Урок внеклассного чтения в рамках регионального компонента "Я сильнее горячего юга белоснежный мой север люблю…" (стихотворения о Родине А.Д. Чуркина)

Разделы: Литература


Цели урока:

  • формирование у школьников нравственных идеалов на основе культурно-исторических и духовных ценностей родного края
  • воспитание уважения к прошлому своего народа, восстановление исторической памяти через изучение истории и литературы родного края
  • воспитание любви к родному слову

Задачи:

  • изучение истории и литературы Архангельской области и Плесецкого района в контексте отечественной истории и литературы
  • знакомство учащихся с жизнью и творчеством поэта – земляка А.Д. Чуркина
  • на примере стихотворений А.Д. Чуркина о родине продемонстрировать учащимся красоту северного края, его творческий потенциал
  • обогащение и развитие речевой культуры учащихся на основе  стихотворений А.Д. Чуркина

Оформление доски:

  • тема урока;
  • портрет А.Д. Чуркина (Приложение 5);
  • фоторепродукции А. Иванова «На реке Моша», «Закат на реке Моша», «Река Моша» (Приложение 2);
  • цитата: «Родом он с Онеги, стороны северной, песенной, былинной. С далёкого детства песня запала ему в душу и, покоряясь её силе, он сам стал слагать песни. И его стихи пошли по России… Народ полюбил их, и в этом большое счастье поэта,  его заслуга перед страной». (Александр Прокофьев)

ХОД УРОКА

I ЭТАП – Заочная экскурсия – работа с презентацией «Родина поэта»

(Презентация,  слайд 1 – зимний пейзаж села Федово)

Вопрос: Что изображено на слайде?

Примерный ответ: Зима, полупустынная местность, редкие домики под снежными шапками: обыкновенная северная деревня, ничего особенного.

(Презентация,  слайды 2-5 –  зимние пейзажи села Федово)

Вопрос: Какое впечатление производят эти пейзажи?
Примерный ответ: Красиво. Здесь нет ничего броского, яркого, но всё равно очень красиво. Природа северного края привлекательна  особой северной красотой, сочетанием суровости и нежности, неброской, сдержанной северной палитрой.

(Презентация,  слайд 6 – обыкновенная деревня)

Комментарий учителя. Село Федово Плесецкого района имеет многовековую историю: в краеведческом музее Федовской средней школы хранится пограничный столб с надписью «Пограничный столб Олонецкой губернии сооружён в 1838 году при губернаторе генерал-майоре К.П. Волкове».
Село Федово расположено в устье реки Моша, при слиянии её с рекой Онегой. Поэтому первое название этих мест – Усть-Моша. В 1137 году Усть-Моша впервые упоминается как налогооблагаемая территория. В начале 20 века вокруг села Федово располагалось более 80 деревень. 30 июня 2007 года село отметило 870-летие, а Федовской средней школе уже более двухсот лет.

(Презентация,  слайд 7 – школьный музей)

Комментарий учителя. Село Федово – родина поэта-песенника А.Д. Чуркина, писателей А.П. Чапыгина, М. В. Чернакова, поэта-революционера Ф. С. Чумбарова-Лучинского, критика и публициста Д.Я. Одинцова. В краеведческом музее Федовской средней школы хранятся различные материалы, рассказывающие о жизни и творчестве знаменитых земляков.

(Презентация,  слайд 8 – школьная мемориальная доска)

Комментарий учителя. Жители села Федово бережно хранят память о земляках – поэтах, писателях, общественных деятелях.
(Презентация,  слайд 9 – портрет А.Д. Чуркина)
Сегодня мы с Вами познакомимся с творчеством поэта Александра Дмитриевича Чуркина, уроженца села Федово Плесецкого района, прочитаем его стихотворения о родном крае.

