Родительское собрание "О защите прав потребителей"

Разделы: Начальная школа, Работа с родителями


1. Предварительное анкетирование с целью выявления знаний  о качестве продукции, Закона «О защите прав потребителей»:

  1. Что Вы знаете о Законе «О  защите прав потребителей»?
  2. Что подразумевают под «качеством» продукции?
  3. Какие права потребителя (покупателя) Вам знакомы?
  4. Назовите продукцию кубанских производителей?

 

2 . «Потребители – это все мы», – заявил в Конгрессе 15 марта 1962 года Джон Кеннеди. И провозгласил 4 постулата – неотъемлемые права каждого из нас:

  1. Право на безопасность.
  2. Право на информацию.
  3. Право на выбор.
  4. Право быть услышанным.

Кто же такой потребитель?

(Ответ: Это гражданин, имеющий намерения заказать либо приобрести, либо заказывающий, приобретающий и использующий товары (работы, услуги) исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности).

Российский и мировой опыт потребительских отношений различен в силу различия исторического развития. Влияние государства на все сферы жизни человека сказалось, в том числе и на формирование потребительской культуры россиянина.

Первые существенные изменения в оценках сфер потребления и производства произошли в эпоху научно-технического прогресса, восьмидесятые годы отмечены в мире беспрецедентным ростом значения качества. Признавалось, что главное средство защиты российского потребителя – это социальная переориентация всей экономики.

Многие страны во второй половине XX века сумели резко повысить уровень благосостояния своих граждан и свое влияние в мире. При этом был разрушен самый устойчивый миф о том, что богатеют те страны, у которых изобилие природных ресурсов: запасов полезных ископаемых, плодородных почв, обширных лесов и могучих рек. Ошеломляющий рывок в экономическом развитии совершила островная Япония, на практике подтвердив свою "философию качества".

В США всегда считалось, что высокое качество всегда связано с высокой ценой. Появление высококачественных японских недорогих товаров на американском рынке изменило это мнение, изменило представление об эффективном менеджменте в достижении качества.

Современный рынок воздвигает потребителя на вершину "управленческой пирамиды" передовой фирмы. Сегодня потребление считается начальным этапом производства, а потребителя называют "королем", дающим заработную плату.

Об истории потребительского движения за рубежом и в России.

Потребительское движение появилось в конце 20-х годов XX века в США. В 1927 году вышла в свет книга С.Чейза и Ф. Дж. Шлинка "Что стоят ваши деньги", ставшая бестселлером. В 1928 году один из авторов стал создателем. Первой экспертной организации "Исследования для потребителей", которая в независимых лабораториях проверяла качество потребительских товаров и о результатах сообщала широкой общественности. В 1936 году из нее выделился Союз потребителей США.

Вместе с другими организациями этого направления Союз потребителей США преследует цель – воспитание грамотного потребителя. Их главное внимание сосредоточено на экспертной и просветительской деятельности.

В послевоенные годы организации потребителей начали возникать в Европе: Великобритании, Франции, ФРГ, странах Скандинавии, в Японии и в ряде развивающихся стран.

С 1960 года движение потребителей приняло международный характер – была создана Международная организация потребительских союзов с резиденцией в Гааге.

Потребительское движение сегодня – это мощный фактор регулирования качества товаров и услуг, с которым считаются как производство и торговля, так и государственные органы. Этому движению покровительствует ООН. Ею разработаны "Руководящие принципы по защите интересов потребителя".

С апреля 1992 года с введением в действие Закона РФ "О защите прав потребителей" началась целенаправленная, организованная реализация государственной политики в этой сфере. В 1993 г. по инициативе Государственного Антимонопольного комитета Российской Федерации (ныне Министерство по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства) был создан Национальный Фонд защиты потребителей. Главная задача Фонда - объединение финансового и интеллектуального потенциала предприятий, организаций, научных учреждений, структур всех форм собственности для участия в практической работе по реализации Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей", смежных с ним законодательных актов.

3. Защита прав потребителей.

Государственный контроль над соблюдением законодательства о защите прав потребителей возложен на Министерство Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства и его территориальные органы. Жители России пока неизбалованны чрезмерным вниманием к своим правам. Но все же Закон "О защите прав потребителей", принятый Верховным Советом Российской Федерации 7 февраля 1992г., все активнее входит в нашу жизнь, все более признается населением, предпринимателями, государственными органами, судами. Сегодня уже нет ни одной газеты, радио- и телепередачи, где, так или иначе, не затрагивалась бы тема защиты прав и интересов потребителей. Данный закон касается повседневной жизни каждого, позволяет нам смелее вступать в борьбу за свои интересы.

Для того, чтобы права потребителей в нашей стране стали обычной вещью, необходимо изучать эти права, учиться ими пользоваться, уметь защищать себя и оказывать в случае необходимости помощь своим друзьям и близким.

В России первое потребительское общество – клуб потребителей – возникло в г. Ленинграде в 1988 году.

В г. Краснодаре в 1990 году инициативная группа, возглавляемая журналисткой З. И. Гусевой, создаёт ассоциацию по защите прав потребителя, которая существует и поныне.

22 мая 1991 года был принят Закон СССР «О защите прав потребителей».

7 февраля 1992 года был принят, а с апреля вступил в силу Закон Российской Федерации «О защите прав потребителей».

