Разработка урока по предмету "Специальная технология". Тема "Формы и способы нарезки картофеля"

Разделы: Технология


Цель урока:

  • рассмотреть формы нарезки картофеля;
  • научиться различать формы нарезки, соблюдая размеры;
  • способствовать развитию логического мышления;
  • способствовать воспитанию бережного отношения к продуктам питания.

Оснащение:

  • дидактический материал, наглядные пособия, презентация, весы, натуральные образцы; посуда; ножи; доски, доска результативности.

Ход урока

  1. Вводная часть 5 мин.
  2. Основная часть 30 мин.
  3. Заключительная часть 5 мин.

1. Вводная часть.

Сегодня мы познакомимся с формами и способами нарезки овощей. Рассмотрим формы и способы нарезки картофеля, научимся различать формы нарезки, соблюдая размеры.

Работать будем в бригадах. Для этого необходимо создать три бригады, выбрать экспертов и бригадиров:

бригада – команда единомышленников, уважающая мнение друг друга.

бригадир – распределяет задания, имеет решающее слово;

эксперт – оценивает, сверяя с аналогом, и выполняет дополнительное задание по карточкам.

Итак:

бригадиры:

бригада № 1__________________;

бригада № 2__________________;

бригада № 3__________________.

эксперты:

1.____________________;

2.____________________;

3.____________________.

Необходимые санкции:

За шум в бригаде штраф -1б.

За правильный ответ +1 б.

Все баллы отслеживают эксперты.

2. Основная часть.

(Слайд 1). Презентация

Какую форму имеет картофель? (Круглую, овальную, бесформенную)

Чтобы придать ему некую иную форму, нужно его нарезать. Форма нарезки бывает простая, сложная, фигурная и художественная.

Как же можно нарезать картофель? (Приложение 1)

Задание № 1.

Каждая бригада в течение минуты думает и предлагает формы нарезки на листочке бумаги под заголовком “Формы нарезки”.

Анализируем предложенное.

Выставляют баллы эксперты (приложение 2).

Сегодня мы остановимся на простой нарезке картофеля.

Будем заполнять таблицу (приложение 3).

(Слайд 2)

2.1.Вид нарезки: брусочек.

Брусочек исходя из толкового словаря Ожегова - это предмет продолговатый четырехгранной формы. Он имеет размеры в сечении грани 0,7  см., длина от 3 до 5 см.

Нарезаем*: На клубне делаем площадку для устойчивости и нарезаем вдоль на пластины, а пластины на брусочки. Картофель держим все время в воде. Зачем? За правильный ответ дополнительный балл.

(Слайд 3)

2.2.Следующая форма: кубик.

Кубик произошел от слова куб. Кто может дать точную формулировку куба? (Геометрическая фигура, у которой все стороны равны). За правильный ответ дополнительный балл. Кубик бывает маленький (грани 0,3–0,5 см.), средний (1,5–1,5 см.), крупный (2–2,5 см.).

Нарезаем*: Вначале срезаем площадку для устойчивости. Затем клубень нарезаем на пластинки соответствующего размера, затем на брусочки и на кубики.

(Слайд 4)

2.3.Соломка.

Представьте соломинку – это нечто тонкое, удлиненное, легкое. Размеры соломки: сечение 0,2 х 0,2, длина 4-5 см.

Нарезаем*: Вначале срезаем площадку для устойчивости. Затем клубень нарезаем на пластинки

соответствующего размера, затем шинкуем соломкой.

(Слайд 5)

2.4.Ломтик – отрезанный для еды плоский кусок чего ни будь

Толщина 0,1 х 0,2 см, длина 1 см.

Нарезаем*: клубень разрезать пополам, укладываем на срез и нарезаем поперек на пластинки, соблюдая размеры.

(Слайд 6)

2.5.Кружок

От слова круг, а круг это - ? (Часть плоскости, ограниченная окружностью). За правильный ответ дополнительный балл. Размеры 0,1-0,2 см.

Чтобы получит кружок, картофель необходимо обточить, затем нарезать, поперек соблюдая размеры.

(Слайд 7)

2.6.Дольки.

От слова доля – часть чего ни будь. Вспомните слова из мультфильма “Мы делили апельсин, нас четыре он один, эта долька для ежа…и т.д.” - Необходимо картофель по радиусу разделить на равные доли.

Предварительно сделав на клубне площадку для устойчивости, разрезаем пополам вдоль. Каждую половинку разрезать по радиусу на 3-4 части.

Давайте повторим все виды нарезки, которые мы с вами рассмотрели, для этого каждая бригада по очереди называет вид нарезки и рассказывает, как правильно его получить. Эксперты оценивают работу бригад (приложение 2).

И еще есть возможность заработать дополнительные баллы, ответив на некоторые вопросы.

Вопросы инструктажа:

а) Как правильно организовать свое рабочее место?

б) Как необходимо работать с ножом?

в) Продолжите фразу. Запрещается.......

Задание № 2.

Для дальнейшей работы необходимо очистить картофель.

Критерии оценки: Быстро, аккуратно, минимум отходов.

Эксперты взвешиваю отходы, и фиксируют в оценочной таблице (приложение 2).

Задание № 3.

3.1.Нарезать картофель всеми простыми способами, соблюдая размеры.

(Бригадир распределяет каждому одну любую форму)

3.2. Распределить образцы на “доске результативности” (для сравнения экспертами с образцами нарезанными педагогом при показе).

В это время эксперты карандашом заполняют столбик в таблице: “Формы нарезки овощей”, “Кулинарное использование”.

3. Подведение итогов. Выставление оценок. Задание на дом.

(Показ практических приемов педагогом)