Методические рекомендации по преподаванию раздела "Нормативные документы и их роль в проектировании. Проектная документация" предмета "Технология" на профильном уровне

Разделы: Технология


Ознакомление учащихся профильных классов с видами нормативной документации, со стандартизацией и унификацией – одно из важнейших направлений формирования информационно-коммуникационной компетентности учащихся. Раздел программы обучения 10-классников по предмету «Технология» на профильном уровне «Нормативные документы и их роль в проектировании. Проектная документация» составляет 4 часа и включает основные теоретические сведения:

  • Виды нормативной документации, используемой при проектировании.
  • Унификация и стандартизация как средство снижения затрат на проектирование и производство.
  • Требования безопасности.
  • Состав проектной документации. Согласование проектной документации (на примере перепланировки квартиры).

Однако отсутствие информации по данному разделу в учебнике, ее объемность и сложность для усвоения не позволяют в полной мере раскрыть предлагаемый учебный материал. В настоящей работе учителя технологии, имеющие опыт работы по программе профильного обучения, предлагают рекомендации по методике преподавания данного раздела. Учебные занятия по разделу целесообразно проводить с применением презентации (Приложение 4), что позволит сэкономить рабочее время урока, а также представить достаточно объемную и сложную новую информацию в наиболее доступной и понятной форме.

На первом уроке учитель начинает с беседы, цель которой – объяснить учащимся, что нормативные документы являются важной и необходимой составляющей любой профессиональной деятельности в современном обществе. Далее учитель дает определение нормативного документа: «Нормативный документ – совокупность инструктивных материалов, устанавливающих какие-либо правила, нормы, нормативы. Как правило, нормативные документы вводятся в действие нормативными правовыми актами об их утверждении (Например, Постановление Правительства РФ от 28.10.09 № 846 "Об утверждении Правил расследования причин аварий в электроэнергетике")».

Далее на слайде демонстрируется некоторый перечень нормативных документов. Например, ГН 2.2.5.2536-09 "Гигиенические нормативы. Предельно допустимые концентрации (ПДК) вредных веществ в воздухе рабочей зоны. Дополнение № 5 к ГН 2.2.5.1313-03)"
СанПиН 2.4.6.2553-09 "Санитарно-эпидемиологические требования к безопасности условий труда работников, не достигших 18-летнего возраста"
Свод правил СП 2.2.9.2510-09 "Гигиенические требования к условиям труда инвалидов"
Свод правил СП 12.13130.2009 "Определение категорий помещений, зданий и наружных установок по взрывопожарной и пожарной опасности"
Федеральный закон РФ от 24.07.09 № 213-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального Закона "О страховых взносах в Пенсионный Фонд Российской Федерации".

Анализируя данный перечень, учитель обращает внимание учащихся на разнообразие нормативных документов, действующих в разных сферах профессиональной деятельности человека и на то, что нормативные документы периодически пересматриваются для внесения изменений, чтобы их требования соответствовали уровню научно-технического прогресса.

Следуя логике изложения учебного материала, далее необходимо перейти непосредственно к понятиям стандарта и стандартизации. Учитель отмечает, что разновидностью нормативных документов является стандарт, предлагает ответить на вопрос: «Что такое стандарт? Интересы людей каких профессий и каких возрастов затрагивают стандарты?» и после обсуждения подводит учащихся к определению стандарта.

В широком смысле, стандарт (от англ. standard – норма, образец) – образец, эталон, модель, принимаемые за исходные для сопоставления с ними других подобных объектов.

Стандарт в Российской Федерации – нормативный документ, разработанный на основе консенсуса, утвержденный признанным органом, направленный на достижение оптимальной степени упорядочения в определенной области. В стандарте устанавливаются для всеобщего и многократного использования общие принципы, правила, характеристики, касающиеся различных видов деятельности или их результатов (характеристики продукции, правила осуществления и характеристики процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнения работ или оказания услуг). Учащимся нужно пояснить, что в практике термин "стандарт" может употребляться и по отношению к эталону, образцу или описанию продукта, процесса (услуги). Например, стандартом может быть атлас цветов, химический элемент, знак или марка и т. д. По существу это не является принципиальной ошибкой, хотя эталон правильнее относить к области метрологии, а термин "стандарт" использовать применительно к нормативному документу.

