Урок в 5-м классе по теме "Лоскутная мозаика" (раздел "Художественное ремесло")

Разделы: Технология


Класс: 5

Раздел: рукоделие

Тема: Лоскутная техника

Цели:

  • Образовательные:
    • расширение кругозора учащихся – в процессе изучения данного вида рукоделия, обучить новым способам действия, новым рабочим приемам;
  • Развивающие:
    • развитие мышления (учить анализировать, сравнивать, обобщать, классифицировать);
    • развитие точности движения;
    • развитие самостоятельности, инициативы;
    • познакомить с понятием «печворк», обучить составлять узоры из лоскутков.
  • Воспитательные:
    • воспитание трудовой дисциплины, привитие культуры труда, воспитание бережливости, воспитание познавательной потребности, интереса и активности, воспитание эстетических взглядов.

Методы обучения: устное изложение нового материала, беседа, демонстрация наглядных пособий, показ трудовых приемов.

Объект труда: образец прихватки.

Наглядно-иллюстрированный материал: образцы тканей, плакат,  инструкционно- технологическая карта, образцы изделий из лоскута.

Материально-техническое оснащение: ПК., видеопроектор, слайды, опорный конспект.

Оборудование, инструменты, материалы: швейная машинка, утюг, ножницы, иглы, ткань, рабочая тетрадь, ручка, линейка, таблицы по технике безопасности при работе  с иглой, ножницами, швейной машине.

Тип урока: комбинированный.

Межпредметные связи: черчение, русский язык, химия, физика, математика, изо.

Профориентация: профессия декоратор, технолог.

Время: 2 урока по 40 минут.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент (2-3мин.)

Проверка присутствия учащихся (по журналу), проверка готовности учащихся к уроку.

II. Теоретическая  часть (15-20мин.)

2.1. Сообщение темы и цели урока

2.2. Проверка знаний учащихся

Учащиеся работают по карточкам контроля знаний.

– Из какого волокна изготавливают хлопчатобумажную ткань? Какого происхождения это волокно? (Из хлопка, растительного происхождения).  (Показ волокна)
– На  какой стороне напечатанный рисунок более яркий и четкий? (На лицевой стороне) (Показ ткани)
– Как определить нити основы и утка на ткани? (Раздать образцы ткани)(Нить основы идет вдоль кромки, а нить идущая поперек нити основы – уток. По растяжению: нить  основы не растягивается, нить утка – тянется. По  нити  выдернутой из ткани: нить основы прямая, нить  утка – извилистая).
– Что значит «стачать срезы»? Показать на образце. (Соединить детали по величине, строчками постоянного назначения по намеченным линиям).
– Что значит «разутюжить» шов? Обязательно демонстрация образца. (Разложить припуск шва на две стороны и закрепить их в таком положении.)
– Перечислите виды изделий из домашнего обихода, изготовленных из хлопчатобумажных тканей? (Постельное белье, занавески, покрывало и т.д).

2.3. Повторение правил техники безопасности:

  • При работе за швейной машиной:
  • При работе с утюгом:
  • Организация рабочего места .

2.4. Объяснение нового материала

Удивительное рукоделие – лоскутное шитье издавна известно многим народам. Лоскутная техника – своими корнями уходит глубоко в древность. Кстати,  где первоначально возникло лоскутное шитье?

Сообщение 1 (Опережающее задание для учащихся).

Историческая справка

Самое древнее изделие в стиле лоскутной мозаики датируется  980 г. до нашей эры и было найдено в Египте. В Европе лоскутная мозаика появилась около800 лет назад, во времена крестовых походов. На юге Франции и Англии, где примерно до 1750 г. бережливые женщины, выкроив из дорогого ситца одежду, стали использовать его остатки для создания других  изделий.
Таким образом, первоначально лоскутная техника возникла в результате нехватки материалов и их дороговизны.

Сообщение 2

В России шить из лоскутков cтали во второй половине XIX в. в это время появился в продаже дорогой заморский ситец. Идеей для создания лоскутной техники послужили обыкновенные заплаты, которые обыкновенно ставились на еще крепкие, но слегка потертые вещи. Это помогло мастерицам прийти к мысли о возможности создания изделий из лоскутков.