II ЭТАП – Изучение жизненного и творческого поэта А.Д. Чуркина. Сообщения учащихся

Сообщение 1 учащегося «Детство и юность поэта»

Родился поэт Александр Дмитриевич Чуркин 02 мая 1903 года в деревне Пирогово (ныне Федовской сельской администрации) Приозерного (Плесецкого) района Архангельской области).
Детство его было очень трудным и голодным, но Саша очень тянулся к знаниям, и особенно к поэзии. Ему нравился Пушкин, тем, что умел о самых серьезных вещах писать внешне легко и простыми словами, его манил Лермонтов особой музыкальностью стиха. Знал он и других поэтов, чьи стихи учил наизусть и часто рассказывал своим односельчанам.
«Ещё подростком, в 15 лет,  я вступил добровольно в Красную Армию. Участвовал в боях под станциями Емца, Обозерская», – говорил А.Д. Чуркин.
«Красная Армия, – писал А.Д. Чуркин, – сделал из меня человека. В армии я много занимался самообразованием. Здесь же начал писать стихи».
В перерывах между боями Чуркин читал стихи своим товарищам, пробовал сочинять и свои.  «Однажды начальник клуба попросил меня написать дивизионный марш на мотив не помню какой популярной песни. Я эту просьбу выполнил, и марш пели в строю», – вспоминает поэт.
В 1920 году А.Д. Чуркин окончил артиллерийскую школу младшего комсостава, а в 1922 году был направлен в Одесскую артиллерийскую школу.

Сообщение  2 учащегося «Творческий путь поэта»

Впервые стихотворение А.Д. Чуркина было опубликовано в 1924 году в газете «Одесские известия».
В 1927 году Чуркин демобилизовался из Красной Армии и стал работать в редакции журнала "Резец" (г. Ленинград) литературным сотрудником.
Первая книга поэта "Выход весны" вышла в 1931 году в Гослитиздате (Государственное литературное издательство).
Во время Великой Отечественной войны А. Чуркин работал в творческой группе поэтов и композиторов при Политуправлении Краснознамённого Балтийского флота.
Весной 1942 года тяжело больного А.Д. Чуркина вывезли по «дороге жизни» из осаждённого Ленинграда в Архангельск, где до 1944 года он являлся сотрудником газет «Патриот Родины» и «Правда Севера».
Всего издано восемь сборников стихов и песен Александра Чуркина, на его стихи написано более двухсот песен. Музыку к стихам поэта Чуркина писали композиторы В.Соловьев-Седой и И.Дзержинский, Г. Носов. «Казачью кавалерийскую» – одну из первых песен Соловьева-Седого и А.Чуркина – первым исполнил Леонид Утесов.
Умер поэт 9 сентября 1971 года.

Чтение стихотворений А.Д. Чуркина с элементами анализа и комментариями учителя.

Сообщение учителя: Александр Дмитриевич Чуркин, покинувший отчий дом  в 15 лет, большую часть жизни прожил в г. Ленинграде, в течение жизни не раз навещал родные места, особенно часто он приезжал после Великой Отечественной войны, в зрелом возрасте, когда ему было уже более пятидесяти лет.

Вопрос: Как вы думаете, почему?

Примерный ответ: Раньше было просто некогда: революция, гражданская война, начало творческой жизни, Великая Отечественная война… Потом стал скучать по родине, по дому, стал анализировать свою жизнь, задумываться о самом важном в жизни человека.

Вопрос: А что в жизни человека самое важное?

Примерный ответ: Жизненный успех, творчество в жизни поэта, дом, семья, любовь, родина…

Сообщение учителя:  Действительно, все эти необходимые части человеческой жизни в судьбе поэта были воплощены в полной мере, а вот родина осталась далеко от места, где он жил и творил. Именно поэтому поэт А.Д. Чуркин часто в своём творчестве вспоминает родные места. Почти все его стихотворения о родном крае написаны вдали от родины. Так в 1928 году он пишет стихотворение Олония (ранее, в 19 веке, Усть-Моша входила в состав Олонецкой губернии).

Чтение учителем отрывка из стихотворения «Олония» (Приложение 1)

Вопрос: С каким чувством вспоминает поэт свою родину?

Примерный ответ: С радостью, восхищением.

Вопрос: Что у поэта вызывает такое радостное, светлое настроение?

Примерный ответ: Необыкновенно красивое небо, река, лес…

Комментарий учителя: Действительно, природа северного края необыкновенно красива: она вызывает восхищение своей скупой, суровой, но в то же время почти неземной красотой. Перед вами фоторепродукции местного фотохудожника А.Иванова «На реке Моша», «Река Моша», «Закат на реке Моша».

Работа с фоторепродукциями (Приложение 2)

Вопрос: Что вдохновило художника на создание этих фотокартин?

Примерный ответ: Красота северной природы.

Вопрос: Какая это красота?

Примерный ответ: Разная: суровая и радостная, суровая и нежная. Она завораживает своей почти неземной красотой, заставляет задуматься о чём-то самом важном, тянет человека  куда-то ввысь.

