Становление духовного мира младшего школьника посредством литературного чтения

Разделы: Литература, Начальная школа, Внеклассная работа


Безусловно, духовно-нравственное воспитание – это определённая система работы над художественным произведением, способствующая формированию духовных ценностей учащихся.

Литературные произведения обладают большой силой воздействия, оказывают сильное влияние на духовный мир человека. Литературе принадлежит ведущее место в эмоциональном развитии школьника. Прочитанные произведения вызывают у ребёнка разные эмоции: счастье, радость, горе, печаль. По его выражению лица и  мимике можно определить, что он читает: радостное, весёлое или грустное, печальное.

Для любого человека литература начинается со сказки. Если в детстве ребёнку не читали сказки, то из мира «подрастающего человечка» ушла мечта, фантазия, сопереживание, необходимые для воспитания Человека. А.М.Горький утверждал, что «именно через сказку необходимо учить детей гуманности, героизму, любви, справедливости, честности».

Сказки помогают ребёнку в формировании духовного «Я». Они укрепляют чувство самоуважения, развивают способность «слушать» и понимать себя. Дети размышляют о том, отчего им бывает грустно, одиноко, весело.

Духовный мир сказки заключается в ответе  на вечный вопрос о счастье. Дети с помощью взрослых пытаются понять, в чём оно. В богатстве, любви, свободе, славе? Как необходимо добывать счастье и что для этого нужно? Прочитывая множество интересных сказок, они убеждаются в том, что для этого необходимо пройти и преодолеть множество трудностей, испытаний, опасностей, совершить подвиги. Значимость сказок заключается в том, что в них всегда обнаруживаются необычные средства, помогающие герою справиться с препятствиями.

Главное лекарство сказки –  это добро, радость, справедливость, победа слабого существа над силами зла, радостное удивление перед красотой мира, вера в способность человека жить мудро, достойно, поступать красиво.

Задача литературы – поддерживать духовный огонь в сердцах маленьких читателей. Читая книги, дети «смотрятся, как в зеркало, в другого человека». Авторские произведения – это уникальные истории человеческих переживаний. Погружаясь в мир книги, ученики знакомятся с героями, их характерами и поступками, наблюдают за их поведением, анализируют их мысли и поступки. В разных героях литературных произведений они узнают себя, черты своего характера. Проходя вместе с героями литературных произведений через все испытания, дети решают для себя сложные жизненные задачи. Таким образом, они сравнивают  подобные ситуации со своей  жизнью, с тем, как поступили бы сами, справились бы с трудностями, случись они в их жизни. Перед детьми открываются вечные вопросы добра и зла, чести, духовности, истины, смысла жизни.

Таким образом, происходит осмысление поступков людей, их отношений, поведения героев, следовательно, происходит самоанализ. А это уже путь к самовоспитанию, к борьбе со своими недостатками. Признаваясь самим себе в своих недостатках, дети воспитывают в себе честность, характер, силу воли.

Произведения школьной программы отвечают детскому восприятию, понятны, интересны и увлекательны. Все произведения о сверстниках, поэтому дети сопоставляют себя с героями произведений. Так после прочтения  сказочной повести С.Лагерлёф «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями», дети пришли  к выводу о том, что победа над волшебством заключается не в знании волшебного заклинания, а в преодолении собственных недостатков, в воспитании в себе нравственных принципов, что помогло Нильсу вернуть себе человеческий облик.

После уроков дети делятся своими впечатлениями о прочитанном, приносят в класс разные по тематике энциклопедии, познавательную литературу, советуют друг другу прочитать ту или иную художественную книгу. А это значит, что литература затрагивает их души, вызывает чувства, эмоции. Дети отправляются в бескрайнее путешествие по волшебным сказкам, учатся правильно фантазировать, размышляют о настоящем и ненастоящем богатстве, о любви, доказывают разные точки зрения,  учатся смотреть на одно и то же по-разному.

Литературное чтение учит младшего школьника замечать красоту окружающего мира, состояние и настроение других людей, не спешить с выводами  о поступках других людей. В текстах авторы затрагивают чувство национальной гордости, благодарности предкам, пытаются зародить чувство нежности к красоте родной природы. Одни из любимых авторов детских произведений – А.Барто, Э.Успенский, Б.Заходер, С.Козлов, С.Чёрный, С.Маршак, Н.Носов, Д.Биссет, А.С.Пушкин, А.Чехов, Л. Андреев.

Интеграция  произведений литературы с произведениями других видов искусства: с живописными и музыкальными произведениями позволяет  обратиться к обсуждаемым проблемам с разных точек зрения.

  • Борис Ермолаев – Репка.
  • Хиросиге. Тростник под снегом и дикая утка.
  • Альбрехт Дюрер. Травы.
  • Алексей Венецианов. Жнецы.
  • Виктор Васнецов. Алёнушка.
  • Татьяна Маврина. Васильки на окне.

Выбор литературы для детей зависит от конкретных целей. Иногда уход в сказку – это реакция детей на разные неблагоприятные обстоятельства. Сказка может помочь озлобленным детям, с неустойчивой психикой. Правильно отобранный материал для чтения заменяет отрицательные эмоции положительными. Иногда бывает достаточно вовремя прочесть ребёнку правильно подобранную книгу, чтобы помешать возникновению какой-нибудь дурной привычки. Одни книги помогут в состоянии усталости, одиночества, другие – при отсутствии дружбы, любви…

Поэтому необходимо учитывать читательское состояние школьника: что любят дети, чего ждут от чтения:

– приятного чтения;
– улучшение настроения;
– возможности задуматься о своей жизни.

Каждое художественное произведение актуально всегда, так как обращено к вечным человеческим ценностям. Возвращаясь к прочитанному произведению в разном возрасте, мы будем открывать для себя новые тайны в силу  своего жизненного опыта.

Литература продолжает  учить нас и наших детей состраданию, милосердию, любви к людям как к главной ценности на земле, доброте как главному качеству души. Необходимо прививать детям любовь к прекрасному слову, к великой русской литературе, к своей стране, к жизни!