Сообщение 3

В настоящее время к шитью из лоскута относятся как к виду искусства. Художественные изделия из лоскута по праву заняли достойное место среди произведений декоративно-прикладного творчества во многих странах мира.
Экспозиции музеев таких стран, как США, Германия, Швейцария, Австралия, содержат целые коллекции изделий в технике «Печворк».
Patchwork – лоскутная работа; сшитый из лоскута. Происходит от  англ. patch – заплатка или кусочек материала, лоскут, пятно неправильной формы; work – работа. (Приложение 1)
Лоскутная техника не утратила своего обаяния и сегодня. Очень часто можно увидеть изделия, выполненные в технике лоскутной мозаики на страницах журналов мод.
– в убранстве кухни, спальни, гостиной, (салфетки, прихватки для горячего, скатерти, одеяла, пледы, панно),
– аксессуарах (нарядная сумка, кошелек),
– одежде (изящный летний костюм или стеганный жилет),
Лоскутная техника очень проста, поэтому доступна каждому. Для этого вида рукоделия не нужны какие-то особенные материалы, а лишь оставшиеся при раскрое кусочки ткани. (Приложение 2)
Выбор тканей по фактуре (мягкие, жесткие, прозрачные, блестящие, матовые).
по виду отделки (гладкокрашенные, пестротканые, с тематическим рисунком, набивные с геометрическим рисунком, набивные с цветочным рисунком, с каймой.).
(Демонстрация образцов тканей и самых обычных инструментов: ножницы и иголка). В ход идут не только ткани, но и пряжа, тесьма, ленты, кружева. В качестве подкладочных материалов используется синтепон, ватин, фланель, драп.
Быстро, а главное со вкусом подобрать ткани для выполнения изделия из лоскутков, поможет цветовой круг.
Цвет имеет решающее значение в зрительном восприятии композиции. (Учащимся  раздается материал в виде карточек с примерами цветового сочетания) Родственное цветовое сочетание имеет общий цветовой тон с различной насыщенностью. Это цветовое сочетание называется композицией и вызывает состояние покоя, равновесия . Контрастные  сочетания не имеют общего цветового тона. Создаются яркие, сочные, живые композиции. Родственно-контрастные сочетания имеют один общий цветовой тон и два различных цветовых тона. Вызывают чувства тепла. и веселое настроение.
В лоскутной технике  как  правило, используются геометрические рисунки. Элементами этой мозаики могут служить: квадрат, прямоугольник, ромб, треугольник, 6-8-угольник.
Их называют шаблонами. (Приложение 3)
Техника лоскутной мозаики – это создание лоскутного изделия по определенной схеме. Схема, как правило, представляет собой геометрический  рисунок, состоящий из отдельных элементов. К ним относятся: шитье из полос, шитье из квадратов, шитье из многоугольников, шитье из прямоугольных треугольников.
Лоскутные изделия часто отделываются различными  деталями, которые не только дополняют и разнообразят эти  изделия, но и придают им декоративность.
Оригинальный способ украшений изделий известный с давних времен национальной русской  одежде и убранстве жилища является отделка фестонами.
Фестон – это один из выступов зубчатой каймы по краям штор, занавесей, отделке белья, одежды и т.д. По вариантам исполнения фестоны подразделяются на три группы: геометрические, драпированные, навесные, комбинированные. Особую пышность и нарядность вносят в изделие из лоскута оборки, рюши, воланы. (Приложение 4)
Сегодня мы начнем изготавливать  прихватку  состоящую из квадратов ткани одинаковой величины, но разных цветов. На сегодняшнем уроке мы изготовим лицевую часть прихватки, в стиле лоскутной мозаики.

III. Практическая часть (45-50мин.)

3.1. Показ трудовых приемов.

3.2. Инструкционно-технологические карты на столах у учащихся, по которым начинаем выполнение прихватки (Приложение 5).

3.3. Самостоятельная работа учащихся и текущее инструктирование.

Целевые обходы.

  • Проверка своевременного начала работы и организации рабочего места учащихся.
  •  Проверка правильности выполнения приемов сметывания срезов.
  •  Проверка соблюдения технологической последовательности выполнения работы.
  •  Проверка правильности пользования документацией письменного инструктирования.
  •  Контроль качества выполнения операции, современного предупреждения ошибок.
  •  Проверка соблюдения учащимися правил техники безопасности.
  • Проверка применяемых  способов самоконтроля.
  • Прием и оценка практических работ учащихся.

IV. Закрепление нового материала (3-5 мин.)

– Какие изделия можно выполнить из лоскутков?
– Какие инструменты и материалы необходимы для выполнения работ из лоскутков?
– Что обозначают слова «печворк», «шаблон», «фестон», «композиция»?
– Из каких операций складывается процесс изготовления прихватки?
– Какой ткани отдается предпочтение в лоскутной технике?

V. Анализ урока (3-5мин.)

5.1. Сообщение о достижении цели урока

Цель урока достигнута, т.к. учащиеся хорошо освоили лоскутную технику и закрепили  на практике весь учебный материал.

5.2. Анализ лучших работ.
5.3. Показ лучших работ.
5.4. Разбор типичных ошибок: перекошенная прихватка, не соблюдена нить основы, кривой шов стачивания, шов вытянут утюгом, несовмещение середины прихватки.
5.5. Рассмотрение случаев потери рабочего времени.
5.6. Сообщение критериев оценок и их аргументов.
5.7. Сообщение темы следующего урока: «Изготовление прихватки. Окончательная отделка».

VI. Домашнее задание (2-5 мин.)

– Принести лоскуты х.б. ткани 20х20 см., ватин 20х20 см. и лицевую часть прихватки.

Литература:

1. Костикова И.Ю. «Школа лоскутной техники» М., «Культура и традиции», 1997.
2. Кузьмина М.А. «Лоскутки» «Эксмо-Пресс», 1998.