Развитие познавательных интересов старших дошкольников в процессе экспериментальной деятельности

Разделы: Работа с дошкольниками


Цель работы: приготовление симпатических (невидимых) чернил.

Задачи исследования:

  • выявить вещества, продукты, которые можно использовать для приготовления симпатических (невидимых) чернил;
  • установить на опытах:
    • а) концентрацию состава;
    • б) проявитель, который лучше подходит для данных чернил;
  • приготовить чернила разными способами.

Предмет исследования: симпатические (невидимые) чернила.

Историческая справка:

симпатические чернила - жидкости, которые при писании не оставляют на бумаге никакого цветного следа; последний должен появляться лишь при нагревании, смачивании водой, раствором какой-нибудь соли или иного вещества. Определение "симпатические" впервые использовал для таких чернил французский химик Н. Лемери (1675 г.).

Чернилами для секретной переписки пользовались еще в древние времена. В 1 веке Филон Александрийский описал способ приготовления "тайных" чернил из сока чернильных орешков. Римский поэт Овидий предлагал использовать для написания текста молоко. В период средневековья рецептами простых симпатических чернил широко пользовались для дипломатической переписки. В средневековой Европе секретные чернила нередко применялись мошенниками для демонстрации "чудес".

Простые симпатические чернила, применявшиеся до Первой мировой войны, довольно легко выявлялись. Во время обеих мировых войн применение таких чернил широко распространилось. Состав чернил стал более сложным, над этим изрядно потрудились химики. Но не стояли на месте и те специалисты, которые занимаются способами проявления невидимых записей. Современные методы изучения документов достигли такого уровня, что сейчас вряд ли найдутся секретные чернила, которые не удалось бы обнаружить.

Актуальность:

все, что связано со словами "тайна", "фокус" завораживает детей старшего дошкольного возраста. Дети обожают посылать и получать секретные послания. В ноябре 2008г. в детском саду выступал фокусник, показывая различные превращения воды. У детей возникло много вопросов. На одном из познавательных занятий дети познакомились с тем, что уже давно существуют чернила для секретной переписки. Ребята поинтересовались у своих родителей, что они знают о невидимых чернилах.

Мы попробовали рисовать белым восковым мелком, проявляя его гуашью. Дети были в восторге. После этого мы решили провести ряд опытов по изготовлению простейших симпатических (невидимых) чернил.

Гипотеза работы: невидимые чернила можно приготовить самим. Они бывают разного состава.

Методы исследования: наблюдение, беседа. рассказ воспитателя, опрос родителей, опыты.

Время проведения исследования: исследование проводилось в течение двух недель.

Этапы исследования:

  1. Опрос родителей: "Что они знают о невидимых чернилах?"
  2. Выдвижение гипотезы.
  3. Непосредственное проведение опытов.
  4. Выводы.

Материалы для проведения экспериментов:

  • лимон,
  • молоко,
  • пищевая сода,
  • ватные палочки,
  • крахмал,
  • йод,
  • свеча,
  • утюг,
  • зеркало,
  • вода.

Ход занятия

В нашем детском саду выступал фокусник. У него простая вода становилась разноцветной, а на пустой бумаге появлялись буквы, надо было только подержать ее над свечой. Фокусы так понравились, что мы решили повторить их в группе. Мы попробовали рисовать не только цветной водой, но и восковыми мелками. Стоило провести по бумаге кисточкой с гуашью - на пустом (с виду) листе вдруг появился зимний лес. Тогда Наталия Федоровна рассказала нам, что есть невидимые чернила и предложила спросить дома родителей, что они об этом знают. Многие родители знали про такие чернила, но про состав говорили по-разному. Поэтому, на следующий день мы провели ряд опытов.

Опыт 1:

"Мне мама сказала, что невидимые чернила - это простое молоко. Надо взять немного молока, написать палочкой послание, обязательно дождаться, когда высохнет и отправить письмо кому хочешь. Я написала своей подружке, когда у меня день рождения. Для того, чтобы прочитать - надо подержать над огнем листок".

Опыт 2 :

"Молоко быстро портится. Я вам покажу самый простой рецепт чернил. Надо взять питьевую соду (1 ч.л.) и залить ее водой (3 ч.л.). Написать текст. Когда вода испарится, на листе бумаги ничего нет. Тайное письмо проявляется очень просто - при нагревании. Лучше всего воспользоваться утюгом.

Еще можно написать текст лимонным соком. Возьмем лимон, выдавим немного сока и пишем секретное послание. Не забываем ждать, когда высохнет текст. Текст становится видимым при нагревании над огнем или проглаживании утюгом".

Опыт 3 :

"Смочим лист бумаги водой. Положим его на зеркало. На него положить сухой лист и твердым карандашом написать послание. Как только сырой лист высохнет - послание исчезнет. Чтобы сокрытое сообщение проявилось, надо сунуть лист в простую воду".

Вывод по 3 опытам:

симпатические (невидимые) чернила существуют. Их можно легко приготовить. Но их опасно проявлять без взрослых, т.к. требуется огонь, утюг или любое нагревание.

Опыт 4:

"А еще можно из невидимых вещей сделать видимые. Как вы думаете, можно ли обыкновенной чайной ложкой превратить воду в синие чернила? Для этого смажем внутреннюю поверхность ложки крахмалом. Высохнув, крахмал станет незаметен. Теперь опустим ложку в стакан с водой, в которую добавлено несколько капель йода. Вода начнет синеть".

Последующая работа:

Сегодня мы показали вам не все способы приготовления невидимых чернил. Мы делали их воском, яблоком, луком. Теперь мы хотим узнать, как еще можно отправлять тайные послания более безопасным способом (использование шифра, знаков).