Театрализованная деятельность как средство коррекции и развития детей с нарушениями в интеллектуальном развитии

Разделы: Работа с дошкольниками


Как показывает практика, в настоящее время резко увеличилось количество детей со сложными нарушениями в развитии, которым требуется длительная коррекционная помощь. Это не удивительно; с одной стороны, это обусловлено теми или иными формами патологии беременности; с другой стороны, не совсем благополучным экологическим фактором и рядом других причин.

Современный этап развития системы образования характеризуется поиском и разработкой новых технологий обучения и воспитания детей с нарушением в интеллектуальном развитии.

Данная категория детей составляет самую многочисленную и проблемную группу.

Особенность развития таких детей состоит в том, что у них нарушена познавательная деятельность, часто наблюдаются искажения эмоционального развития и отклонения в поведении, что в конечном итоге затрудняет развитие высших психических процессов, самостоятельной адаптации к жизни и приводит к нарушению связей с социумом, культурой, как источника развития.

Указанные особенности развития детей вызывают не только замедленный темп развития, но и своеобразие этого развития в целом.

В связи с этим становится ясно, что таким детям нужна специальная коррекционная помощь.

Опыт работа и длительные наблюдения позволили сделать выводы о том, что именно театрализованная деятельность является таким источником всесторонней коррекции и компенсации аномалий развития, в подготовке детей с интеллектуальной недостаточностью к жизни и труду, а также благотворно влияет на эмоциональный мир ребенка.

Системные исследования особенностей использования театрализованной деятельности в обучении детей дошкольного возраста с проблемами в интеллектуальном развитии отсутствуют, если не считать отдельных рекомендаций по включению данного вида деятельности в коррекционную работу с дошкольниками. (И.М. Бгажнокова, В.В.Воронкова, О.П. Гаврилушкина, А.Н. Граборов, Н.Д. Соколова и др.).

Такое положение дел и побудило нас заняться созданием особой системы работы, поскольку мы не сомневаемся в огромной значимости театрализованной деятельности, для развития детей дошкольного возраста с нарушениями в интеллектуальном развитии.

Целью данной работы является:

  • формирование и коррекция социального, эмоционального, интеллектуального потенциала ребенка, его позитивной самооценки и положительных качеств личности.

Задачи:

  1. Расширять представление об окружающем мире.
  2. Развивать чувство эмпатии.
  3. Учить детей социально-адекватным формам самопроявления и самовыражения.
  4. Развивать творческие способности.
  5. Формировать коммуникативные умения и навыки.
  6. Формировать адекватную самооценку.
  7. Формировать у детей позитивное отношение к миру.

Занятия проводятся 1 раз в неделю во второю половину дня,

продолжительностью 20-25 минут с детьми с нарушением интеллекта второго и третьего года обучения (возраст детей 5-7 лет)

Наряду с групповыми занятиями проводятся и индивидуальные занятия, на которых реализуется коррекционно-развивающие задачи, направленные на активизацию возможностей ребенка, способствующих развитию познавательной, социальной, двигательной и эмоциональной сфер.

В ходе проведения данной работы предполагается, что дети успешно адаптируются в социальном окружении, научаться понимать эмоциональные реакции окружающих и правильно на них реагировать, понимать свои эмоции, управлять своими чувствами и организовывать свое поведение; повыситься познавательный интерес к окружающему миру, появится потребность в общении с детьми и взрослыми.

Таким образом, использование театрализованной деятельности как средство коррекции и развития детей с нарушением интеллекта - позволяет не только знакомить с миром прекрасного или расширять представления об окружающем, но и пробуждает способность к состраданию, сопереживанию, активизирует мышление, воображение, а главное помогает психологической адаптации ребенка в социуме, что помогает преодолеть робость, связанную с трудностями в общении, неуверенностью в себе.

Примерный конспект по театрализованной деятельности
2-3-го года обучения по литературному произведению: русская народная сказка “Кот, петух и лиса”

Тема: Без друзей нам не прожить ни за что на свете

Занятие 1

Программное содержание.

Познакомить детей со сказкой “Кот, петух и лиса”. Учить детей отвечать на вопросы по содержанию сказки. Формировать представления о животном мире местах их обитания. Развивать умение под музыку имитировать движения, характерные для различных животных, птиц. Воспитывать заботливое отношение к животным, дружелюбные взаимоотношения между детьми

Оборудование.

Декорации деревьев (елки, березки и т.д.); игрушки: петух, кот, лиса; сундучок с костюмами героев; дом из мягких модулей; плоскостная фигура: птички и бабочки; “ковер-самолет”; магнитофон, картинки с изображением эмоций человека и животных, колокольчик, маска лисы и петуха, платки для п/и по количеству водящих.

