовью держится и движется жизнь)
  • Что значит “сжатое” изложение? Подберите синонимы к слову “сжатое” (краткое, сокращённое, уменьшенное).
  • Как вы думаете, о чём обязательно нужно написать, а что можно опустить (сократить)?
  • Прочитайте текст ещё раз, вычёркивая, на ваш взгляд, не совсем важную информацию.
  • Прочитайте получившийся сокращённый вариант текста. Передаёт ли он суть исходного текста? Сохраняет ли он эмоциональность, лиризм текста?
  • Если да, то вы можете взять его за основу и написать сжатое изложение.
  •  Конечно, можно привести еще несколько вариантов формулировки вопросов при работе с текстом. (слайд 18)

    4) Конечно, работа над любым текстом обязательно должна сопровождаться поиском ключевых слов.(слайд  19   ) Сочетания «ключевые слова», «ключевое слово» общеизвестны и широко используются в школьной и вузовской практике преподавания филологических дисциплин, прежде всего на занятиях по лингвистическому анализу текста .

    • Именно на это делается основной упор на первой части урока. И именно это то, на что я буду постоянно делать упор в моей работе с детьми.(слайд 20   )
    • Читая, подчеркните ключевые слова текста.
    • Дальше, ключевые слова следует складывать в смысловые ряды. представьте, что вы - поисковая машина, которая должна по отрывкам воспроизвести текст.
    • На третьем этапе следует из смысловых рядов формировать основную мысль текста.
    • Ключевые слова несут основную смысловую нагрузку: признак предмета, состояние или действие в предложениях.
    • Но не обязательно должен быть ключевое слово в каждом предложении!
    • Смысловой ряд -  это пары слов, которые состоят из комбинации ключевых слов. Смысловой ряд позволяет понять истинное содержание текста.

    (слайд 21)
    Понимание текста сводится к тому, чтобы схватить в тексте основные идеи, значимые слова, короткие фразы, которые предопределяют текст последующих страниц. Свести содержание текста к коротким и существенным логическим формам, отметить в каждом абзаце центральное по смыслу понятие, ассоциировать понятия между собой и образовать таким образом единую логическую цепь идей - вот сущность понимания текста.

    (слайд22)
    Теперь, вы должны читать текст в три этапа:

    •  первое прочтение с карандашом в руке, подчеркивая наиболее значимые слова в тексте,
    •  второй раз читая ключевые слова следует выписывать на листок смысловые ряды
    • на третьем этапе следует переосмыслить смысловые ряды и определить доминанту(основную идею) текста.
    • Упражнение следует выполнять до тех пор, пока оно не перейдет на уровень подсознания, и не будет выполняться автоматически
    • Когда дети выделили ключевые слова, то возможно приступать к следующему этапу.
      5)Составление плана. А он, как положено, невозможен без выделения микротем. (О чем каждый абзац?) (слайд 23   )

    • С какой целью составляем план текста?
    • - Как же нужно составлять план предложенного текста? (читать по абзацам, формулировать основную мысль)
    • - Можно ли объединять несколько абзацев в один? (Да, когда они раскрывают одну микротему).
    • - Прочитайте 1-й абзац.2-ой… О чём идёт речь? Важен ли этот абзац для раскрытия темы? Его нужно пересказывать сжато или подробно? Какие можно выделить ключевые слова? Как озаглавить?
    • (На доске и в тетрадях дети записывают пункты плана и выписывают ключевые слова).

    6) Для примера я привожу образец раздаточного материала.(Слайд24) Видно, что на одном листе очень удобно детям и выписать ключевые слова, и составить план. А потом уже можно работать над приемами компрессии.


    •  Иногда я заменяю этот вид работы на уроке , который все-таки предполагает  индивидуальных характер деятельности ,на групповую форму. В этом случае я предлагаю детям несколько текстов, разных типов речи: описание, повествование, рассуждение.(слайд  25-27   ) К этим текстам , как правило даются одинаковые вопросы. (слайд  28 )
    •  Какова тема текста?
    • Какова основная мысль текста? (Каков стиль текста? )
    • Какие проблемы поднимает автор в этом тексте?
    • Какова позиция автора?
    • Определить количество абзацев и микротем:
    • Обработать несколько методов сжатия (замену СПП -  ПП, Однородные члены -  обобщающим наименованием, слияние нескольких предложений в одно).
    • Сделать  компрессию одного - двух абзацев, а дальше  самостоятельная работа.

