Проект развития личности "В здоровом теле – здоровый дух"

Разделы: Общепедагогические технологии


Последние статистические данные свидетельствуют о том, что за период обучения детей в школе состояние их здоровья ухудшается в 4-5 раз. Малоподвижный образ жизни, перегрузка учебного процесса большим количеством изучаемых дисциплин, несбалансированное питание, отсутствие культуры здорового образа жизни во многих семьях, неблагополучная экологическая ситуация - основные причины утраты здоровья детьми. Все это заставляет не только задуматься, но и бить тревогу, поскольку через обучение в школе проходит все население. Поэтому проблемы сохранения здоровья учащихся и привития им навыков здорового образа жизни, сегодня очень актуальны.

Нами составлен проект "В здоровом теле - здоровый дух". Целью этого проекта является формирование у обучающихся первой ступени понимания значимости сохранения, укрепления здоровья и навыков здорового образа жизни.

Задачи:

  • отработать систему выявления уровня здоровья обучающихся и целенаправленного отслеживания в течение периода обучения;
  • создать информационный банк о состоянии здоровья учащихся;
  • организовать систему профилактической работы по формированию ЗОЖ, вести просветительскую работу с обучающимися, родителями;
  • формировать у обучающихся потребности ЗОЖ через урочную и внеурочную деятельность;
  • осуществлять медико-физиологический и психолого-педагогический мониторинг и диагностики за состоянием здоровья младшего школьника;

Согласно современным представлениям наше здоровье зависит на 10-15% от уровня загрязнения окружающей среды, до 20-25 % на него оказывают генетические факторы, на 8-10 % уровень здравоохранения и на 50 % от социальных условий и образа жизни.

Организм человека - совершенная конструкция. Правильное отношение к нему позволяет успешно противостоять простуде, инфекциям, физическим и нервным перегрузкам.

В связи с этим как никогда остро встает проблема разработки и проведения действенных мероприятий по здоровьесбережению и профилактике заболеваний на школьных уроках и во внеурочное время.

Назрела необходимость ведения просветительской работы с педагогами, обучающимися и родителями. Добиться желаемых результатов можно только при тесном сотрудничестве школы и семьи. Совместные занятия спортом, выполнение физических упражнений с родителями, игры и прогулки на свежем воздухе, своевременное соблюдение гигиенических процедур пробудят у ребенка стремление к здоровому образу жизни.

Перечень основных блоков:

  • Педагогический (работа классного руководителя, учителя физической культуры);
  • Психологический (работа педагога-психолога);
  • Социальный (взаимодействие с родителями, учреждениями дополнительного образования);
  • Блок двигательной активности (физическое развитие)

Сроки реализации проекта: 2009-2013 гг.

В результате реализации проекта будет:

  • снижена заболеваемость или стабилизация здоровья (в зависимости от первоначального диагноза);
  • повышено качество обучения за счет уменьшения негативного воздействия процесса обучения и воспитания на психофизиологический статус младшего школьника;
  • апробированы элементы методик по ранней диагностике, прогнозу и коррекции трудностей социальной адаптации, предрасположенности к вредным привычкам;
  • увеличено число детей, соблюдающих нормы и требования здорового образа жизни;
  • разработана школьная программа по здоровьесбережению;
  • разработаны рекомендации для родителей, администрации школы, учителей - предметников, позволяющие систематизировать работу по проблеме здоровьесбережения;
  • включено в план работы школы регулярное проведение недель здоровья (1 раз в четверть);
  • создана комната психологической разгрузки для обучающихся;
  • организована система кружковых и факультативных занятий по формированию ЗОЖ;

Проект предполагает работу по следующим направлениям:

1 класс "Здоровье - это здорово!"

Под девизом: "Твой завтрашний успех начинается сегодня"

Исполнители: классный руководитель, педагог-психолог школы, учителя физической культуры, родители

Предполагаемые результаты:

  • создание благоприятного психо-эмоционального фона;
  • развитие адаптационных возможностей;
  • формирование у обучающихся потребности ЗОЖ

2 класс "Здоровье - это спорт!"

Под девизом: "Не тешься успехом долго, намечай новую цель, снова добивайся, снова побеждай"

Исполнители: классный руководитель, учитель физической культуры, мед.работник, психолог, педагоги доп.образования

Предполагаемые результаты:

  • совершенствование физических качеств;
  • формирование приоритетного отношения к своему здоровью

3 класс "Здоровье - это победа над собой!"