В 1999 году в Закон внесены новые дополнения и изменения, которые привели его положение в соответствие с положениями Гражданского Кодекса РФ.

Сегодня проблемой качества заняты многие международные организации. Не случайно по решению Организации Объединенных Наций с 1989 года ежегодно в ноябре проводится Всемирный День качества.

На Кубани по инициативе губернатора края А.Ткачева проводится месячники качества, принята программа «Качество», одной из задач которой является защита потребителей края от фальсифицированных, некачественных товаров.

Закон даёт право на просвещение в области защиты прав  потребителя. (ст.3)

Право на качество товара (работы, слуги (ст.4, 5, 6, 14, 18, 21, 24) предполагает не только передачу потребителю  товара, отвечающего определённым требованиям, но и установление гарантии поддержании товара в работоспособном состоянии. Вводятся понятия «срок службы», «срок годности», «гарантийный срок».

Право на безопасность товара (работы, услуги).  Вред, причинённый жизни, здоровью      потребителя, подлежит возмещению в соответствии со статьями 7, 14, 15.

Право на информацию изделия. (ст. 8, 9, 10, 12)

Право на обмен товара.

Право на судебную защиту прав потребителей. (ст.17)

4. Торговые прилавки – кубанским продуктам!

Доля продукции кубанских производителей в ассортименте торговых предприятий сейчас составляет:

  • по кисломолочной продукции – 91 % (увеличение  по сравнению с 2008 годом на 6 %);
  • по колбасным и мясным изделиям – 85% (увеличение на 7%);
  • маслу животному – 73% (увеличение на 6%);
  • яйцу куриному – 98% (увеличение на 6%);
  • маслу растительному – 59% (увеличение на 4%);
  • крупам – 79% (увеличение на 11%).
рис.1

«Качество Кубань»

рис.2 Индивидуальный защитный знак «Качество Кубань» наносится на этикетку, упаковку продуктов питания. Знак служит гарантом качества продукции, потому что, прежде чем его нанести, проводится тестирование этой продукции на соответствие нормам и требованиям качества.

Право использовать этот знак имеют  только участники краевой программы «Качество», продукция которых прошла идентификацию.

В настоящее время ведётся работа по созданию общего бренда «Кубанский производитель».

 5. Будь грамотным покупателем.

  • Будьте всегда вежливы, культурны, но добивайтесь своих прав.
  • Учитесь выбирать товар не спеша. Внимательно его осматривайте, читайте информацию в маркировке, на этикетке, в инструкциях.
  • При сомнении в качестве требуйте сопроводительные документы. Товары неизвестного происхождения не покупайте.
  • Вежливо и тактично контролируйте вес товара и его стоимость.
  • Если в магазине установлены электронные часы, попросите их выставить «по нулям» нажатием специальной кнопки «тара». Проследите, чтобы цену за килограмм продукта на весах набирали после взвешивания продукта.
  • В торговом зале должны быть контрольные весы, на которых можно перепроверить правильность взвешивания.
  • За упаковку весового товара продавец не имеет права брать с вас оплату.
  • Если вас обсчитали в кассе, необходимо пригласить кого-либо из администрации магазина и потребовать снятия кассы.

Викторина «Не покупай кота в мешке» (на вопросы отвечают команды взрослых и детей).

  • – Кто такой потребитель? (Потребителем по смыслу Закона является гражданин, который приобретает и использует товары, заказывает работы (услуги) для личных бытовых нужд)
  • – Является ли потребителем школа, которая приобрела учебники для школьной библиотеки? (Нет, так как школа в данном случае является юридическим, а не физическим лицом)
  • – Является ли потребителем человек, получивший вещь в подарок? (Да)
  • – С какого момента наступает гарантийный срок товара? (С момента передачи товара потребителю)
  • – В течение  какого срока происходит замена некачественного товара? (Непродовольственный товар – 14 дней, продовольственный – 7 дней)
  • – Перечислите товары, не подлежащие возврату или обмену. (Предметы личной гигиены, парфюмерно-косметические товары, швейные, трикотажные и чулочно-носочные изделия, товары бытовой химии, мебель бытовая, изделия из драгоценных металлов, мотовелотовары, автомобили, технически сложные товары: кухонное оборудование, электробытовые товары)
  • – Приведите примеры товаров, на которые устанавливается «срок годности»? (Продовольственные товары, пищевые концентраты, парфюмерно-косметические товары, товары бытовой химии, медикаменты)
  • – Что означает маркировочный индекс «Е»? (Индекс «Е» означает пищевые добавки. Разрешенными к применению при производстве пищевых продуктов названы номера от Е-100 до Е-1521. Запрещенными являются 5 номеров: красители Е-121, Е-123, консервант Е-240,  улучшители  хлеба и муки Е-924а, Е-924в)
  • – Что такое штрих-код? (Это информация о товаре и о производителе, которая может быть считана специальным прибором – сканером – в магазине, на базе)
  • – В каком году был принят Закон «О защите прав потребителей» с новыми дополнениями и изменениями? (В 1999 году)

6. Вопрос – ответ.

На вопросы отвечает представитель сферы торговли, представитель комитета по защите прав потребителей.

Решение: Для того  чтобы права потребителей в нашей стране стали обычной вещью, необходимо изучать эти права, учиться ими пользоваться, уметь защищать себя и оказывать в случае необходимости помощь своим друзьям и близким.