Ход.

Воспитатель встречает детей под фонограмму к песне “Улыбка” и предлагает отправиться в путешествие в гости к сказке на ковре самолете. Дети располагаются на ковре и под музыку отправляются в полет.

Воспитатель:

- Ребята, посмотрите по сторонам, мы летим над лесом. В лесу много разных диких животных (зверей). Наш ковер приземляется на полянку.

- Сойдите с ковра и посмотрите какая красота кругом, деревья, птицы поют, бабочки летаю, а какой аромат цветов. (Предлагает понюхать аромат цветов - имитация)

- Ой, а это что за дом, кто в домике живет?

(На крылечке дома лежит кот, из окна выглядывает петух, на цветке сидит бабочка, из-за куста выглядывает лиса на заборе сидит птичка, рядом с домом стоит сундучок, в нем лежат костюмы к сказке и конверт- с частями тела животных;

Д/и “Угадай, кто потерял?”

Воспитатель предлагает детям определить, к какому животному данная часть тела принадлежит: коту, петуху, птице, бабочке, лисе. Отгадавший получает соответствующий костюм.

И/у “Под музыку попляши”

Воспитатель предлагает посмотреть на себя в зеркало и под “свою “музыку выполнять, соответствующие героям движения, походку.

Если ребенок затрудняется в передачи движений, то воспитатель показывает характерные движения, соответственно ребенок старается подражать

Воспитатель: Ребята посмотрите, кто это под кустом сидит?

Достает игрушку и предлагает ее рассмотреть.

Д/у “Театр настроений”

Обращает внимание детей на мимику морды в сходстве с эмоциями человека, вместе с воспитателем выбирают из общей массы эмоций, разложенных на поляне соответствующие эмоции лисы: хитрость и злость.

Воспитатель: - А сейчас предлагаю послушать сказку “Кот, петух и лиса”. Рассаживайтесь на полянке по удобнее и слушайте внимательно.

(Сказку может читать сам воспитатель или слушать в аудио-записи)

“Подумай и ответь!”

  • Где жили- были кот и петух?
  • Куда рано утром уходил кот?
  • Что делал петушок, когда кота не было дома?
  • Что сделала лиса и зачем?
  • Как кричал петушок, когда его схватила лиса?
  • Как кот помог петушку?
  • Как выманивала лиса петушка из избушки на второй день?
  • Как помог петушку кот на второй день?
  • Как выманивала лиса петушка из избушки в третий день?
  • Как выручил петушка кот в третий день?
  • Как кот обманул лису?
  • Досаждает ли лиса теперь коту и петуху? почему?

Подвижная игра “Куда несет петушка лиса?”

Предложите детям встать в круг. Выберите двух играющих. Одному наденьте шапочку лисы и дайте в руки колокольчик, второму наденьте шапочку петушка и дайте в руки бубен. Объясните правила игры: “Сейчас я завяжу “лисичке” и “петушку” глаза платочком. Они будут ловить друг друга. Для того чтобы они знали, где находится каждый играющий, им нужно звенеть колокольчиком и ударять в бубен”.

Поставьте “лисичку” и “петушка” в середину круга, завяжите им глаза и предложите послушать песенку, которую споют дети. Попросите детей взяться за руки, образуя круг. Предложите им идти по кругу и петь песенку:

Трынцы-брынцы, бубенцы,
Раззвонились удальцы:
Дигли-дигли, дигли-дон,
Отгадай, откуда звон!

Дети останавливаются, а водящие, звеня бубном и колокольчиком, пытаются поймать друг друга. Игру можно повторить с другими ведущими.

(Воспитатель обращает внимание детей, что пора возвращаться в детский сад)

Логоритмика “Самолет”

(Движения выполняются по содержанию)

Поиграем в самолет? (Да.)

Вы все — крылья, я — пилот.
Получили инструктаж —
Начинаем пилотаж.
В снег летаем и пургу,
У-у-у-у!
Видим чьи-то берега.

А-а-а-а!
Ры-ры-ры — рычит мотор,
Мы летаем выше гор.
Вот снижаемся мы все
К нашей взлетной полосе!
Что ж — закончен наш полет.
До свиданья, самолет.

Занятие 2

Программное содержание.

Учит детей выражать на лице эмоции: страх, удивление, гнев и распознавать эмоциональное состояние людей, изображенных с помощью пиктограмм. Учить интонационным движениям характерным для различных животных, птиц. Развивать умение отгадывать загадки, ориентируясь на характерные повадки для различных животных, птиц; умение брать на себя роли воспитывать детей простейшие проявления эмпатии.

