Программа кружка "Краевед"

Разделы: География


1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Школьное краеведение – важный фактор нравственного, трудового, эстетического, экологического и физического воспитания учащихся, оно способствует патриотическому воспитанию, общему и политехническому образованию, расширяет кругозор и развивает познавательные интересы учащихся, приобщает к творческой деятельности, формирует практические и интеллектуальные умения, помогает в выборе профессии. Объектами краеведения являются природа население и хозяйство, историческое прошлое, искусство, культура. Природное краеведение обеспечивает необходимую связь глобальных, национальных и региональных (местных) аспектов в изучении современных проблем экологии и охраны природы, помогает правильно организовать работу по экологическому воспитанию учащихся, формирует у них экологическую культуру, умения и навыки природоохранной деятельности.

Программа рассчитана на учащихся 6–11 классов. Продолжительность курса составляет 128 часов. Реализация программы предусматривается в общеобразовательном учреждении.

Основными методами и формами организации изучения курса являются теоретические занятия, экскурсии, практические занятия по оформлению информационных стендов для краеведческого музея, созданию электронных презентаций и проектов. Практические занятия в свою очередь делятся  на групповые и индивидуальные. На теоретических занятиях используются сочетания различных методов обучения: беседа, рассказ, обсуждение, демонстрация.

В процессе теоретического обучения учащиеся получают знания о природе окрестностей посёлка Хасан.

При практическом обучении учащиеся приобретают умения и навыки в работе с фотоаппаратурой, оргтехникой, компьютером.

Для всех направлений краеведческой деятельности имеется общий предмет изучения – край. Понятие «край» – условное и зависит от того, кто и с какой  целью его изучает. В данной программе используется местный материал – окрестности посёлка Хасан.

Природное окружение школы составляет конкретный ландшафт – конкретную территорию, однородную по происхождению и истории развития, обладающую единым геологическим фундаментом, однотипным рельефом и единообразным сочетанием гидротермических условий, почв и биоценозов. Отсюда общая физико-географическая характеристика местности включает следующие разделы:

  1. Геологическое строение, рельеф и полезные ископаемые местности.
  2. Климатические условия.
  3. Гидрологические условия.
  4. Почвенный покров
  5. Растительность.
  6. Животный мир (см. Приложение 1).

Перечисленные разделы физико-географической характеристики составляют основные направления краеведческого изучения природы, а также изучаются местные природные достопримечательности, требующие особенного внимания краеведов, а именно Дальневосточный Морской заповедник.

Важнейший источник краеведческих знаний – непосредственное изучение природы и отдельных её достопримечательностей во время экскурсий. Главными целями экскурсий являются:

  • Определение местоположения достопримечательностей природы и проведение наблюдений за ними;
  • Наблюдение явлений и процессов природы – погодных явлений, водных объектов, растительного покрова, животного мира;
  • Изучение состояния охраняемых объектов природы.

Во время проведения экскурсий предусмотренных школьной программой, необходимо оснащение специальными приборами, топографические работы на местности, довольно сложная методика сбора, фиксирования и обработки фактического материала. В краеведческих экскурсиях организуемых во внеурочное время можно ограничиться простейшими натуралистическими наблюдениями. Но и такие наблюдения должны быть предварительно продуманными (планомерными и последовательными); избирательными (круг наблюдаемых объектов строго отработан);  целеустремлёнными (направленными на получение тех или иных сведений, знаний об объекте); сознательными (восприятие поступающей информации должно быть активным – фиксироваться, обдумываться).

2. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ

Цель программы: знакомство с географическими особенностями «малой Родины» – поселком Хасан.

Исходя из этого, можно определить следующие задачи:

  1. Знакомство учащихся с объектами и явлениями территории посёлка Хасан
  2. Воспитание патриотического сознания уникальности родных мест
  3. Воспитание коммуникативных навыков и личностных качеств.
  4. Развитие творческих способностей

3. ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОГРАММЫ.

Данная программа,  предусматривает участие обучающихся в традиционных мероприятиях школы района, края.

В конце обучения учащиеся должны знать:

  • о взаимосвязи геологического строения, рельефа и полезных ископаемых;
  • о влиянии географического положения на климат территории;
  • о влиянии климатических условий местности на гидрографию;
  • о взаимосвязях живых организмов в экосистемах;
  • способы тушения лесных пожаров;
  • основные положения и законы об охране природы.

Учащиеся должны уметь:

  • проводить наблюдения;
  • собирать информационный материал и систематизировать его;
  • готовить и проводить лекции;
  • готовить и проводить экскурсии в музее;
  • изготавливать эскизы информационных стендов;
  • создавать электронные презентации;
  • работать с фото и оргтехникой, компьютером;
  • соблюдать правила безопасности труда.

4. КРАТКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧАСТНИКОВ.

В организации и осуществлении данной программы необходимо непосредственное участие и взаимодействие учителя географии, владеющего современными технологиями и учащихся 6–11 классов с учителем биологии, руководителем экологического отряда «Лотос», сотрудниками Дальневосточного Морского заповедника (см. Приложение 2), представителями WWF и СМИ

5. ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ЗАНЯТИЙ КРУЖКА

п/п

Содержание

Количество часов

Теория

Практика

Общее количество

Индивид.

