Урок технологии по теме "Мозаика с металлическим контуром"

Разделы: Технология


Цель урока:

  • Образовательная: формировать общее представление о видах мозаики. Познакомить с приемами изготовления мозаики с металлическим контуром.  
  • Развивающая:развивать образное техническое мышление и умение выразить свой замысел на плоскости с помощью рисунка.
  • Воспитательная: воспитать аккуратность, побуждать любознательность, интерес к творческому процессу.

Оборудование: карандаш, «переводка», пассатижи-бокорезы, верстак комбинированный, проволока, деревянные заготовки, клей, лак, наглядные изделия, компьютер (презентация).
Урок рассчитан на 2 академических часа.

Структура  урока:

  1. Организационный момент начала урока.
  2. Подготовка учащихся к учебной деятельности.
  3. Изучение нового материала.
  4. Практическая работа.
  5. Перемена.
  6. Продолжение практической работы.
  7. Подведение итогов.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

Приветствие всех присутствующих в классе. Сообщение темы и цели урока. (Приложение, слайд 1) Проверка готовности учащихся к уроку.

II. Объяснение нового материала

1. Вступительное слово учителя

На уроках технологии мы с вами знакомились и выполняли разные виды обработки дерева. Какие? (Это и резьба, и выжигание, и изготовление скульптур). Но резьба по дереву и изготовление скульптур – это не все способы обработки дерева. Особенно интересные и полезные вещи можно сделать, применяя технику мозаики. (Приложение, слайд 2)
Мозаика – это орнаментное или сюжетное изображение, выполненное из однородных или различных по материалу частиц.

Орнамент (Приложение, слайд 3) – это узор, состоящий из ритмически упорядоченных элементов. («Орнамент» в переводе с латинского языка означает «украшение»). Русский орнамент содержит изображения полевых цветов, (Приложение, слайд 4) колосьев ржи и пшеницы и т.д.; плодов садовых деревьев и кустарников – символов плодородия; птиц – символов счастья.
Мозаика широко применялась еще в Древнем Египте. Ларцы, саркофаги и другие изделия, в основном из черного дерева, украшали пластинками из слоновой кости. (слайд 5) Мозаикой украшают и в наше время предметы мебели и обихода. (Приложение, слайд 6) Но особенно выразительно выглядит деревянный мозаичный набор, у которого контуры изображений очерчены блестящими металлическими полосками.
Искусство мозаики с металлическим контуром известно давно. Существуют различные виды украшения металлическим контуром. (Приложение, слайд 7)

1) Филигрань (скань) – от древнерусского «скать» – свивать.
2) Инкрустация – украшение деревянных изделий врезанными в их поверхности пластинками металла.

2. Объяснение технологии выполнения филиграни:

Мы с вами сегодня попробуем выполнить мозаику в технике филигрань. Сейчас познакомимся с этапами ее выполнения. (Приложение, слайд 8)

  • Для работы нам понадобятся: проволока, бокорезы, ножницы, клей, простой карандаш и «переводка».
  • На обработанную заготовку наносят рисунок с помощью «переводки»; (Приложение, слайд 9)
  • Вырезаются элементы мозаики из бумаги и наклеиваются на рисунок заготовки; (Приложение, слайд 10)
  • Подготавливается к работе проволока: скручиваются в одну две проволоки; (Приложение, слайд 11)
  • Контуры из двух скрученных проволочек укладывают по всем очертаниям набора и приклеивают клеем; (Приложение, слайд 12)
  • После закрепления контуров на деревянной основе все изделия покрывают лаком, который окончательно скрепляет накладную филигрань с поверхностью. (Показать образец)

3. Техника безопасности:

  • При работе избегать попадания клея и лака на открытые участки тела;
  • Не лакировать поверхности вблизи нагревательных приборов;
  • Не нюхать лак во избежание отравления;
  • Осторожно обходиться с заготовками проволоки, т.к. имеет острые кромки;
  • Не держать левую руку близко к ножницам и кусачкам, чтобы пальцы не попали под лезвие;
  • Подавать ножницы и кусачки товарищу нужно ручками от себя, а класть на стол – ручками к себе; 

Прежде чем перейти к практической работе, проведем игру «восьмерка».
На белом листе черным маркером нарисована перевернутая восьмерка. Учитель с помощью указки, проводит по восьмерке, а учащиеся внимательно следят за указкой, упражнение повторяется 3-5 раз.

III. Практическая работа: изготовление мозаики филигрань

В течение работы учитель следит за правильностью и последовательностью выполнения работы.

IV. Заключительная часть урока

Подведение итогов:

  • Анализ отдельных недостатков и ошибок, допущенных в работе.
  • Выставление оценок за работу.
  • Уборка рабочих мест.