Открытое занятие по шорскому языку

Разделы: Литература


Цели:

  • воспитание  любви к  родному краю.
  • развитие навыков  разговорной речи.
  • развитие фонематического  слуха.

Словарь:

суг (вода),
таг (гора),
аал (поселок)
тиин  (белка)
эзеноктар (здравствуйте).
кок (синий)
кызыл (красный)
чажыл (зеленый)
шара (чашка)
эм (дом)
шана (лыжи)

ХОД УРОКА

– Сегодня мы с вами проведем немножко необычное занятие.

1. Отправимся  на экскурсию  по реке Мрас-су (желтая река).
2. Побываем в отдаленных поселках, где живут коренные жители – шорцы.
3. Познакомимся  с  новыми шорскими  словами.
4. Познакомимся  с  хозяйственным бытом, традициями шорского народа.

– Кто знает о  коренном малочисленном народе Кемеровской области – шорцах? (Рассказываю  о шорском народе).

На территории города Междуреченска и прилегающей к нему территории проживает около 3000 представителей коренного малочисленного народа шорцев. По Кемеровской области 12000 человек. Шорский язык относится к тюркской группе языков. Предки шорцев занимались охотой, рыболовством, сбором  дикоросов. Чтобы вы узнали, где  сохранились и развиваются хозяйственный быт и материальная культура, нам необходимо  с вами отправится в путешествие  по реке Мрассу  в отдаленный поселок Учас. Для удачного путешествия  нам пожелает удачи  шаман.

(Необходимо иметь на проекторе картину, где стоит Шаман).

– Ребята. Для  успешного путешествия  и охоты  у шорцев проводится обряд. поклонения духам гор, тайги, воды (провожу обряд). Отправляемся в путешествие.
Мы с вами плывем по  реке Мрассу. Кто знает, как переводиться река Мрассу? (Река  Мрассу – желтая река).
Перед нами появилась  гора – таг, вода – суг.    
Повторите слова:  река –  суг, гора – таг.
Ребята, посмотрите на берегу, кто прыгает?   белка – тийин. Проговариваем  вслух все вместе  Белка – тиин.
Вдали мы  увидели  поселок – алл. Проговаривают вслух все вместе поселок– аал. Ребята, прежде чем  остановится  нам надо с вами выучись слово для приветствия. Проговариваем слово Эзеноктар – здравствуйте. Мы с Вами приплыли в поселок.  Ребята, как будет на шорском языке поселок? На берегу стоит дом – эм.
Мы с вами познакомимся с несколькими словами из   хозяйственного   быта  и материальной культуры. Чашка – шара,
шана – лыжи.

– Молодцы, ребята! А теперь мы с вами отдохнем! 

Кол  хлоп-хлоп
Азак  топ-топ.
Кулак  хоп-хоп
Пурун  вот-вот.

– Ребята, я вас разделю по группам и задам самостоятельно поработать со словарем.

Задание: Найдите в словаре слова:

1 группа:

лыжи – шана;
чашка – шана;
дом – эм;
кызыл – красный

2 группа:

здравствуйте – эзеноктар.
поселок – аал
белка – тиин
зеленый – чажыл

3 группа:

река – суг
гора – таг
синий – кок.

– Ребята! Молодцы. Спасибо. После длительного путешествия  мы отправляемся домой.
Понравилось Вам путешествие? Как вы знаете, у шорского народа есть обычай – встречать  с долгой дороги обязательно  национальным блюдом. (Оля Таннагашева  раздает печенье. Ученики благодарят.)
– Внимание! У меня в руках  шарики трех цветов. Красный – кызыл – это огонь если урок очень понравился, синий – кок – понравился, зеленый – чажыл – не понравился.

Ребята разбирают шарики  и  отвечают на вопрос: чему сегодня научились и почему они выбрали именно этот шарик?

– Дорогие ребята, я очень рада была с вами познакомиться   и  рассказать о коренном малочисленном народе Кемеровской области – шорцах, а также  с  вами выучить новые слова.

Домашняя работа. Выучить шорские слова.

– Занятие  окончено. До свидания.