Оборудование.

Клубок; картинки с изображением лисы, кота, петуха; куклы би-ба-бо; набор пиктограмм человека и животного (страх, гнев, удивление и радость), костюмы героев сказки.

Ход.

Воспитатель встречает детей со словами:

Сказку, детки, в гости звали?
Сказку, детки, очень ждали?
Отгадайте же загадки –
Сказка вновь придет к ребяткам!

Дети встают в круг, в кругу разложении картинки с изображением разных животных и птиц.

Д/и “Найди отгадку к загадке!”

Воспитатель загадывает загадки, привлекая каждую отгадку найти среди картинок и показать движениями повадки живот.

1. Этот зверь живет лишь дома.
С эти зверем все знакомы.
У него усы как спицы.
Он, мурлыча, песнь поет.
Только мышь его боится...
Угадали? Это - ...

Ответ: Кот

2. На заборе сидит,
“Ку-ка-ре-ку!” кричит

Ответ: Петух

3. Говорят, она хитра,
Кур уносит со двора.
Но зато красавица –
Всем ребятам нравится!
Ответ: Лиса

После этого воспитатель просит детей догадаться, в какой сказке живут эти герои. (“Кот, петух и лиса”), побуждая, отправится в сказку. Бросается клубочек на пол, он раскатывается, и дети по нити идут “в сказку”.

По полянке мы идем,
По лесочку мы идем.
А к избушке подойдем,
Слушать сказку мы начнем.

Клубочек приводит детей на полянку, где на прошлом занятии дети уже побывали

Воспитатель напоминает им о том, что с петушком, котом и лисой вы уже знакомы.

Воспитатель:

- Хотите еще раз услышать эту сказку? Усаживайтесь на полянке по удобнее, внимательно слушайте и смотрите.

Кукольный театр “Кот, петух и лиса”

(Сказка разыгрывается с помощью кукольного театра.)

Д/у “Театр настроений” и “Зоопарк настроений”

Каждый ребенок получает набор из четырех пиктограмм, изображающих эмоции (страх, удивление, гнев), или пиктограммы, изображающие эмоции животных. В этом случае дети должны сами выбрать лицо, отражающее соответствующее эмоциональное состояние, затем подобрать к нему соответствую эмоцию животного, и по возможности изобразить перед зеркалом данное эмоциональное состояние.

- В сказке петух встречается с лисой и удивляется (“Вот она села под окошко и запела….. Петушок выглянул в окошко……”)

Найдите на своих картинках удивленное лицо. (У педагога в руках тоже пиктограмма, он показывает ее.) Покажите, как вы умеете удивляться. (Дети пробуют изобразить перед зеркалом удивление на лице.)

Педагог предлагает вспомнить, каким стал петушок, когда лиса его схватила пес, и показать соответствующую пиктограмму.

- Правильно, он стал испуганным. А вы можете стать такими? Представьте, что вы боитесь кого-нибудь, дрожите от страха. (Показывает пиктограмму.). (Дети изображают состояние страха перед зеркалом.)

После того как кот услыхал крик петушка он рассердился (разгневался) на лису и помчался за ней. Он стал злым. (Дети показывают соответствующую пиктограмму, затем изображают на лице злость)

Воспитатель:

- А мне больше нравится, когда ваши лица радостные, веселые. Покажите, какие вы бываете, когда радуетесь. (Дети выбирают соответствующую пиктограмму)

Драматизация сказки.

По окончании занятия, дети также по ниточке клубочка уходят из “сказки”.

Список литературы

  1. Борисенко М.Г. и др. Конспекты комплексных занятий по сказкам с детьми 3-4 лет [Текст] /М.Г. Борисенко, Н.А. Лукина: Санкт-Петербург: Паритет, 2006. – 112 с.
  2. Вечканова И.Г. Театрализованные игры в абилитации дошкольников с интеллектуальной недостаточностью [Текст]: учебно-методическое пособие / И.Г. Вечканова. Санкт-Петербург: КАРО, 2006. – 144 с.
  3. Ковалец И.В. Азбука эмоций [Текст]: практическое пособие для работы с детьми, имеющими отклонения в психофизическом развитии и эмоциональной сфере / И.В. Ковалец. – М.: ВЛАДОС, 2004. -136 с.
  4. Маханева М.Д.Театрализованные занятия в детском саду [Текст]: пособие для работников дошкольных учреждений/ М.Д. Маханева. – М.: ТЦ, СФЕРА, 2004. -128 с.