Учитель дает определение: «Стандартизация – это деятельность, направленная на разработку и установление требований, норм, правил, характеристик как обязательных для выполнения, так и рекомендуемых, обеспечивающая право потребителя на приобретение товаров надлежащего качества за приемлемую цену, а также право на безопасность и комфортность труда». Целесообразно заранее дать учащимся задание – подготовить сообщения об истории стандартизации в России, и краткая информация по данной теме позволит подвести учащихся к выводу по следующему вопросу.

Учитель предлагает учащимся обсуждение в группе: «С какой целью в нашей стране осуществляется стандартизация?». Основные выводы, которые должны сделать учащиеся под руководством учителя: стандартизация должна обеспечить:

  • безопасность продукции, работ, услуг для жизни и здоровья людей, окружающей среды и имущества;
  • совместимость и взаимозаменяемость изделий;
  • качество продукции, работ и услуг в соответствии с уровнем развития научно-технического прогресса;
  • единство измерений;
  • экономию всех видов ресурсов;
  • безопасность хозяйственных объектов, связанную с возможностью возникновения различных катастроф (природного и техногенного характера) и чрезвычайных ситуаций;
  • обороноспособность и мобилизационную готовность страны.

Учитель отмечает, что стандартизация осуществляется на разных уровнях. Существует международная стандартизация и национальная стандартизация – в одном конкретном государстве. При этом национальная стандартизация также может осуществляться на разных уровнях: на государственном, отраслевом уровне, в том или ином секторе экономики (например, на уровне министерств), на уровне предприятий и учреждений.

Объектом (предметом) стандартизации обычно называют продукцию, процесс или услугу, для которых разрабатывают те или иные требования, характеристики, параметры, правила и т.п. Стандартизация может касаться либо объекта в целом, либо его отдельных составляющих (характеристик).
На слайде демонстрируется таблица, в которой приводятся объекты стандартизации, и показатели, с помощью которых они могут быть качественно и количественно охарактеризованы.

Унификация – это вид стандартизации, заключающийся в рациональном сокращении типов, видов, и размеров объектов одинакового функционального назначения. Например, оптимальное число типоразмеров щитов для изготовления наборов мебели.

Какие же нормативные документы необходимы при проектировании? Прежде всего, это стандарты, которыми должен руководствоваться каждый проектировщик.

В Российской Федерации действует комплекс стандартов Единой системы конструкторской документации (ЕСКД), устанавливающий единые взаимосвязанные правила и положения по разработке, оформлению и обращению конструкторской документации для всех отраслей народного хозяйства, удовлетворяет требованиям современного производства и обеспечивает высококачественное выполнение конструкторской документации (чертежей, схем, технических условий, пояснительных записок и т.д.) на изделия и процессы при минимальных затратах труда, средств и времени. Стандарты ЕСКД содержат следующие группы:

  • Основные положения
  • Классификация и обозначение изделий в КД
  • Общие правила выполнения чертежей
  • Правила выполнения чертежей изделий машино- и приборостроения
  • Правила обращения КД, учет, хранение, дублирование, внесение изменений
  • Правила выполнения эксплуатационной и ремонтной документации
  • Правила выполнения схем
  • Правила выполнения документов строительных и судостроительных
  • Прочие стандарты

В своей деятельности проектировщик должен руководствоваться и другими нормативными документами.

Учитель сообщает, что в 1992 г. Госстандартом России введена система (ГОСТР) обязательной сертификации товаров, работ и услуг, на которые Законом РФ «О защите прав потребителей» установлены требования по обеспечению безопасности жизни, здоровья населения и охраны окружающей природной среды. В соответствии с данным нормативным документом обязательным условием современного промышленного проектирования является внедрение передовых ресурсосберегающих, безотходных и малоотходных технологических решений, позволяющих максимально сократить или избежать поступления вредных химических или биологических компонентов выбросов и атмосферу, почву и водоемы, предотвратить или снизить воздействие физических факторов до гигиенических нормативов и ниже.

Целесообразно привести примеры нормативных документов, обеспечивающих безопасность жизни, здоровье населения и охрану окружающей природной среды:

