Логопедическое занятие для 3-го класса по теме "Предложение. Слово"

Разделы: Логопедия


Лексическая тема: «Школа»

Цель: активизировать знания обучающихся о словах и предложениях.

Задачи:

  • Образовательная: упражнять в правильном построении предложений.
  • Коррекционная: развитие логического и образного мышления, памяти, фонематического восприятия, творческого и воссоздающего воображения.
  • Развивающая: развитие положительной мотивации к обучению, любознательности, восприятие дружбы и взаимовыручки.

Оборудование: кукла Буратино, костюмы Мальвины, Пьеро, лисы Алисы и кота Базилио, карточки с индивидуальными заданиями.

ХОД ЗАНЯТИЯ

Этапы

Деятельность логопеда

Деятельность детей

1. Организационный момент

Здравствуйте, ребята!
Прозвенел звонок для нас,
Все вошли спокойно в класс,
Встали все у парт красиво,
Поздоровались учтиво.
Тихо сели, спинки прямо.
Вижу, дети хоть куда!
На занятии, друзья,
Говорим всегда красиво,
Громко, четко говорим –
Потому что не спешим.

Дети здороваются и тихо садятся.
2. Психогимнастика Вообразите, что мы с вами оказались в солнечной Италии, в сказке «Золотой ключик, или приключения Буратино». Представьте, что мы идем из кукольного театра. Там мы смотрели веселое представление любимых героев – Мальвины, Пьеро, Артемона. Куклы уже нашли золотой ключик, сейчас они занимаются любимым делом – играют в театре. А после спектакля все идут в школу. Выходят дети в костюмах Мальвины, Буратины и Пьеро, делают упражнения вместе с учащимися.
Нам легко и радостно, улыбаемся:
(Звучит песня лисы Алисы и кота Базилио)
Что за звуки слышны из-за деревьев?
Это кот и лиса Алиса прячутся за деревьями!
(Выходят дети в костюмах лисы Алисы и кота Базилио)
Покажите, как вы удивились их появлению.
Они хотят помешать куклам и ребятам учиться в школе! Покажите, как вы испугались!
А тут и Буратино появился. Он помешает коварным планам Алисы и Базилио!
Покажите, как весело смеются Буратино и его друзья.
Все вместе они спешат в школу.
Повторяют движения за логопедом

Дети изображают

радость

удивление

испуг

3. Введение в тему Наши друзья учатся в третьем классе. Буратино тоже очень старается, но ему приходится очень много трудиться чтобы не отстать от остальных ребят. Давайте поможем Буратино! Сегодня мы будем говорить о слове и предложении.  
Сопряженная гимнастика Перед началом работы поиграем в игру. Она называется «Театр пальчиков и языка». Я расскажу вам историю, а вы будете показывать её с помощью своих пальцев и языка, как в кукольном театре Дети выполняют
4. Повторение Мальвина и Пьеро приносят карточки.
Мальвина демонстрирует карточку со словами «Учение». Пьеро демонстрирует карточку «Скоро наступят осенние каникулы».
У кого из героев на карточке написано предложение?
Как вы узнали, что это предложение?
Что называется предложением?
Назовите признаки предложения

Артемон читает стихотворение.
Большая буква.
Буква обычная выросла вдруг,
Выросла выше букв-подруг
Смотрят с почтеньем на букву подруги –
Но почему? За какие заслуги?
Буква расти не сама захотела
Букве поручено важное дело.
Ставится слово не зря и не просто
Буква такого высокого роста.
Ставится буква у строчки в начале
Имя, фамилия пишутся с нею,
Чтобы заметней им быть и виднее
Чтобы звучали громко и гордо
Имя твое, имя улицы, города!
Буква большая – совсем не пустяк
В букве большой – уважения знак.

С какой буквы пишется первое слово в предложении?

Какие знаки ставятся в конце предложения?

