Организация профильного обучения в средней школе. Мультипрофильные группы

Разделы: Администрирование школы


Право принятия учеником ответственного решения – мощнейший педагогический ресурс. Сама возможность такого выбора ставит ученика перед необходимостью принятия ответственного решения. Для того чтобы что-то выбрать, необходимо от чего-то отказаться, т.е. надо решить проблему. Это означает, что надо оценить, что именно, для чего и с чьей помощью следует изучать. У классного руководителя, учителя, ученика, родителя, психолога появляется предмет переговоров, который касается содержания образования. Кроме того, учиться выбирать, можно только выбирая на самом деле, и элективные курсы должны помочь в решении двух задач. Одна из них – создание условий для того, чтобы ученик утвердился в сделанном им выборе направления дальнейшего обучения, связанного с определенным видом профессиональной деятельности, или отказался от него. Чаще всего в 15-летнем возрасте школьник точно знает, что ему не нравится, чем он наверняка заниматься не будет. Ответить же на вопрос относительно того, чем, собственно, он хочет заниматься в жизни, он не может: он просто не имел возможности чем-либо серьезно заняться. Времени для того, чтобы познакомить подростка со спецификой деятельности исследователя или организатора, организатора производства, физика или историка, у нас просто нет. Одним словом, не было у нашего ученика в учебном плане места для проб и ошибок. С введением профильной школы в учебном плане старшего звена появилось “место, свободное от стандарта”. Это обязательные курсы по выбору, или элективные курсы.

Суть предпрофильной подготовки - создать образовательное пространство, способствующее самоопределению учащихся девятых классов через организацию курсов по выбору, информационную работу и профильную ориентацию.

При организации ППО мы ставим перед собой следующие задачи:

  • оказание учащимся психолого-педагогической поддержки в принятии решения при выборе профиля обучения, направления дальнейшего образования и возможного трудоустройства;
  • создание условий для повышения готовности подростков к социальному, профессиональному и культурному самоопределению.

В нашей школе предпрофильное обучение осуществляется уже 5 лет.

В целях подготовки к предпрофильному обучению в 8 классе проводится анкетирование учащихся, психолого – педагогическая диагностика профессиональных интересов и склонностей уч-ся.

На основе полученных результатов мы формируем учебный план для 9-х классов.

Кроме этого при разработке курсов по выбору мы учитываем следующее: вариативность, “избыточность”, привлекательность, сменяемость в течение учебного года, формирование в конце 8-го класса.

По итогам анкетирования в 2008–2009 уч.году в учебный план школы вошли следующие элективные курсы:

Наименование курса

  Цель курса
Э/К по русск.яз. “Культура речи. Нормы языка. Трудные случаи орфоэпии”

-

0,5

(1 час в неделю в 1 полугодии)
В параллели
Предупреждение ошибок, связанных с произношением, словоупотреблением и формообразованием
Э/К по биологии “Здоровье и здоровый образ жизни. Взаимосвязь здоровья и поведения”

0,5

0,5

(1 час в неделю в 2 полугодии) Формирование мотивации к оздоровительной деятельности, здоровому образу жизни
Э/К по экономике “Основы маркетинга”

0,5

-

(1 час в неделю в 1 полугодии)
В параллели
Формирование у уч-ся знаний и навыков в области предпринимательской деятельности
Э/К по информатике “Компьютерная графика”

0,5

0,5

(1 час в неделю в 2 полугодии) Научить уч-ся обрабатывать графическую информацию, создавать анимированные картинки
Э/К по обществознанию “Подросток и закон”

0,25

-

(1 час в неделю в 2 четверти)
В параллели
Воспитание современного цивилизованного человека, подготовленного к жизни в условиях новой России
Э/К по англ.яз. “Engлишь для тех, кто хочет говорить по-английски без русского акцента”

0,25

0,25

(1 час в неделю в 2,3 четверти) Совершенствование умения правильного произношения; развитие способности слушать и понимать речь носителей языка
Мое профессиональное самоопределение

1

1

  Актуализация процесса профессионального самоопределения и вариативного построения траектории профессионального обучения и карьеры учащихся

Организация курсов в параллели позволяет расширить возможности учащихся в выборе.