  • Санитарные правила и нормы «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов» СанПиН 2.2.1/2. 1.1.567-96, принятые 31.10.96 г. Постановлением Госкомсанэпиднадзора России № 41 устанавливаются гигиенические требования к минимальному размеру санитарно-защитных зон в соответствии с санитарной классификацией предприятий, производств и объектов. Так, в зависимости от мощности, условий эксплуатации, концентрации объектов на ограниченной территории, характера и количества выделяемых в окружающую среду токсичных и пахучих веществ, создаваемого шума, вибрации и других вредных физических факторов с учетом предусматриваемых мер по уменьшению неблагоприятного влияния их на окружающую среду и здоровье человека для предприятий 1-го класса минимальная санитарно-защитная зона должна быть не менее 2000 м, для предприятий второго класса – 1000 м, третьего – 500 м, четвертого – 300 и для питого – 100 метров. Кроме того, они включают требования к организации и благоустройству санитарно-защитных зон, основания к пересмотру этих размеров.
  • САНПИН 2.6.1.24-03 Санитарные правила проектирования и эксплуатации атомных станций (СП АС-03)
  • СП 2.5.1336-03 Санитарные правила по проектированию, изготовлению и реконструкции локомотивов и специального подвижного состава железнодорожного транспорта

Федеральный закон «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» принимается в целях защиты жизни, здоровья, имущества граждан и юридических лиц, государственного и муниципального имущества от пожаров, определяет основные положения технического регулирования в области пожарной безопасности и устанавливает общие требования пожарной безопасности к объектам защиты (продукции), в том числе к зданиям, сооружениям и строениям, промышленным объектам, пожарно-технической продукции и продукции общего назначения. Данный нормативный документ также накладывает определенные ограничения на объекты проектирования.

При проектировании любых объектов неукоснительно должны выполняться требования нормативных документов по безопасности. Система стандартов по безопасности труда (ССБТ) – комплекс взаимосвязанных стандартов, содержащих требования, нормы и правила, направленные на обеспечение безопасности, сохранение здоровья и работоспособности человека в процессе труда, включает следующие группы:

  • Организационно-методические стандарты
  • Стандарты требований и норм по видам опасных и вредных производственных факторов
  • Стандарты требований безопасности к производственному оборудованию
  • Стандарты требований безопасности к производственным процессам
  • Стандарты требований к средствам защиты работающих

Основными из этих требований являются безопасность для жизни и здоровья людей, надежность действия, свободность доступа при постройке, осмотре и ремонте, удобства эксплуатации, облегчение и оздоровление условий труда.

Безопасность производственного оборудования достигается правильным выбором конструктивных элементов и принципов их действия, разработкой и внедрением совершенных технологических процессов, применением различных средств защиты.

При проектировании необходимо учитывать психофизиологические и физические особенности организма человека, а также его антропологические данные. Чтобы человек не утомлялся, все узлы оборудования, и элементы управления размещают таким образом, чтобы исключить монотонность в работе, а также излишние движения и монотонность в работе. Органы управления (рычаги, педали, кнопки) делают надежными, легкодоступными и хорошо различимыми, а тормозные устройства обеспечивающими быстрое торможение движущихся по инерции деталей. Конструкция оборудования должна предусматривать удобства его осмотра, разборки, монтажа, наладки, смазки, уборки, транспортировки и т.д. Оборудование, выделяющее пыль и газы в процессе работы, снабжают специальными устройствами механической вентиляции.

Проектировщик должен предусмотреть необходимость ограждения опасных вращающихся частей машин, механизмов и технологического оборудования; разработать и внедрить надежные мероприятия по защите обслуживающего персонала от пыли, пара, газа, шума, вибрации, поражения электрическим током; использовать предохранительные средства, блокировочные устройства и другие мероприятия, обеспечивающие создание безопасных условий труда.

Переходя к объяснению состава проектной документации, учитель уточняет с учащимися определение проекта и проектирования.

Проект – совокупность документов и описаний на различных языках  (графическом – чертежи, схемы, диаграммы и графики; математическом – формулы и расчеты; инженерных терминов и понятий – тексты, описания, пояснительные записки), необходимая для создания какого-либо сооружения или изделия.

Проектирование – это процесс создания окончательных описаний, технического объекта (нового или модернизируемого), достаточных для изготовления для изготовления или реализации этого объекта в заданных условиях.

Затем учитель предлагает учащимся вспомнить этапы проектирования изделий, выполняемых на уроках технологии в основной школе (исследовательский, организационно-подготовительный, технологический, заключительный). Однако в профессиональной деятельности проектирование производится в соответствии с ГОСТами. Так, в соответствии с ГОСТ стадии разработки конструкторской документации следующие.

Стадии разработки

Этапы выполнения работ

Техническое предложение

Подбор материалов.
Разработка технического предложения
Рассмотрение и утверждение технического предложения

Эскизный проект

Разработка эскизного проекта
Изготовление и испытание макетов (при необходимости).
Рассмотрение и утверждение эскизного проекта.