Групповая

1

Введение

2

-

-

2

2

Рельеф и полезные ископаемые окрестностей посёлка Хасан

2

10

6

18

3

Климатические условия Хасана

2

10

6

18

4

Гидрологические условия Хасана

2

12

8

22

5

Почвенный покров окрестностей посёлка

2

2

-

4

6

Растительность Хасана

4

7

10

21

7

Животный мир Хасана

4

8

10

22

8

Морской Дальневосточный государственный заповедник

4

7

10

21

Итого

22

56

50

128

6. СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ

I. Введение (2 часа).

- выборы актива кружка;

- знакомство с планом работы кружка;

- вводный инструктаж, правила поведения в кабинете географии (инструкция № 63) и краеведческом музее.

II. Рельеф и полезные ископаемые окрестностей посёлка Хасан  (18 часов).

- тектонические структуры территории посёлка Хасан;

- геологическое строение территории посёлка Хасан;

- рельеф местности посёлка Хасан;

- полезные ископаемые окрестностей Хасана;

- влияние рельефа на природу посёлка;

Практические занятия:

- Т.Б.; систематизация материала для электронной презентации «Моя малая Родина»;

- оформление текстового материала;

- оформление иллюстративного материала.

III. Климатические условия Хасана  (18 часа).

- климатообразующие факторы окрестностей посёлка;

- характеристики климата посёлка Хасан;

- сезоны года: зима, весна;

- сезоны года: лето, осень;

- хозяйственная оценка климата посёлка Хасан;

- рекреационная оценка климата;

Практические занятия:

- Т.Б.; систематизация материала для электронной презентации «Моя малая Родина»;

- оформление текстового материала;

- оформление иллюстративного материала.

IV. Гидрологические условия Хасана (22 часов).

- внутренние воды территории посёлка;

- озеро Хасан;

- озеро «Лотос»;

- река Туманган;

- солёные озёра и протоки прибрежных территорий;

- болота Хасана

- хозяйственное использование внутренних вод территории посёлка Хасан;

Практические занятия:

- Т.Б. экскурсия на озеро «Хасан»;

- систематизация материала для электронной презентации «Моя малая Родина»;

- оформление текстового материала;

- оформление иллюстративного материала.

V. Почвенный покров окрестностей посёлка Хасан (4 часа).

- типы почв территории посёлка Хасан;

- оценка плодородия почв, степени хозяйственного освоения;

- охрана почв от эрозии, загрязнения промышленными и бытовыми отходами.

VI. Растительность Хасана  (21 часа).

- растительные сообщества территории посёлка Хасан;

- реликтовые и эндемичные растения Хасана;

Практические занятия:

- Т.Б. экскурсия «Растения окрестностей посёлка Хасан»;

- систематизация материала для электронной презентации «Растительный мир посёлка Хасан»;

- оформление текстового материала;

- оформление иллюстративного материала.

VII. Животный мир Хасана (22 часов).

- общая характеристика животного мира окрестностей посёлка Хасан;

- реликтовые и эндемичные животные Хасана;

Практические занятия:

- Т.Б. экскурсия «Животные окрестностей посёлка Хасан»;

- систематизация материала для электронной презентации «Животный мир посёлка Хасан»;

- оформление текстового материала;

- оформление иллюстративного материала.

VIII. Морской Дальневосточный государственный заповедник (21 часов).

- характеристика акватории Морского заповедника;

- растительные организмы Морского заповедника;

- животный мир Морского заповедника;

Практические занятия:

- Т.Б. экскурсия в Морской заповедник;

- систематизация материала для электронной презентации «Морской Дальневосточный заповедник»;

- оформление текстового материала;

- оформление иллюстративного материала.

 

ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

  1. А.В. Даринский «Краеведение». Москва «Просвещение», 1997 г.
  2. И.В. Семёнов «Работа учителя географии по охране природы». Москва «Просвещение», 1987
  3. Н.А. Максимов «Работа по географии в летнем лагере». Москва «Просвещение», 1995 г.
  4. А.Ю. Ярошенко «Как вырастить лес». Гринпис России, Всемирная лесная вахта, 2003 г.
  5. И.А. Губанов «Определитель высших растений». Москва «Просвещение», 1991 г.
  6. Ю.Н. Казаков «Международное ориентированное развитие Хасанского природно-рекреационного комплекса» Москва, 2001 г.
  7. «Природные ресурсы юга Хасанского района Приморья». Владивосток, 2004 г.
  8. Н.П. Фадеева «Полевой определитель беспозвоночных животных Залива Петра Великого Японского моря». Владивосток, 2002 г.
  9. В.И. Преловский «Оценка рекреационной пригодности и живописности лесных ландшафтов юга Дальнего Востока». Владивосток «Дальнаука», 1995 г.
  10. Т.И. Нечаева «Школьный определитель растений Приморского края». Владивосток, 2000 г.
  11. В.К. Арсеньев «По Уссурийскому краю». Владивосток «Дальневосточное книжное издательство», 1986 г.
  12. Н.К. Христофорова «Экологические проблемы региона Дальний Восток – Приморье». Владивосток – Биробиджан, 2005 г.
  13. П.Ф. Бровко «Залив Петра Великого». Владивосток «Издательство Дальневосточного Университета», 2003 г.