Как интонацией показать конец предложения?
Из чего состоят предложения?
Слитно или раздельно пишутся слова в предложении?
Может быть, проще было бы писать все слова слитно в предложении? (на доске предложение, где все слова написаны слитно).
Неудобно?
Сделайте вывод.

Из скольких слов может состоять предложение?

Итак, предложение – это группа слов, связанных по смыслу и грамматически. А что называется словом?

Предложение написано на карточке Пьеро

Предложение состоит из слов.
Предложение выражает законченную мысль.
Слова в предложениях связаны по смыслу и грамматически.

Начало предложения пишется с большой буквы
В конце предложения ставится точка или вопросительный и восклицательный знаки.

Из слов

Все слова в предложении пишутся раздельно
Законченная мысль может быть выражена одним или несколькими словами.
Слово – это набор определенных звуков, имеющих смысл.

5. Развитие мелкой моторики Артемон проводит пальчиковую гимнастику.

Раз, два, три, четыре,
В школу мы с тобой ходили.
Принесли оценку «пять».
В школу мы пойдем опять.

Дети загибают по одному пальцу на обеих руках
6. Фонетический разбор слова Буратино демонстрирует учебник. Без него в школе не могут учиться дети! Даже Буратино купил это!
Выполним фонетический разбор слова «учебник». Один человек – на доске, остальные – в тетрадях.
Учебник

У (у) – гл. безуд.
Ч (ч) – согл. гл. мяг.
Е (э) – гл. уд.
Б (б) – согл. зв. тв.
Н (н) – согл. зв. мяг.
И (и) – гл. безуд.
К (к) – согл. гл. тв.
7 б., 7 зв.

7. Словарная работа На доске карточка со словами «Учение»
Объяснит, что значит это слово?

Еще одно значение слова «учение» – это совокупность теоретических положений, знаний в какой-либо области.
Запишите это слово в тетрадь, придумайте с ним предложение.

Учение – это обучение чему-либо
8. Составление предложений Логопед открывает запись на доске.
Я попросила Буратино написать на доске предложение. Посмотрите, что у него получилось:
Дети, школу, идут, в.
Лежит, учебник, парте, и, тетрадь, на.
Оценку, ставит, дневник, учитель в.
Эти ряды слов являются предложениями?
Вам необходимо составить из слов предложения (устно). Одно из них запишите в тетрадь.
Нет

Дети идут в школу. На парте лежит учебник и тетрадь. Учитель ставит оценку в дневник.

9. Динамическая пауза

В школу мы с тобой пойдем.
И портфель с собой возьмем.
В школе будем мы читать,
В школе будем мы писать,
Физкультурой заниматься
И трудиться, и стараться.

Дети повторяют движения за логопедом
10. Составление текста Буратино нес к нам на занятие текст, но лиса Алиса и кот Базилио перепутали предложения местами. Прочитайте их внимательно и запишите в тетрадь в правильном порядке.
Все дети спешат в школу получить знания. Закончились летние каникулы. На уроках ученики узнают много нового.
2, 1, 3
11. Профилактика миопии Логопед демонстрирует маску Карабаса-Барабаса.
Ребята, повторите за Карабасом-Барабасом все упражнения для глаз.
Ребята повторяют движения глазами
12. Работа с карточками Посмотрите, ребята, кот и лиса работали вместе с нами. Они увлеклись, часто отвечали на вопросы. Они вместе с вами получают карточки для работы. Вам нужно исправить ошибки и записать предложения в тетрадь.
Каждому выдается карточка с индивидуальными заданиями (выделить предложение из текста, расставить знаки препинания, исправить ошибки в словах).
Дети выполняют задания
13. Итог занятия Ребята, сегодня вы помогали не только Буратино, но и лисе Алисе и коту Базилио понять, как важно учиться и получать знания.
Все сказочные герои говорят: «Спасибо!»
Буратино, Мальвина и Пьеро будут часто приходить к нам на занятия.
Что вам понравилось на занятии?
Что запомнилось больше всего?
Чему вы научились на занятии?
Оценка работы каждого ученика.