В начале учебного года в 9 классе для учащихся и их родителей проводится презентация элективных курсов на предстоящий учебный год. В ходе нее каждый учитель представляется, объявляет цель, задачи, основные содержательные единицы курса и формы промежуточного и итогового контроля знаний. После этого учащимся предлагается заполнить анкету. В ней ученик должен отметить выбранные им курсы:

Уважаемый девятиклассник!

В течение 2008–2009 года ты должен пройти предпрофильную подготовку в объеме 3-х часов.

Набери из предложенного набора три часа элективных курсов.

  Кол-во часов в неделю Отметь галочкой выбранный курс  
Э/К по русск.яз.

0,5

 

(1 час в неделю в 2 полугодии)

Э/К по биологии

0,5

 

(1 час в неделю в 1 полугодии)

Э/К по экономике

0,5

 

(1 час в неделю в 1 полугодии)

Э/К по информатике

0,5

 

(1 час в неделю в 1 полугодии)

Э/К по обществознанию

0,25

 

(1 час в неделю в 4 четверти)

Э/К по англ.яз.

0,25

 

(1 час в неделю в 3 четверти)

Мое профессиональное самоопределение

1

V

 

Фамилия, имя___________________________

Подпись________________________________

Информационная работа - компонент предпрофильной подготовки. В нашей школе её осуществляет социальный педагог.

Целью информационной работы является получение возможности узнать, где можно:

  • получить или продолжить образование
  • посетить курсы по выбору
  • пройти психологическое тестирование
  • пройти пробу по предметным областям
  • пройти тестовые или рейтинговые испытания
  • продолжить обучение по выбранному профилю.

Мы используем следующие методы и формы информационной работы: собеседование, реальные и виртуальные экскурсии; просмотр видеофильмов; самостоятельная работа с информацией; дни открытых дверей; анкетирование; тестирование; консультации и др.

Психолого-педагогическую работу осуществляет педагог-психолог.

Работа начинается с определения профессиональной направленности у учащихся 8–9-х классов с помощью анкет: по определению интереса к профессиональной деятельности и профильной ориентации. Результаты анкетирования служат ориентиром в планировании дальнейшей работы с данными учащимися.

Со второго полугодия в 9-х классах проводится изучение интересов и склонностей учащихся; определение их типа мышления, а также определение уровня сформированности основных мыслительных операций и усвоения понятий.

Просвещение психолог осуществляет в рамках учебного процесса через организацию занятий по элективным курсам: в 8-м классе это курс “Основы выбора профессии”, в 9-м классе – “Моё профессиональное самоопределение” и в 10–11-х классах - “Технология профессиональной карьеры. Эффективное поведение на рынке труда”.

Другим блоком психологического сопровождения профиля является работа с родителями, которая строится по следующим направлениям:

- вовлечение родителей в обсуждение вопросов, связанных с планированием жизни выпускника по окончанию школы;

- оптимизация распределения ответственности за принятие решений в системе детско-родительских отношений.

В процессе родительских собраний осуществляется знакомство родителей с нормативными документами, регламентирующими деятельность в рамках профилей, и предлагается анкета родительского опроса с целью изучения предпочтений в выборе профиля обучения ребёнка.

В 2008-2009 учебном году мы учли недоработки предыдущих лет. К примеру, всегда западал этап оценки удовлетворенности уч-ся предпрофильной подготовкой. По окончанию учебного года был проведен опрос учащихся 9-х классов с целью изучения степени их удовлетворённости организацией и осуществлением предпрофильной подготовки. Девятиклассникам было предложено продолжить 10 незаконченных предложений, тем самым высказать собственное мнение об организации занятий и построении взаимодействия в системе “учитель-ученик” в условиях выбранных ими элективных курсов.

