"Книга твой друг – береги ее!"

Разделы: Внеклассная работа


Проблема адаптации пятиклассников к новым условиям образовательной среды стоит перед классным руководителем и учителем-предметником на протяжении всего учебного года. Уходя от полной опеки родителей, переходя на более самостоятельную деятельность, дети забывают о правилах пользования учебной литературой.

Задача классного руководителя состоит в том, чтобы направить ребят по пути бережного отношения к книге.

Книга является верным спутником человека на всем его жизненном пути, и какое отношение сложится у ребенка к ней, зависит от школы.

Классный час “Книга твой друг – береги ее!” воспитывает любознательность, бережное отношение к книге, развивает устную речь, мышление, память обучающихся. Представленная презентация наглядно демонстрирует процесс изготовления книги, от маленькой сосенки до полок библиотеки и магазина.

Цели: познакомить детей с процессом изготовления книги; расширить кругозор детей, пополнить словарный запас, развивать устную речь, внимание, память; воспитывать бережное отношение к книге, прививать любовь к чтению.

Оборудование: выставка книг “Моя любимая книга”.

Ход классного часа

1. Вступительная часть.

Учитель: отгадайте загадки:

Не куст, а с листочками,
Не рубаха, а сшита,
Не человек, а рассказывает. (Книга)

Кто молча учит,
Без языка, а боб всем говорит? (Книга)

Хоть не шляпа, а с полями,
Не цветок, а с корешком,
Разговаривает снами
Терпеливым языком. (Книга)

Правильно! Книгу, всем понятную, умную, занятную, мальчики и девочки – все читать хотят.

Обратите внимание на выставку книг (заранее подготовлена выставка книг “Моя любимая книга”), это ваши любимые книги, расскажите о них. (Рассказ детей)

2. Основная часть.

Рассказ учащихся (Вагапова Диана и Галуза Анастасия) с использованием презентации.

(Рассказ сопровождается показом слайдов). Презентация

Откуда пришла книга

Все эти книги родились в дремучем лесу. Сначала была маленькая сосенка, потом она стала сосной, шли годы, верхушки сосны тянулись к солнцу. Но вот однажды в лесную чащу пришли лесорубы и спилили это могучее дерево. На помощь лесорубам спешит трактор, в тайге его называют лесным вездеходом. Лесорубы обрубают ветки, вяжут, крепко стягивают стволы железными канатами – тросами. Вздрогнет, запыхтит лесной вездеход и потянет тяжелую ношу к реке.

Река – самая просторная дорога для леса. Точно огромные рыбины плывут по ней бревна вниз по течению. Кажется, будто вся река загружена лесами. Порой бревна сталкиваются, цепляются друг за друга, образуют заторы. А чтобы заторов не было, за движением леса зорко следят сплавщики. Сильные, храбрые, умелые люди. Они подплывают к лесному затору в моторных лодках и длинными баграми с острыми наконечниками расталкивают, разгоняют сцепившиеся бревна. И вот стволы вновь продолжают свой путь по глубокой широкой дороге. Голубая дорога приведет стволы на комбинат. Из них будут делать бумагу. Стволы переходят из цеха в цех. Деревья там распиливают и измельчают в опилки. Дальше – варят, чтобы получить волокнистую массу, похожу на жидкое тесто. Машины разливают и раскатывают бумажное тесто, потом из полос получается бумага. Бесконечной лентой выползает бумага из машины и сматывается в огромные бумажные рулоны.

- А как же из рулонов книгу надо сделать?

- Книгу надо писать. Кто будет писать книгу?

Писатели должны много знать, чтобы написать интересную книгу.

А чтобы книжка была очень красочной, необходимо поработать еще профессионалам.

- Кому?

Давным-давно, в прежние времена книга писала от руки. Была редкостью и ценилась очень дорого. Тогда люди задумались: “Ведь книгу хотят прочесть многие. Как помочь размножить книгу?”

Теперь книгу не переписывают от руки, а печатают в типографии. У вас есть учебники. Все они одинаковые. Сделаны они в типографии.

Типография - книжная фабрика. Как на любой фабрике здесь много цехов. В печатную машину полается чистая белая бумага, а выходит с текстами и картинками. Далее необходимо сложить листы в тетрадь, правильно подобрать их, странички должны идти одна за другой.

Потом книги попадают в книжный магазин, в библиотеку.

Вот такой долгий путь проходит книга, чтобы из дерева превратить в книгу. Это очень большой труд людей, и мы должны уважать этот труд, беречь книгу.

