Профилактика утомляемости на занятиях в детском объединении "Вдохновение"

Разделы: Технология, Спорт в школе и здоровье детей


На занятиях в детском объединении "Вдохновение" большое внимание уделяется профилактике здоровья обучающихся. Само содержание занятий, когда большая часть времени отводится практической работе, способствует снятию напряжения, предотвращает стрессовые ситуации. В ходе практических занятий создаются все необходимые условия, позволяющие детям не только успешно усваивать учебный материал, но и сохранить и улучшить здоровье воспитанников.

Утомление детей на занятиях происходит по-разному, в зависимости от возраста. У детей 6-10 лет обычно на 10-15 минуте занятия, у детей 11-15 лет через 30-40 минут от начала занятия. Опытным путем был подобран комплекс упражнений для снятия утомляемости воспитанников. На занятиях для физкультминутки отводится 3-5 минут, для дошкольников и младших школьников желательно проводить по две физкультминутки в течение занятия.

Физкультминутки проводятся в форме общеразвивающих упражнений, подвижных игр, дидактических игр с движениями.

Основные требования к проведению физкультминуток:

  • проведение на начальном этапе утомления (на десятой-пятнадцатой минуте от начала занятия);
  • подборка хорошо знакомых детям упражнений;
  • использование упражнений для утомленных групп мышц;
  • подборка комплекса упражнений в зависимости от вида и содержания занятий;
  • обеспечение разных по содержанию и форме физкультминуток, так как однообразие снижает интерес детей, и как следствие результативность.

Комплекс упражнений, используемый на занятиях по рукоделию.

Гимнастика для глаз (каждое упражнение выполняется 3-5 раз):

  • круговые движения глазами по часовой стрелке, против часовой стрелки;
  • рисование глазами восьмерки, креста;
  • созерцание точки на расстоянии и вблизи в течение 10-20 секунд(найти самую дальнюю точку и задержать на ней взгляд, затем перевести глаза на предмет, находящийся вблизи и задержать взгляд )
  • переведение зрения с точки на точку (посмотреть перед собой несколько секунд, затем на кончик своего носа 2-3 секунды; упражнение снимает утомление, облегчает зрительную работу на близком расстоянии)
  • массирование век подушечками пальцев(круговые движения) в течение 1 минуты (упражнение расслабляет мышцы глаз, улучшает кровообращение);
  • быстрое моргание в течение 1 минуты (упражнение способствует улучшению кровообращения)

Профилактика нарушений осанки (снятие напряжения с мышц шеи и спины):

  • повороты головы в стороны, вверх, вниз;
  • наклоны и повороты туловища;
  • стоя, правую руку поднять вверх, согнуть в локте и завести за спину, левую руку опустить вниз, согнуть в локте и завести за спину, коснуться или сцепить пальцы правой и левой руки у правой лопатки, плечи слегка отвести назад, подбородок подтянуть, и вытянуть вперед, повторить упражнение, начиная с левой руки;
  • игра "Буратино"(рисование носом различных фигур с целью проработки шейных позвонков);
  • игра "Лев"( прогибание туловища до предела)

Упражнения на снятие усталости пальцев рук:

  • вращение кистями рук сначала в одну сторону, затем в другую сторону по несколько раз, затем встряхнуть руки;
  • сгибание и разгибание рук в запястьях (руки согнуты в локтях, пальцы в замке на уровне груди);
  • сжимание кулаков (сжать кулаки опущенных рук, энергично согнуть руки в локтях, прижать кулаки к плечам, расслабленно опустить руки и встряхнуть)

Массаж рук и пальцев на руках оказывает хорошее воздействие на внутренние органы сердца, легкие, кишечник, создается ощущение легкости внутри организма.

Подвижные игры, дидактические игры с движениями:

  • Буратино потянулся, раз нагнулся, два нагнулся , руки в стороны развел, монетки видно не нашел, чтоб монетки нам достать, надо на носочки встать;
  • Мы сейчас все дружно встанем, отдохнем мы на привале,:.влево, вправо повернись, наклонись и поклонись, лапки вверх и лапки в бок и на месте прыг да скок, а теперь бежим вприпрыжку, молодцы мои зайчишки!
  • По дорожке, по дорожке скачем мы на правой ножке(подскоки), и по этой же дорожке скачем мы на левой ножке (подскоки), по тропинке побежим, до лужайки добежим (бег на месте) на лужайке мы попрыгаем как зайки(прыжки на обоих ногах) стоп, немного отдохнем и домой пешком пойдем (ходьба на месте)
  • Ветер тихо клен качает, вправо, влево наклоняет, раз наклон, и два наклон зашумел листвою клен.

Физкультминутки, которые проводятся на занятиях, способствуют психологической и физической релаксации, повышению работоспособности, снимают напряжение и усталость, а также способствуют коррекции эмоциональной сферы детей.

Используемая литература.

Соколова И Ю., Пужаева Е.З., Чупаха И.В. "Здоровьесберегающие технологии в образовательно-воспитательном процессе" - М.:Илекса, Народное образование, Ставрополь: 2003, - 400 с.