Сообщение учителя: Но не только особая  красота северной природы заставляет поэта обращаться к теме родины. В 1934 году А.Д. Чуркин  создает стихотворение «Молодая осень». Поэт в это время живёт в Ленинграде, ему сопутствует успех: его стихи печатают, он активно сотрудничает с композиторами, считается одним из самых материально обеспеченных  литераторов, ведь за песни неплохо платят. Но даже на вершине успеха его тревожат воспоминания о родном крае. В стихотворении  «Молодая осень» поэт отмечает особенную силу притяжения родных мест.

Выразительное чтение учеником стихотворения «Молодая осень» (Приложение 1)

Вопрос: Природу какого края описывает поэт?

Примерный ответ: Это красота природы средней полосы России.

Вопрос: Какие чувства вызывает у поэта красота осени России средней полосы?

Примерный ответ: Ностальгическое чувство, тоску по родине.

Вопрос: В чём причина этой тоски?

Примерный ответ: Потому что только дома, на родине может быть по-настоящему хорошо, тепло родного очага – это и есть родина.

Вопрос: С каким чувством поэт вспоминает о родном доме?

Примерный ответ: С теплотой, ему хочется побывать дома, напитаться теплом родных мест.

Сообщение учителя: Детство поэта было тяжёлым, нерадостным: семья остро нуждалась в деньгах, отец любил выпить, поэтому даже любовь матери не всегда спасала детей от голодных дней и тяжёлой отцовской руки. Вот как вспоминает о своём детстве А.Д. Чуркин в  стихотворении «Юность»

Выразительное чтение учеником стихотворения «Юность» (Приложение 1)

Вопрос: С каким чувством описывает поэт своё детство?

Примерный ответ: С чувством горечи: ему было тяжело, он боялся своего отца и в то же время любил его. Ему было одиноко, он часто был предоставлен сам себе. Он сравнивает своё детство с «деревянной древней телегой».

Вопрос: Почему тогда поэт вообще вспоминает своё детство, если оно было таким  безрадостным?

Примерный ответ: Это всё равно была его семья, это его родина.

Сообщение учителя: Через 30 лет, в 1964 году поэт вновь обратится к теме родины и своего детства в стихотворении, которое назовёт  «Встреча с юностью». В этом стихотворении поэт описывает свои чувства от посещения родных мест в уже в 60 лет: за его плечами две войны, успешная творческая жизнь, слава.

Выразительное чтение учеником стихотворения «Встреча с юностью» (Приложение 1)

Вопрос: Какой была для поэта встреча с юностью?

Примерный ответ: Радостной, светлой.

Вопрос: Что так дорого поэту в родном краю?

Примерный ответ: Ощущение молодости: ведь когда-то он здесь был молодым, теперь здесь же живут и взрослеют другие молодые. Соприкосновение с родным краем, его юностью, даёт поэту возможность почувствовать себя моложе, он испытывает новый прилив творческих сил. Родина для него – источник поэтического вдохновения.

Сообщение учителя: То, что именно родные места стали для поэта основой поэтического творчества, жизненного успеха, поэт осознаёт в полной мере и выражает горячую благодарность родному краю и землякам-северянам в стихотворении «Северяне мои, северяне» (1965 г.) Он приходит к осознанию того, Север не только красота природы, но и люди, их жизнь.

Выразительное чтение учеником стихотворения «Северяне мои, северяне» (Приложение 1)

Работа с цитатой на доске: «Родом он с Онеги, стороны северной, песенной, былинной. С далёкого детства песня запала ему в душу и, покоряясь её силе, он сам стал слагать песни. И его стихи пошли по России… Народ полюбил их, и в этом большое счастье поэта, его заслуга перед страной», – говорил композитор Александр Прокофьев.
Но, несмотря на такую высокую оценку творчества, к своим стихам А.Д. Чуркин, как все истинные поэты, относился с особой требовательностью.

Чтение учителем стихотворения «Родство» (Приложение 1)

Вопрос: Какие сомнения мучают поэта?

Примерный ответ: Сомнения в своём таланте.

Вопрос: Как поэт разрешает свои сомнения?

Примерный ответ: Он обращается к «краю былинному», родной стороне, откуда черпает вдохновение. Северный край издревле славился народными песнями, былинами, красотой истинного русского слова.

