Почвы и урожай. Меры по сохранению плодородия почв

Разделы: География


Цели:

  • Помочь учащимся осознать социальную значимость изучаемого материала в применении его в жизни.
  • Создать условия для:
    • применения ранее полученных знаний и умений в оценивании плодородия почв в сочетании с новыми сведениями о почвах;
    • изучения понятий механический состав и структурная почва;
    • изучения условий поддерживания плодородия почв;
    • выяснения влияния системы земледелия на плодородие почв;
    • выявления важнейших средств охраны почв и влияния на почвы хозяйственной деятельности человека.

Задачи:

  • усвоение знаний по теме;
  • учить обучающихся делать выводы по итогам разных видов .
  • деятельности на уроке.

Оборудование:

Ход урока

I. Организационный момент

II. Повторение. Проверка домашнего задания

Географический диктант (кратко ответить на вопросы):

  1. Тип почв, промываемых с малым содержанием гумуса, имеющих горизонт светло-серого цвета. (Подзолистые).
  2. Почвы, имеющие низкое содержание перегноя, но большое засоление. (Сероземы, солончаки).
  3. Горизонт светло-серого цвета в почвах тайги. (Подзол).
  4. Почвы с мощным горизонтом гумуса. (Черноземы).
  5. Природная зона, имеющая самые плодородные почвы. (Степь).
  6. Природная зона, в которой формируются подзолистые почвы. (Тайга).
  7. Органическое вещество почвы. (Гумус).
  8. Почвы сухих степей. (Каштановые).
  9. Засоленные почвы. (Солончаки).
  10. Почвы Белгородской области. Почему? (Черноземы, лесостепная зона).

III. Объявление темы урока и совместная постановка целей урока с обучающимися.

IV. Рефлексия. Ваше отношение к почвам нашей страны. На лист бумаги, который лежит у вас на столе, в колонке "В начале урока" прикрепите соответствующую цветную полоску: "я спокойно отношусь к использованию почв в нашей стране"- зеленую полоску; "я тревожусь за состояние почв в нашей стране" - красную полоску.

V. Изучение нового материала.

1. Объяснение учителя (по ходу объяснения учителя, обучающиеся делают краткие записи в тетради):

  • Главное свойство почвы - плодородие, т.е. способность обеспечивать рост и развитие растений питательными веществами и влагой.
  • Плодородие почв зависит от механического состава, структуры, водно-воздушного режима и т.д.
  • Механический состав почвы - это соотношение в ней твёрдых минеральных частиц разного размера: песка, глины, ила, пыли и т.д.
  • Почва - это смесь разных частиц: 1 мм - мелкозём, крупнее 1 мм - скелет почвы.
  • По соотношению частиц слагающих почву они подразделяются на глинистые, суглинистые, песчаные и супесчаные, приставка "су" указывает неполное содержание в смеси глинистых или песчаных частиц.
  • Песчаные и супесчаные почвы называют лёгкими, глинистые и суглинистые - тяжёлыми из-за различной водопроницаемости
  • Почвенные частицы, склеенные в устойчивые комочки или агрегаты разной формы разной величины и формы называют структурной почвой.
  • Между комочками этих почв находится множество пустот - пор, по которым влага проникает внутрь, прочно там удерживается, в порах присутствует воздух, а кислород обеспечивает воздухом корни растений и участвует в процессе разложения органических веществ.
  • Агротехнические мероприятия - распашка, боронование, внесение удобрений, внедрение севооборотов.
  • Механическая обработка - распашка, в процессе которой пахотный горизонт приходит в комковатое содержание, улучшает структуру, регулирует водный и воздушный режим, уничтожает сорняки
  • В настоящее время в стране не осталось неосвоенных земель, пригодных для земледелия.
  • Обрабатываемые почвы заметно снизили своё плодородие и его необходимо поддерживать, чтобы получать необходимые результаты.
  • Потребности в получении с/х продукции с каждым годом возрастают
  • В настоящее время остро стоит вопрос рационального (разумного) использования уже имеющихся почвенных ресурсов и повышения плодородия почв.

2. Работа с учебником.

  • Проанализировать рис. 91. Основные виды сельскохозяйственной мелиорации и сделать вывод: какие виды мелиорации наиболее характерны для Белгородской области.
  • Прочитать текст на стр.132 к рис.92.Мелиорация земель в России и сделать вывод по карте о причинах размещения данных видов мелиорации.
  • Проанализировать карту рис.93. Эрозионные земли на территории России сделать вывод о причинах размещения зон возможного проявления эрозии.

3. Закрепление изученного материала.

Сделать выводы по изученному материалу и записать кратко в тетрадь:

  • Для разных почв и в разных климатических условиях при возделывании разных культурных растений приемы и способы обработки должны быть различны.
  • В засушливых районах необходимо бороться за накопление и сохранение в почве влаги; в районах с повышенным увлажнением. Наоборот, бороться с ее избытком.
  • Правильная обработка почвы включает в себя разнообразные приемы.
  • Почва - важнейший природный ресурс, который при длительном использовании не убавляется, а сохраняется и даже улучшается.
  • Почву необходимо беречь от разрушения и охранять от загрязнения.
  • Почвы нуждаются во внесении удобрений, использовании оптимальной агротехники.
  • Чрезвычайно актуальна защита почв от эрозии (ветровой и водной).
  • Только тогда человек может рационально использовать все заложенные в почву ресурсы плодородия.

VI. Итог урока.

Вопросы учащихся друг другу:

  • Что нового мы сегодня узнали на уроке?
  • Могут ли эти знания нам пригодиться в жизни?

VII. Домашнее задание параграфы 20-21, устно вопросы и задания на стр.129,134.

Подготовиться к обобщению по теме "Почвы - национальное достояние страны".

VIII. Рефлексия.

Изменилось ли ваше отношение к состоянию почв нашей страны после изучения темы "Почвы и урожай. Меры по сохранению плодородия". Приклейте соответствующего цвета полоску в колонку "В конце урока"

Мое отношение к состоянию почв в нашей стране

В начале урока В конце урока
Я спокойно отношусь к состоянию почв в нашей стране" Я тревожусь за состояние почв в нашей стране Я спокойно отношусь к состоянию почв в нашей стране" Я тревожусь за состояние почв в нашей стране
       
  • Я спокойно отношусь к состоянию почв в нашей стране" - зеленый цвет
  • Я тревожусь за состояние почв в нашей стране - красный цвет