Обобщающий урок русского языка в 7-м классе по теме "Причастие"

Разделы: Русский язык


Причастие – это часть речи, причастная глаголу в образе прилагательного.
В.И. Даль

Цель: совершенствовать умение находить в тексте причастия, обозначать их признаки, выделять знаками препинания причастные обороты, объяснять правописание не- с причастиями, суффиксов (при этом отличать причастия от отглагольных прилагательных).

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Слово учителя:

Вот свойство мое обязательное:
Склоняюсь я, как прилагательное.
На все вопросы его отвечаю.
Глагол по значению напоминаю.
(П. Чесноков)

– О чем эта загадка? (О причастии.)

Обратим внимание на эпиграф.

Причастие – это часть речи, причастная глаголу в образе прилагательного.
(В. Даль)

– Как вы понимаете смысл этого высказывания?

– Что значит “причастный”? (Имеющий непосредственное отношение, касательство к чему-нибудь.)

3. – Вспомните признаки глагола и прилагательного. (Проверка домашнего задания: составить родословное древо причастия.)

4. А теперь обратимся к тексту “О Лермонтове”. Задание: определить основную мысль текста, тип и стиль текста, какую роль играют причастия в нем. Найдите причастия и распределите их по колонкам.

О Лермонтове.

Лермонтов, проживший всего двадцать семь лет, создавший сотни стихов, около трех десятков поэм, драмы, романы, приобретший всемирную известность, остается одним из самых загадочных, противоречивых и непознаваемых писателей в русской литературе.

Современники так по-разному характеризовали его внешность, что нам нелегко представить себе, каким он был. Чаще всего обращали внимание на его глаза: "Глаза эти с умными черными ресницами, делавшими их еще глубже, производили чарующее впечатление на того, кто бывал симпатичен Лермонтову ". Говоря о характере поэта, дружественно настроенные современники изображали его то живым, веселым, то грустным и задумчивым, но всегда непостижимым, "по натуре своей предназначенным властвовать над людьми". Он был необыкновенно одаренным. Лермонтов играл на скрипке, на фортепиано, пел, сочинял музыку на собственные стихи. Он имел и художественный талант и мог бы стать настоящим художником.

Действительные настоящего времени Действительные прошедшего времени Страдательные настоящего времени Страдательные прошедшего времени

5. Вспомним правописание суффиксов действительных и страдательных причастий настоящего времени? (Работаем с сигнальными карточками.)

Задание: объяснить правописание суффиксов.

Слова:

Видимый
Срываемый
Мечущийся
Тающий
Ранящий
Осознаваемый
Читаемый
Слышимый
Зависящий

6. Слово учителя: Теперь мне хотелось бы узнать, научились ли вы отличать причастие от отглагольных прилагательных. Составим схему “Отличие причастия от отлагательных прилагательных”.

ПРИЛАГАТЕЛЬНЫЕ ПРИЧАСТИЯ
1. Обозначают признак предмета по по цвету, форме, запаху, свойству:
серый, красный, круглый, плоский, стеклянный, слабый, московский
1. Обозначают признак предмета по действию:
Белеющий, читающий, остекленевший, управляющий
2. Обозначают постоянный признак предмета:
читальный зал, белое платье, тонкий ремешок
2. Обозначают признак, протекающий во времени:
белеющий парус, читающий человек, прочитавший книгу
3. Имеют свойственные прилагательным суффиксы:

-н-, -ин-, -ан-, -ян-, -к-, -ск-, -ческ-, -чив-, -лив-, -чат-, -ов-, -ев-, -оват-, -еват-, -еньк-, -ок-, -ив-, -л-, -енн-, -онн- и др.

3. Имеют свойственные причастиям суффиксы:

-ущ-, -ющ-, -ащ-, -ящ-;
-вш-, -ш-;
-ем-, -им-, -ом-;
-нн-, -енн-, -т-

  4. Обозначают признак с указанием на совершенность или несовершенность действия:

Ученик, решавший задачу, …
Ученик, решивший задачу, …

  5. Могут быть возвратными:

Задача, решавшаяся учеником, …

  6. Сохраняют способность управлять падежом существительного:

Рисовать (что?) картину
Рисующий (что?) картину

– Проверим, как вы усвоили данный материал.