Технический проект

Разработка технического проекта
Изготовление и испытание макетов (при необходимости).
Рассмотрение и утверждение технического проекта.

Рабочая конструкторская документация:

Разработка конструкторской документации, предназначенной для изготовления объекта (чертежи, технологические карты, спецификация).

Далее учитель дает определение различных стадий проектирования и знакомит с содержанием деятельности на данных стадиях.

Учитель объясняет учащимся, что любой проект начинается с технического задания и дает его определение.

Техническое задание (ТЗ, техзадание) – исходный документ для проектирования объекта, содержащий основные технические требования, предъявляемые к данному объекту и исходные данные для разработки.

Учитель объясняет, что в ТЗ указываются назначение объекта, область его применения, стадии разработки конструкторской (проектной, технологической, программной и т.п.) документации, её состав, сроки исполнения и т. д., а также особые требования, обусловленные спецификой самого объекта либо условиями его эксплуатации. Как правило, ТЗ составляют на основе анализа результатов предварительных исследований, расчётов и моделирования. Учитель предлагает учащимся выполнить элементы ТЗ на строительство коттеджа, используя рассмотренный материал. Обсуждает варианты, предлагаемые учащимися и демонстрирует свой вариант на доске. Это делается для того, чтобы учащиеся могли зрительно увидеть вариант выполнения технического задания (пример технического задания – Приложение 1)

Затем учитель рассматривает стадии проектирования и объясняет содержание деятельности на каждой стадии. Первым рассматривается техническое предложение. Необходимо обратить внимание учащихся на то, что данная стадия выполняется при условии ее наличия в техническом задании.

Техническое предложение – совокупность конструкторских документов, содержащих технические и технико-экономические обоснования разработки изделия на основании анализа технического задания заказчика и различных вариантов возможных решений.

После того, как учащиеся запишут определение понятия, учитель приводит пример технического предложения. Так, например, подведение коммуникаций к дачному домику возможно по двум вариантам: к водоводу, проходящему на расстоянии 25 м., но расположенного за автомобильной дорогой или к водоводу, находящемуся на расстоянии 150 м., расположенного на территории садового кооператива. Учитель объясняет, что техническое предложение должно содержать технико-экономическое обоснование различных вариантов предполагаемых решений подключения к водоводу и выбор на основании данных расчетов оптимального.

Следующей обязательной стадией проектирования является создание эскизного проекта. Учитель дает определение эскизного проекта.

Эскизный проект – совокупность конструкторских документов, которые должны содержать принципиальные конструктивные решения, дающие общее представление об объекте, а также данные, определяющие назначение, основные параметры и габаритные размеры разрабатываемого изделия.

Далее учитель предлагает учащимся выполнить эскизный проект своего дачного домика. После выполнения задания учитель демонстрирует на доске свой вариант эскизного проекта, после чего переходит к следующей стадии – техническому проекту (образец эскизного проекта – Приложение 2)

На доске дается определение технического проекта.

Технический проект – совокупность конструкторских документов, которые должны содержать окончательные технические решения, дающие полное представление об устройстве разрабатываемого изделия, и исходные данные для разработки рабочей документации.

Учитель обращает внимание учащихся, что технический проект является основой для разработки рабочей документации. Рабочая документация включает в себя чертежи объекта и его деталей, спецификацию, технологические карты. Непосредственно по рабочей документации осуществляется процесс создания объекта. Демонстрируется образец рабочей документации (Приложение 3).

Важнейшим моментом разработки проекта является его согласование. Так, проект перепланировки квартиры необходимо согласовать в необходимых государственных надзорных инстанциях:

  • ГосСанЭпиднадзор,
  • ГосПожнадзор,
  • Горкомархитектуре,
  • Горгосэнергонадзор
  • Балансодержатель здания.

Все вышеперечисленные органы надзора осуществляют экспертизу проекта на предмет выполнения требований нормативных документов.

Для закрепления данного учебного материала учащимся предлагается определить, выполнения каких нормативных документов в проекте перепланировки квартиры требует каждый из вышеперечисленных надзорных органов.

Литература:

  1. ГОСТ Р 1.0 – 92 Основные положения.
  2. Мартынова Г. А. Знакомство со стандартизацией на уроках технологии. Школа и производство, № 4, 2000.
  3. Ганенко А. П., Лапсарь М. И. Оформление текстовых и графических материалов при подготовке дипломных проектов, курсовых и письменных экзаменационных работ (Требования ЕСКД): Учебник для нач.проф. образования – М.: «Академия». 2005.