Но следует обратить внимание на необходимость по окончанию каждого полугодия в рамках определённых элективных курсов осуществлять анализ совместной деятельности и самоанализ, что позволит учащимся более осознанно оценить степень своей удовлетворенности организацией и осуществлением предпрофильной подготовки.

По итогам предпрофильной подготовки 2008-2009 уч.года проведена психологическая диагностика, результаты которой следующие: индустриально – технологический профиль – 27%; художественно – эстетический – 13%; естественно-научный – 20%; гуманитарный – 17%; социально-экономический – 7%; филологический – 13%; агро-технологический – 3%

Большая часть выпускников основной школы была сориентирована на гуманитарный, филологический, информационно-технологический профили обучения. На основании этого на базе 10 класса в 2009–2010 уч.году сформированы мультипрофильные группы социально-гуманитарного и информационно-технологического профилей. Численный состав групп следующий: 15 уч-ся в группе информационно-технологического профиля и 7 уч-ся в группе социально-гуманитарного профиля. Оплата учителям за работу в мультипрофильных группах (выходящую за рамки учебного плана) осуществляется из стимулирующей части ФОТ.

Учебный план для 10 класса, на базе которого организована работа мультипрофильных групп, схематично можно изобразить следующим образом:

 

Учебные предметы

Социально-
гуманитарный
профиль

Информационно-
технологический профиль

Базовые учебные предметы (группы объединены)  
  Русский язык 1/1
Иностр.язык 3/3
Обществознание 1/1
Экономика 0,5/0,5
Биология 1/1
Химия 1/1
Физика 2/2
Физкультура 3/2,5
ОБЖ 1/1
Технология 1/1
Технология профессиональной карьеры. Эффективное поведение на рынке труда 1/1
География 1/1
История Сибири -/1
Итого 16,5 / 17
Профильные учебные предметы
    Литература 5 5 Математика 6 6
История 4 4 Информатика 4 4
Право 2 2      
Элективные курсы в поддержку профильных предметов
    История 0,5 - Математика 2 2
Право - 0,5 Информатика 0,5 0,5
Литература 0,5 -      
Обязательные предметы  
    МХК 1 1 Литература 3 3
Математика 4,5 4,5 История 2 2
Информатика 1 1 Право 0,5 0,5
Итого:  

35

35

  34,5 35
Курсы по выбору (учащиеся обеих групп “добирают” из ниже перечисленных курсов часы до 36 часов)
    Учебно-исследовательская мастерская по физике - 0,5
    Учебно-исследовательская мастерская по истории 0,5 0,5
    Английский язык 0,5 0,5
    Психология 0,5 0,5
    Химия 1 -

(В числителе указана недельная нагрузка в данном учебном году, в знаменателе – в следующем учебном году)

На основе выбора учащихся формируются индивидуальные учебные планы (в 2009-2010 уч.году их 8).

Высокий уровень организации предпрофильного и профильного обучения может быть достигнут только в результате совместной работы всех участников образовательного процесса. В нашем учреждении имеется негативный опыт работы по индивидуальным учебным планам. Возможные причины: недостаточный уровень учебной мотивации школьников, невысокий уровень обученности, недостаточный контроль за реализацией со стороны классных руководителей.

Таким образом, на данном этапе работы, осуществляя переход к профильному обучению на старшей ступени общего образования, мы обеспечиваем:

  • возможность пробного предпрофессионального выбора за счет выбора углубленного изучения профильных дисциплин, что помогает снизить риск выбора дальнейшей жизненной траекторией, связанной с продолжением образования или началом трудовой деятельности;
  • сопровождение личностного и профессионального самоопределения не только за счет специальных (ориентационных, психологически-направленных) курсов, но и в целом за счет организации образовательного процесса на старшей ступени общего образования;
  • интеграцию образовательных ресурсов и расширение образовательного пространства обучающихся на старшей ступени общего образования за счет новых механизмов формирования учебных планов, образовательных и учебных программ; реализацию образовательных потребностей обучающихся.