Урок литературы в 4-м классе по теме «И.А. Кылов. "Стрекоза и Муравей"»

Разделы: Начальная школа


Задачи:

  • Формировать умение анализировать басню, находить мораль басни. Формировать умение анализировать образы главных героев. Развивать навык выразительного чтения.
  • Развитие речи, образного мышления, логического мышления, творческого мышления, артистических способностей.
  • Показать зависимость благополучия от труда.

Оборудование: портрет И.А.Крылова, учебник Литература 4 класс, карточки со словарной работой (по количеству учащихся), карточки с пословицами, иллюстрации к басне, мультфильм.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Сообщение целей урока

Учитель: Прочитайте эпиграф к уроку. Какое отношение он имеет к нашему уроку?

Люблю, где случай есть, пороки пощипать.
                                                    И.А.Крылов

– Найдите в нём метафору.
– Как вы понимаете слова Крылова?
– Как Крылов любил пощипать пороки людей?
– Расскажите известные вам факты из биографии И.А.Крылова.
– Сегодня мы познакомимся с басней Крылова “Стрекоза и Муравей”. А для чего мы это будем делать?

III. Блиц опрос (фронтально)

– Продолжите предложения:

Басня это … (художественное произведение с условными персонажами)
Басня состоит из …(сюжета и морали)
Цель басни … (назвать порок, воспитывать на отрицательном примере)
Основной художественный приём басни … (иносказание)

IV. Работа над басней

1. Самостоятельное чтение басни.

– Подчеркните слова, лексическое значение которых вам непонятно.
– Я выписала из словаря Ожегова лексическое значение непонятных для вас слов. Прочитайте внимательно и опираясь на контекст постарайтесь определить значения каких слов я выписала. Впишите эти слова в карточки.

нужда – недостаток в необходимом, бедность.
удручена – огорчена, грустна, подавлена.
вешний – весенний
мурава – молодая трава

2. Взаимопроверка
3. – Почему слова “Стрекоза", “Муравей" Крылов написал с прописной буквы как имена собственные?
4. – Ещё раз прочитайте басню и подумайте:

1-й вариант
Определите черты характера Стрекозы. Подтвердите словами из басни.

2-й вариант
Определите черты характера Муравья. Подтвердите словами из басни.

Слова для справок: трудолюбивый, веселый, злой, добрый, справедливый, спокойный, ленивый, жадный, беспечный, несерьезный, бесшабашный, хитрый.

5. Беседа по басне.

– Кто из героев басни вам симпатичен?
– Почему? (2 вариант)

Трудолюбивый, справедливый, спокойный.

Кому жалко стрекозу?
– Почему? (1 вариант)

Весёлая, ленивая, беспечная, несерьёзная, бесшабашная.

Найдите среди этих слов синонимы.
– Чем отличаются эти синонимы?

Относятся к разным стилям речи – художественному и разговорному

Посмотрите на иллюстрации. Прочитайте строки, которые проиллюстрировали художники. Удалось ли им показать, как меняется Стрекоза?
– Что описывает автор, чтобы помочь нам понять состояние Стрекозы?
– Как к Стрекозе относится автор?
– Какие средства выразительности речи использует Крылов в басне?
– Для чего?

6 Работа в группах.

Прочитайте пословицы. Выпишите только те, которые вы сказали бы героям басни.

Поспешишь… …потехе – час. Лето пролежишь… …людей насмешишь. Семь раз отмерь… …зимой с сумой побежишь. Много захочешь… …один – отрежь. Делу – время… …последнее потеряешь.

Проверка.

– Почему вы выбрали именно их?
– Так чему нас учит эта басня?
– Прочитайте мораль басни.
– Раньше вы слышали эту фразу?
– Эти слова стали “крылатым выражением”, которое люди часто употребляют в речи. – Как вы думаете, когда они говорят так?

когда говорят о человеке, который не серьёзно отнесся к делу, а теперь просит помощи.

V. Физкультминутка

Изобразите движения героев басни: стрекоза летает, муравей колет дрова, муравей пилит дрова, стрекоза пляшет.

VI. Чтение басни по ролям

VII. Итог урока

– Вернёмся к эпиграфу урока. Какие пороки людей пощипал Крылов в басне “Стрекоза и Муравей”?
– Значение каких слов узнали?
– Какой фразеологизм запомнили?
– Кто считает, что отработал урок на “отлично”?

VIII. Домашнее задание

Выучить басню наизусть. Желающие могут басню проинсценировать.

IX. Просмотр мультфильма