    7) Здесь уже предлагается самостоятельная работа/ Составление миниатюры. (слайд29)

    •  Ваша следующая задача – составить сочинение-миниатюру, используя ключевые слова.
    • Темы сочинений:
    • 1) “Книга – наш друг и советчик”;
    • 2) “Минуты радостного общения с книгой”;
    • 3) “Моя первая книга”.

    8) Дальше подводятся итоги  работы в группах,
    9)Читаются получившиеся тексты и комментируются учащимися использованные приемы компрессии.

    8) После этого я приступаю к новому этапу работы.

     Казалось бы, что все , что нужно отработали. Но есть еще кое-что. Поиск в тексте ключевых слов – это традиционно. Но чтобы научить детей видеть эти слова , необходимо показать их функцию и применение. Поэтому я предлагаю новый вид работы. 
    Ключевые слова, в разной степени отражая процесс компрессии в тексте, обеспечивают связь между его глубинными и поверхностными структурами.
    Состав, сохранность и иерархия ключевых слов могут быть выявлены в  лингвистическом эксперименте с применением методики перифразирования  (слайд 30  )  Что это такое?
    Здесь я применяю задания, так называемые «Обратный отсчет»  (слайд 31   )

    • Задания «от противного». По данным ключевым словам составить свой текст.
    • Задания, связанные с применением приемов компрессии:
    •  - по данным микротемам создать свой текст (сжатый/подробный).
    •  - насытить текст «лишней информацией».

     Или

    •  Задания «Собери текст»  (слайд32     )
    • На карточках фрагменты разных текстов. Необходимо собрать логически и по смыслу связный текст.(обосновать)

    В этом случае работа проходит интересно, творчески. Самое интересное, что эту работу дети выполняют по-разному. В итоге, получаются совершенно разные тексты, но подбор фрагментов детьми  всегда аргументирован.
    Другие варианты заданий.

    • На выданной карточке список микротем по порядку. Даны другие карточки с разбросанными фрагментами текста. Составить связный текст по заданному образцу .(Микротемы)
    • Найти соответствия. Микротема -  фрагмент.

    Таким образом, можно подытожить  разговор о тех приемах, которые помогут нам научить детей использовать и приемы компрессии, и научиться видеть в текстах «лишнюю» и главную информацию.(слайд33)

    • 1. На примере готового текста выделение ключевых слов.
    • 2. Создание своего текста с готовыми ключевыми словами.
    • 3.Самостоятельный подбор ключевых слов  и последующее создание текста.(10-минутка)
    • 4.Отбор «лишней» информации.
    • 5. Создание текста с «лишней» информацией.

     Уже после проведенной работы, в качестве контрольного проверочного задания предлагается выполнить вариант, где собраны уже проработанные нами  вопросы.(слайд 34 )



    В итоге работы можно сделать вывод. Если использовать все вышеуказанные упражнения как систему, то возможно добиться определенных результатов. (слайд 35  )

    В итоге получается  система упражнений, в которой выделяем четыре группы в соответствии с коммуникативно-речевыми умениями, необходимыми для создания сжатых текстов:

    • 1) упражнения, направленные на формирование умения сокращать текст разными способами;
    • 2) упражнения, направленные на формирование умения выделять главное (существенное) в информации;
    • 3) упражнения, направленные на формирование умения правильно, логично и лаконично излагать свои мысли;
    • 4) упражнения, направленные на формирование умения найти и уместно, точно использовать языковые средства обобщенной передачи содержания.

    Хочу дать определенные рекомендации для подбора текстов, выбираемых для  работы над сжатым изложением. (слайд36   )

    • Тексты должны быть:
    • 1) доступными и интересными детям;
    • 2) познавательными и воспитывающими;
    • 3) понятными и несложными по композиции;
    • 4) безупречными в языковом отношении;
    • 5) повествовательного характера (могут быть элементы описания или рассуждения);
    • 6) включать ­диалоги (по возможности);
    • 7) содержать второстепенную (несущественную) информацию (пространные описания природы, настроений и чувств героев и т.п.).

    От сжатого пересказа небольшого по объему и несложного по содержанию художественного повествовательного текста к самостоятельному составлению конспектов, тезисов учебной (научной) статьи − таков путь движения учащихся в работе над сжатым изложением на уроках русского языка.

    Презентация