Обобщение по разделу «Мы и наше здоровье» (2-й класс)

Разделы: Начальная школа, Внеклассная работа

Класс: 2


Цели урока:

  • учащиеся должны знать устройство человеческого организма;
  • учащиеся должны распознавать предложенные системы органов человека и их основные функции;
  • воспитывать человека, который умеет прислушиваться к своему организму и заботиться о своём здоровье;

Оборудование: слайды по теме урока, пословицы и поговорки о здоровье, таблица для заполнения детьми.

ХОД УРОКА

1. Организационный момент

а) приветствие;
б) настрой на работу:
– Повернёмся друг к другу,
– Улыбнёмся друг другу,
– Получим заряд положительных эмоциий.

2. Сообщение темы и целей урока

– Сегодня мы продолжим постигать тайны главного чуда света – человека. Известный русский публицист, философ, литературный критик 19 века В.Г.Белинский говорил:
«Человек всегда был и будет самым любопытным явлением для    самого человека. Его организм – это целостная, очень сложная система. Это одновременно и храм, и склад, и аптека, и электрическая компания, и библиотека, и установка для сточных вод».

Приложение 1. Слайд 1

– Чем больше мы будем получать знаний о человеческом организме, тем чаще будем вспоминать эти слова. В этом нам предстоит убедиться сегодня на уроке.
– Мы с вами постараемся обобщить знания по изученному разделу.
А называется он… («Мы и наше здоровье»)

Приложение 1. Слайд  2

3. Работа по теме урока

а) вводное слово учителя

– Мы все такие разные, но строение тела у всех людей одинаково.
Вспомним:
– Как называется наука, изучающая строение тела человека? (Анатомия человека)
– Работу органов человека изучает наука…  (физиология)
– Наука о сохранении и укреплении здоровья человека называется…(гигиена).

Приложение 1. Слайд 3

б) Системы органов и их функции
– Органы здорового человека работают согласовано и слажено. А управляет деятельностью всего организма –

НЕРВНАЯ СИСТЕМА.

Назовите, из каких органов она состоит?

Приложение 1. Слайд 4

– Ко всем органам тела от головного и спинного мозга отходят нервы или нервные окончания, похожие на шнуры и нити. По ним в мозг человека поступают различные сигналы, а от мозга идут обратные сигналы всем органам тела.
– С помощью нервной системы мозг постоянно регулирует температуру тела, она всё время сохраняется равной 36,6о. При такой температуре лучше всего работает весь организм человека.
– Например, человек увидел яблоко. Эта информация поступает в головной мозг. Он даёт приказ взять его и откусить. Головной мозг осуществляет контроль, а органы исполняют его приказы. Каждый орган имеет своё представительство в головном мозге – это определённые центры, которые отвечают за тот или иной орган.

ДЫХАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА

Приложение 1. Слайд 5

– Всю жизнь человек дышит – вдыхает и выдыхает воздух. Попробуйте задержать дыхание, на сколько вас хватит? Через  одну минуту организм требует воздуха, вашим клеткам нужен кислород.
– А какой состав имеет наш воздух? (Кислород, углекислый газ, азот)
– Назовите основные функции дыхательной системы.

КРОВЕНОСНАЯ СИСТЕМА

Приложение 1. Слайд  6

– Как устроена и работает кровеносная система?
– Зачем капелька крови, обежав весь организм, возвращается в сердце и опять отправляется в новое путешествие?

4. Физминутка

5. Практическая работа

Сколько ударов делает наше сердце в минуту? Это определяется по пульсу сердца. Давайте посчитаем свой пульс в течении 10 секунд. Как узнать количество ударов за одну минуту? (Умножить на шесть)

Приложение 1. Слайд 7

6. Опорно-двигательная система человека. Её функции

– Скелет человека – опора тела, он защищает внутренние органы от повреждений: кости головы – защищает головной мозг, кости позвоночника – спинной мозг, который находится внутри позвоночника.
– Мы не могли бы двигаться, если бы у нас не было мышц, суставов.
Мышцы приводят в движение кости и суставы. Всё это также происходит по команде мозга.

Приложение 1. Слайды 8-10

7. Осанка человека

– Важнейшее значение для красоты тела и здоровья имеет осанка человека. Почему? (Она влияет не только не внешность, но и на расположение внутренних органов)
– Дети часто портят свою осанку, сидят за столом сутулясь, ходят сгорбившись, не любят заниматься физкультурой и физическим трудом.
– У людей, занимающихся спортом широкие плечи, крепкая шея, сильные руки и ноги. Почему? Потому, что натренированы мышцы.

Приложение 1. Слайды 11-13

8. Здоровый образ жизни

– Одному мудрецу-старцу, прожившему более 100 лет задали вопрос: «Что для вас было важнее в жизни: богатство или слава?»
Он ответил: «Ни то, ни другое, а здоровье. Здоровый нищий счастливее больного короля!»
– А другой мудрец предупреждал: «Мы замечаем, что самое ценное для нас – это здоровье, только тогда когда его у нас уже нет». Наверно и вы сможете назвать из народной мудрости поговорки или пословицы о здоровье.

(Учащиеся зачитывают пословицы и поговорки о здоровье, здоровом образе жизни)

Приложение 1. Слайды 14-17

9. Обобщение по теме урока

– Прислушайтесь к словам этих мудрецов, к высказываниям пословиц и поговорок, и постарайтесь твёрдо запомнить, что надёжнее всех о своём здоровье можем позаботиться только мы сами!

10. Итоги урока

Для чего нужно изучать организм человека?
Как нужно закалять свой организм?
– Что вас заинтересовало при изучении этого раздела?

11.Задание на дом

Научиться определять пульс, узнать у взрослых о долгожителях среди своих родственников.
Стр.154-157 учебника, пересказ.