Под девизом: "Не стремись победить других, все победы начинаются с победы над самим собой"

Исполнители: Классный руководитель, педагог-психолог школы

Предполагаемые результаты:

  • развитие самопознания;
  • формирование психологической культуры

4 класс "Здоровье - это жизнь!"

Под девизом: "Успешный человек тот, кто научился учиться и знает, как изменить себя"

Исполнители: Классный руководитель, педагог-психолог школы, учителя-предметники

Предполагаемые результаты:

  • совершенствование коммуникативных навыков,
  • качеств толерантной личности
  • формирование здоровой целостной личности

Комплексное использование оздоровительных мероприятий в учебном и в воспитательном процессе позволяет снижать утомляемость, улучшать эмоциональный настрой и повышать работоспособность младших школьников, а в свою очередь способствует сохранению и укреплению их здоровья.

Единство воспитательного пространства проекта

МАОУ - лицей №2 Внешкольные учреждения
-образцовый хореографический коллектив "Настроение"

вокально - хореографическая студия "Звездный дождь"

-пришкольный лагерь "Улыбка"

-баскетбол

-волейбол

-каратэ

-футбол

-уроки СОЗ

- ЦДЮТ

- клуб АЛНАС

- спорткомплекс "Дельфин"

- ДЮСШ

- Дворец спорта "Юбилейный"

- ТЕННИС- SITI

- подростковый клуб "Заря"

- Дворец культуры "Нефтьче"

- ДМШ

- конно-спортивная школа

- роллердром

- Дом каратэ

- Фитнес Центр

На уроках детям трудно удерживать постоянное внимание. От правильной организации урока во многом зависит рабочее состояние учащихся в процессе учебной деятельности. Чтобы предупредить нарастающее утомление, для повышения умственной работоспособности детей используются следующие здоровьесберегающие технологии.

  • Пятидневная учебная неделя для первоклассников
  • Уроки по 35 минут для первоклассников
  • Шестидневная учебная неделя по расписанию с учетом таблицы И.Г.Сивкова
  • Здоровье укрепляющий комплекс физических упражнений
  • Обязательные ежедневные прогулки
  • Регулярная организация игр на переменах
  • Занятия корригирующей гимнастикой
  • Организация питания
  • Листок здоровья
  • Проведение бесед о здоровой пище, о личной гигиене, гигиене жилища, классного помещения
  • Беседы о здоровом образе жизни, по профилактике вредных привычек
  • Выезды на дни Здоровья на природу
  • Приглашение на классные часы медиков-специалистов

В целях пропаганды здорового образа жизни мы используем следующие формы работы с учащимися и родителями:

1 класс

  • Классные часы
  • День Здоровья
  • Конкурс рисунков "Мы любим спорт"
  • Спортивный праздник "Сильные, ловкие, смелые"
  • Спортивная игра "Зов джунглей"
  • Работа с родителями по антинаркотической программе "Путь к успеху"

2 класс

  • Классные часы
  • Конкурс "Лучший спортивный класс"
  • Неделя спорта
  • Встреча с врачом
  • Спортивный праздник "Папа, мама, я - спортивная семья!"
  • Родительское собрание "Будь здоров!"

3 класс

  • Классные часы
  • Спортивный праздник "Делай как мы, делай лучше нас!"
  • Спортивная игра "Зарница"
  • Конкурс сочинений "В здоровье сберегу, сам себе я помогу"
  • Поход в лес
  • Круглый стол с родителями "В здоровом духе - здоровое тело"

4 класс

  • Классные часы
  • Малые Олимпийские игры
  • Встреча с врачом
  • Экскурсия на природу
  • Спортивное мероприятие "Рыцарский турнир"
  • Защита проектов "Здоровый я - здоровая страна"
  • Конференция для родителей "Здоровая семья"
  • Показ фотографий (слайдов)

Каждый ребенок должен знать, что здоровый образ жизни - самое надежное средство сохранения и укрепления здоровья.

Если мы научим детей с самого раннего возраста ценить, беречь и укреплять свое здоровье, если будем сами вести здоровый образ жизни, (схема-человека) "Я - здоровый человек", можно надеяться, что будущие поколения будут более здоровыми и развитыми КАК ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНО И ДУХОВНО, ТАК И ФИЗИЧЕСКИ.