Работа с родителями в дошкольном учреждении

Разделы: Работа с родителями


Согласитесь, что без взаимодействия воспитателя с родителями создать комфортные условия детям в детском саду нельзя. Воспитатель не может один охватить все аспекты работы с детьми. Обязательно где-то, что-то, окажется пропущено или забыто, либо сделано, но не на желаемом уровне. Привлечь родителей к взаимодействию, активному участию в жизни группы сложно. Сложно и строить взаимоотношения на взаимопонимании. Ведь на все влияют и личный, и профессиональный факторы - нехватка времени, чувства обиды, не желание делать общественную работу, не профессионализм, не совместимость взглядов одних с другими, чувство неприязни и многое другое. Чтобы наладить отношения и контакт с родителями приходится чем-то и поступиться, идти на компромисс, искать общие интересы, ломать стереотипы. Воспитатель должен проявлять инициативу и понять, каким образом взаимодействовать с каждой семьей на благо ребенка. Используя индивидуальный подход к каждому родителю можно подобрать разнообразные способы, чтобы вовлечь родителей в совместную работу на благо детей. Выгода будет всем- родителям, воспитателю и в первую очередь ребенку

Самое первое правило для себя в работе с родителями я считаю это открытость, доступность общения и наглядность работы воспитателя и деятельности детей в группе.

При посещении детского сада родители перво-наперво должны наглядно видеть распорядок дня, сетку занятия, полезные советы и консультации, возможность общения с воспитателем в устной беседе, а так же иметь возможность анонимного общения. Для этого необходимо:

а) оформить стенд "Для Вас родители"

б) иметь "кармашки" - "Вам воспитатели", где в письменном виде родители могут задать вопросы воспитателю и "Вам родители", где воспитатель для родителей может выложить информационный материал, различные памятки, рекомендации и т.д.

г) обязательно родители должны видеть план работы и то, чем будут заниматься их дети в течение дня.

д) заранее информировать родителей о проведении выставок поделок, рисунков т.е. о совместном творчестве ребенок-родитель.

е) научиться слушать родителей и давать им возможность предлагать и воплощать свои идеи относительно деятельности в группе.

В своей работе я использую несколько способов привлечения родителей к совместным действиям:

а) использование индивидуальных способностей родителей и привлечение их к проведению того или иного мероприятия.

б) не отказываться, от помощи, если кто-то из родителей добровольно ее предлагает, или проявляет инициативу в чем-либо.

г) привлекать родителей в составлении основных направлений в работе группы.

д) обязательно в группе организовать родительский комитет, на добровольной основе.

г) учитывать место работы, должность и образование родителей.

с) считаться с мнением, пожеланиями и замечаниями родителей.

з) давать возможность и создавать условия для общения родителей друг с другом, приглашать родителей не только на родительские собрания, но и на беседы за " круглым столом", за чашечкой чая.

По мере возможности, можно создать в группе клуб "Моя семья". Воспитатель должен, не зависимо, от личных симпатий ровно и корректно относиться к любому из родителей в группе - независимо помогает он или нет в жизни группы, оказывать при необходимости поддержку советом. Ненавязчивая помощь и поддержка позволяют родителям чувствовать себя достаточно уверенно, работать самостоятельно; для тех же, кто не уверен в своих силах, это дает возможность для дальнейшего роста и совершенствования. Что бы осуществлять решения и влиять позитивно на родителей, воспитатель должен очень хорошо знать всех родителей своей группы, и индивидуальности каждой семьи. Знать и учитывать способности родителей своей группы, развивать отношения на доверии и взаимопомощи.

Одним из связующих звеньев в совместной деятельности воспитателя и родителей я считаю родительские собрания, самая действенная форма общения воспитателя с родителями. Именно на собраниях есть возможность организованно ознакомить родителей с содержанием, методами воспитания детей в условиях детского сада. От воспитателя требуется творческий подход к проведению родительского собрания. Ведь в ходе собрания возникают и спорные ситуации, и диспут, и возражения ит.д. На них должны озвучиваться не только информационные вопросы, но и должны быть совместные обсуждения на различные темы, например: обустройство участка, проведение праздников, спортивных мероприятий и т.д. На родительских собраниях совместно решаются вопросы о приобретении материала для занятий, вопрос приобретения для детей принадлежностей для обучения и т.д. На родительских собраниях обязательно озвучиваются требования к обязанностям и родителей и воспитателей. Проводятся тематические родительские собрания, приглашаются администрация детсада, медработник, логопед и т.д. На родительских собраниях обязательно рассматриваются различные ситуации, анализируются и делаются выводы. Все намеченные мероприятия, выставки, конкурсы, заранее обсуждаются на родительском собрании и обязательно учитываются пожелания и высказывания родителей. Положительно себя зарекомендовало то, что на родительское собрание мы с детьми для родителей делаем заранее пригласительные билеты, в них указана тема собрания, вопросы, которые будут обсуждаться и конечно же предложение высказаться родителей. Решения, принятые на собрании обычно вывешиваются на доске объявления.

Кроме того, для вовлечения родителей в дела группы необходимо проводить конференции, при этом несмотря на какую тему, обязательно среди выступающих должны быть и родители, ведь на конференции узнается не только что-то новое, полезное и рекомендуемое, но и возможность родителями обсуждение успехов и проблем своих детей, возможность родителей поделиться своими идеями. Конференцию можно использовать для совместного планирования жизнедеятельности группы.

В своей работе я очень часто обращаюсь к родителям за помощью в ремонте и благоустройстве участка для прогулок. Родители, детей моей группы, оказывают огромную помощь в благоустройстве участка (ремонт, уборка, покраска). Только благодаря их усилиям и помощи участок моей группы считается одним из лучших. Мы с родителями обустроили его из шин от автомобилей - горку, "змейку", ограждения, скамейки, На участке есть, гимнастическое бревно, качели, дорожка-змейка из вкопанных в землю деревянных чурочек.

Постоянно на стенд вывешиваются благодарственные письма и грамоты родителям за их помощь, и это очень позитивно влияет на остальных родителей. Вместе с родителями оформляю выставки поделок и рисунков на разную тему. Дети очень гордятся, что их совместные работы с мамами и папами вывешены на общее обозрение.

Наглядность и открытость стимулирует родителей и те родители, которые не принимали участие в работе, понемногу начинают вливаться в дела группы. Часто провожу мероприятия, где дети участвуют совместно с родителями, это и "Мамин день", "Самый, самый папа", "День здоровья" и т.д. Результатом нашей совместной работы стало то, что родители моей группы, вместе со мной участвовали в конкуре "Воспитатель года", и только благодаря их поддержке я заняла призовое место.

Я считаю, что начинать свое общение с родителями нужно со встречи, на которой необходимо осветить закономерности развития ребенка того или иного возраста, научить родителей наблюдать за ним, организовывать его деятельность, быть ребенку не только родителями, но и друзьями. Главное в работе с родителями - доверие и взаимопонимание.