Знакомство с песней на стихи А.Д. Чуркина «Вечер на рейде»

Комментарий учителя: Духовное родство с песенным и былинным   краем, его «самоцветным словом», позволили поэту создать необыкновенные песни, которые стали близкими и дорогими народу. Одна из самых знаменитых песен на стихи А.Д. Чуркина «Вечер на рейде» стала поистине народной: она полетела в народ в годы войны, стала одной из самых любимых песен военных лет, да и до сегодняшнего дня её знают и любят многие, пели и поют повсеместно.

Сообщение 3 учащегося «История создания песни «Вечер на рейде»

Эта песня создана в первые дни войны, в августе 1941 года, когда поэт А. Чуркин и композитор В. Соловьёв-Седой отдыхали после длинного трудового дня. Они работали на разгрузке порта «Лесной».  Поэт и композитор присели отдохнуть на борту разгруженной баржи.  «Ничто не напоминало о войне,— вспоминал впоследствии А. Чуркин.— Волны чуть слышно плескались о морскую гальку. Залив был окутан синей дымкой. Невдалеке на рейде стоял корабль. С него доносилась тихая музыка – там кто-то играл на баяне…»  «Замечательный вечер. Стоит песни», – сказал В. Соловьёв-Седой. Композитор сам придумал начало припева – «Прощай, любимый город!» – и под него стал писать музыку. Через два дня передал ноты А. Д. Чуркину, и тот, взволнованный нежной мелодией, сложил текст «Вечера на рейде»… Так родилась песня.

Прослушивание песни «Вечер на рейде» в записи 1942 года (Приложение 3)

Примечание: текст песни в распечатанном виде находится на столе у каждого учащегося (Приложение 4)

Вопрос: О чём эта песня?

Примерный ответ: О любви к родному краю, к родному дому.

Вопрос: Почему её полюбили все без исключения, не только жители города Ленинграда?

Ответ: Потому что каждый любит свою родину, только, может быть, выразить этого не умеет. 

Сообщение учителя:

Песня стала народной, её исполняли на всех фронтах, не только моряки, но и воины всех родов войск. Парашютисты-десантники пели:

Споемте, друзья, ведь завтра в полет
Летим мы во вражеский тыл.
Споем веселей, пусть нам подпоет,
Кто песен родных не забыл.

Партизаны Крымасочинили такие слова:

Прощай, любимый город!
Уходим завтра в горы,
И ранней порой
Мелькнет за спиной
Зеленый мешок вещевой.

Песня стала крылатой. Почему она стала такой дорогой? О чём же пели солдаты? Поэт в стихотворении 1966 г.  «Солдаты пели» сам отвечает на этот вопрос.

Выразительное чтение учеником стихотворения «Солдаты пели» (Приложение 1)

Сообщение учителя: Песня, посвящённая Ленинграду, стала песней о России, о Родине. Чувство родины присуще каждому человеку. Мы все, осознанно или бессознательно, дорожим своей родиной, всем, что с ней связано. Родина у каждого своя. Большинство жителей города Мирного приезжие, но каждый хранит в своем сердце любовь к родному краю.

III ЭТАП.  Итог урока

Творческие работы учащихся

Учащиеся представляют свои работы – рисунки на тему  «Уголок родного края» с краткими комментариями к ним, подготовленные дома. Примечание: после рассказа ученика работу закрепить при помощи магнитов на доске – так происходит создание обобщённого образа Родины – России)

Заключительное слово учителя: Родина, её значение в жизни человека всегда были в ряду особо важных ценностей русского народа. На эту тему русский народ сложил много пословиц и поговорок. Предлагаю вам дома вспомнить пословицы и поговорки на тему Родины.

Работа в тетрадях

Учащиеся вспоминают пословицы и поговорки на заданную тему и выполняют записи в тетрадях.

Опорный материал:

1. «Глупа та птица, которой гнездо своё не мило»
2. «На родной стороне и камешек знаком»
3. «Родных нет, а по родимой сторонке сердце ноет»
4. «За морем веселье, да чужое, а у нас и горе, да своё»
5. «Всякая сосна своему лесу весть подаёт»
6. «Где кто родился, там и пригодится»
7. «За морем теплее, а дома веселее»
8. «Всякому мила своя сторона. Любит и нищий своё хламовище»
9. «Всяк кулик своё болото хвалит»
10. «Дон, Дон, а лучше дом. Хорош Париж, а живёт и Курмыш»