1. Превратить прилагательные в причастия:

Некоше (н, нн) ый,
Клевер – с +
 
Сея (н, нн) ая мука –
Соле (н, нн) ая рыба –
Краше (н, нн) ый пол –
по+

по+

2. А теперь наоборот: причастия в отглагольные прилагательные.

-Растопле (н, нн) ое масло
-Побеле (н, нн) ый потолок
-Перегруже (н, нн) ая машина
-Жаре (н, нн) ая в масле картошка

7. Лингвистическая игра “Юный корректор”.

Задание: укажите номера предложений, в которых допущены пунктуационные ошибки. Кстати, эти предложения были выбраны из произведений М.Ю.Лермонтова.

  1. Впереди нас темно-синие вершины гор, изрытые морщинами, рисовались на бледном небосклоне.
  2. Густой туман, нахлынувший волнами из ущелий покрывал долину.
  3. Штабс-капитан указал мне пальцем на поднимавшуюся прямо против нас гору.
  4. Уже мы различали почтовую станцию и кровли, окружающих ее саклей.
  5. Дым, выталкиваемый ветром из отверстия в крыше расстилался вокруг густой пеленой.
  6. Тут оказалась довольно занимательная картина.
  7. Из угла комнаты на нее смотрели другие два глаза, неподвижные, огненные.
  8. Изредка набегал прохладный ветер с востока, приподнимая покрытую инеем гриву лошадей.
  9. Эта долина была завалена снеговыми сугробами, напоминавшими довольно живо Саратов, Тамбов и прочие милые места нашего отечества.
  10. В глазах Веры выражалась недоверчивость и что-то похожее на упрек.
  11. Направо висели над нашими головами груды снега, готовые при первом порыве ветра, оборваться в ущелье.
  12. Множество разбросанных по берегу Терека домиков мелькали из-за деревьев
    (Из произведений М. Лермонтова)

8. Кроссворд “Словообразование страдательных причастий с Е после шипящих”.

Приложение 1.

9. Слово учителя: Мы обобщили знания по теме “Причастие”. А теперь вам предстоит выполнить тест.

Тест.

I. В каком словосочетании даны “прич.+ сущ.”?

I вариант.

  1. лаявшая собака
  2. волнистые волосы
  3. крикливый ребенок
  4. солнечное утро

II вариант.

  1. дремучий лес
  2. дремлющий ребенок
  3. шершавые руки
  4. старший брат

II. Найдите словосочетания “прич. + сущ.”.

I вариант.

  1. слышащийся шорох
  2. слышавший шорох
  3. построенный дом
  4. движущийся обоз

II вариант.

  1. обидевшийся человек
  2. обидевший друга
  3. растаявший снег
  4. встретившиеся друзья

III. В каком причастии -ащ-, -ящ

I вариант.

  1. пиш..щий человек
  2. се..щийся дождик
  3. пен..щийся поток
  4. кол..щийся предмет

II вариант.

  1. бор..щиеся спортсмены
  2. шепч..щиеся соседки
  3. стро. .щийся стадион
  4. скач..щие кони

IV. В каком причастии -ущ-, -ющ-?

  1. леч..щий врач
  2. служащий чиновник
  3. тревож..щий шепот
  4. колыш..щийся камыш

 

  1. вер..щий всему
  2. терп..щий боль
  3. кле..щий бумагу
  4. стелющийся туман

V. В каком причастии -ем-?

I вариант.

  1. колебл..мый
  2. слыш..мый
  3. множ..мый

II вариант.

  1. чита..мый
  2. вид..мый
  3. движ..мый

VI. В каком слове н?

I вариант.

  1. отправле..ые
  2. отправле..ы
  3. собра..ые
  4. дли..ый

II вариант.

  1. засея..ая
  2. засея..а
  3. связа..ая
  4. пусты..ый

VII. Какие причастия пишутся с не раздельно?

I вариант.

  1. (не)отправленное письмо
  2. (не)отправленное мною
  3. (не)выполненное задание
  4. (не)замечена ошибка

II вариант.

  1. (не)проверенная работа
  2. (не)проверенная учителем
  3. (не)скошена трава
  4. (не)прочитанная книга

VIII. В каком предложении есть прич. + завис, сл.?

  1. Мы вошли в лес освещенный осенним солнцем.
  2. Расчищенная дорожка вела в горы.

9. Итог урока.

Домашнее задание: составить похвальное слово причастию, используя причастные обороты.