Учитель: Ребята, давайте с вами послушаем, о чем говорят книги на полке.

Инсценировка басни “Две книжки”

(Выступают заранее подготовленные ученики. Выходят ведущий и два ученика).

Ведущий:

Однажды встретились две книжки,
Разговорились меж собой.

1-й ученик: Ну, как твои делишки?

Ведущий: Одна спросила у другой.

2-й ученик:

Ох, милая, мне стыдно перед классом,
Хозяин мои обложки вырвал с мясом!
Да что обложки… Оборвал листы!
Из них он делает кораблики, плоты и голубей….
Боюсь, листы пойдут на змей,
Тогда лететь мне в облака!
А у тебя целы бока?

1-й ученик:

Твои мне не знакомы муки,
Не помню я того дня,
Чтобы, не вымыв чисто руки,
Сел ученик читать меня!
А посмотри-ка на мои листочки:
На них чернильной не увидишь точки.
Про кляксы я молчу, -
О них и говорить-то неприлично…
Зато и я его учу
Не как-нибудь, а на отлично.

2-й ученик:

Ну, мой на тройках едет еле-еле
И даже двойку получил на той неделе.

Ведущий:

Найдешь ты храбрости пример
В хорошей умной книжке,
Увидишь всю Россию,
Всю землю с этой вышки.
В дорогу взять не позабудь
Ключей надежных связку.
В любой рассказ найдешь ты путь,
Войдешь в любую сказку.

Учитель: Какие правила мы должны выполнять при работе с книгой?

(Учащиеся дают ответы)

Учитель: Ребята, вы должны были подобрать пословицы о книги. (Чтение и обсуждение пословиц)

  • Хорошая книга – лучший друг.
  • Кто много читает, тот много знает.
  • Прочел новую книгу – встретился с другом.
  • С книгой жить – век не тужить.
  • Книга в счастье украшает, а в несчастье утешает.
  • Книга – твой друг, без нее, как без рук.
  • Книга поможет в труде, выручит в беде.
  • Книга – окно в мир, почаще заглядывай в неё.
  • Книга подобна воде – дорогу пробьет везде.
  • Книгу читаешь – как на крыльях летаешь.

Учитель: А сейчас, ребята, я буду называть отрывки из ваших любимых произведений, а вы будете отгадывать.

- Из какой книги отрывок? Назовите автора.

* Жил старик со своей старухой у самого синего моря. Они жили в ветхой землянке, ровно тридцать лет и три года. (А.С. Пушкин. Сказка о рыбаке и рыбке).

* Всех излечит, исцелит добрый доктор Айболит. ( К.Чуковский. Айболит).

*Вот аленький цветочек, какого нет краше на белом свете, о котором просила меня дочь меньшая, любимая. (С. Аксаков “Аленький цветочек”)

*Ты один не умывался,
И грязнулею остался.
И сбежали от грязнули
И чулки, и башмаки. ( К.Чуковский. “Мойдодыр”)

*В синем небе звезды блещут,
В синем море волны плещут,
Туча по небу идет,
Бочка по морю плывет. (А.С.Пушкин. “Сказка о царе Салтане”)

*С букварем шагает в школу
Деревянный мальчуган.
Попадает вместо школы
В полотняный балаган. (А.Толстой “Золотой ключик”)

*Появилась девочка
В чашечки цветка
И была та девочка
Чуть больше ноготка. (Г.-Х. Андерсен “Дюймовочка”)

*Сидит в корзинке девочка у мишки за спиной.

Он сам, того не ведая, несет ее домой. (Русская народная сказка “Маша и медведь”)

Игра “Перевертыш”

В названиях русских народных сказок изменена всего одна буква. Нужно найти эту букву и восстановить название сказки и сказочного героя.

  • Кособок – колобок.
  • Двери в яме – звери в яме.
  • Шар-птица – жар-птица.
  • Золотая рубка – золотая рыбка.
  • Кепка – репка.
  • Пеший – леший.
  • Кот и киса – кот и лиса.
  • Мурочка – Курочка
  • Иван солдатский сон – Иван солдатский сын.
  • Полк и семеро козлят – Волк и семеро козлят.
  • Вещий зуб – вещий дуб.
  • Лиса и мак – лиса и рак.
  • Кожа – коза.
  • Царь-певица – царь- девица.

3. Рефлексия.

Учитель: Что вам больше всего понравилось на сегодняшнем занятии?

- Что вы для себя усвоили?

- Какие правила надо соблюдать, когда берешь книгу в руки.

Учитель: Я хочу вам подарить буклеты “Книга лучший друг, береги её”.