Программа эстетического развития творческой личности "Волшебный мир"

Разделы: Технология


Цель: Развитие творческих способностей личности, направленных на формирование эстетических индивидуальных способностей.

Задачи:

  • развивать творческие способности;
  • учить ребят фантазировать
  • развивать художественный и эстетический вкус;
  • научить ребят работать с различными материалами.

Формы работы:

  • индивидуальная;
  • работа в парах;
  • работа в группах;
  • проведение выставок, творческих отчетов, показов
  • участие в конкурсах разного уровня.

Методы работы:

  • методы проектов;
  • моделирования;
  • конструирования.

В процессе работы по программе учащиеся овладевают следующими навыками:

  • умение работать с острыми предметами;
  • умение работать с различными поделочными материалами;
  • умение находить самостоятельно необходимую информацию;
  • умение конструировать и моделировать;
  • умение выполнять работу аккуратно и качественно;
  • умение работать в технике “Макраме”.

Пояснительная записка.

Наш век бизнеса, бурно развивающихся информационных технологий требует от личности развития таких качеств, как рациональное мышление, умение концентрироваться, практичности характера. С грустью приходится констатировать, что дети стали меньше общаться с природой, а больше времени проводить у компьютеров, играя в “разрушительные” игры и гонки, что делает их характер более жестким, менее добрым, отзывчивым. Происходит ожесточение души, поэтому развитие творческой личности в школе должно быть не только практическим, но и духовным.

Предлагаемая программа развития творческой личности направлена на формирование эмоциональной стороны характера.

Программа “Волшебный мир” является частью программы РТВ “Путь к Мастеру” и предусматривает развитие художественно-прикладных способностей через систему дополнительного образования - кружок “Умелые ручки”.

Основная цель работы по программе - развитие творческих способностей личности, направленных на формирование эстетических индивидуальных способностей.

Исходя из основной цели, следует определить задачи:

  • развивать творческие способности; учить ребят фантазировать;
  • развивать художественный и эстетический вкус;
  • научить ребят работать с различными материалами;

Программа ориентирована на учащихся 1-4 классов и 5-7 классов.

Конечным результатом работы по программе “Волшебный мир” следует считать привитие учащимся эстетического вкуса, приобретение практических навыков, выработку умений работать с различными материалами.

Набор в кружок осуществляется методом активной агитации (объявления, устная форма агитации, выставки работ).

Работа в кружке способствует расширению технического кругозора, развитию умственных способностей. В практической деятельности у детей воспитывается любовь к труду, деловитость, организованность, стремление как можно лучше и качественней выполнить свою работу.

Не секрет, что удачно подобранный материал способствует закреплению положительных эмоций у детей, стимулирует желание трудиться, творить.

В процессе работы по программе “Волшебный мир” педагог применяет различные формы работы: индивидуальную, работу в парах, в группах, используя методы проектов, моделирования, конструирования. По итогам работы целесообразно провести отчетную творческую выставку, возможно, оформить выставочную комнату.

Программа предусматривает 150 часов, которые распределены по следующим блокам:

1. Работа с природным материалом.

2. Работа с ТБО.

3. Работа с бумагой.

4. Работа с кожей.

5. Работа с нитками.

6. Работа с кожей.

7. Итоговые занятия.

Приведенный в разделе тематический план является примерным. В течение учебного года допускается перераспределение часовой нагрузки между темами для создания возможности развития каждого ребенка по собственной образовательной траектории.

Основное содержание

1. Работа с природным материалом.

Сбор природного материала, изготовление поделок, аппликаций, декоративных коллажей из сухих растений, соломки. Поделки из желудей, ракушек, семян.

Практические занятия:

Поделки по теме “Чудо-овощ”.

Поделки из желудей: “Карета для Золушки”.

Аппликация: “Осенняя фантазия”, “Волшебный цветок”, “Ёжики”, “Золотая рыбка”.

Поделки из яичной скорлупы: “Ёжик”, “Рыбка”, “Клоун”.

Аппликации из семян: “Мухомор”, “Осень”.

2. Работа с ТБО.

Изготовление забавных зверят из пробок, поделки из коктейльных трубочек.

Практические занятия:

Поделки из пробок: “Далматинцы”.

Поделки из коктейльных трубочек: “Цветы”.

3. Работа с бумагой.

Изготовление аппликаций, объёмно-выпуклых аппликаций, оригами, создание головных уборов, филигрань.

Практические занятия:

Изготовление головных уборов из бумаги.

Бумажная филигрань: “Анютины глазки”, “Мальвы”, “Виноград”.

Аппликации: “”Волшебные листья и ягоды”.

Оригами: “Волшебные цветы”.

Цветы из бумажных лент.

4. Работа с нитками.

Вязание крючком и спицами, изучение приемов плетения в технике макраме и технологии изготовления различных изделий.

Практические занятия:

Вязание крючком: “Страусёнок”, “Солнышко”, “Салфетка”.

Вязание на спицах: изнаночные петли, лицевые петли, платочная вязка, “резинка”, прибавление и убавление петель, закрепление петель.

Шарфик для куклы, человечки из кисточек.

Техника “Макраме”: ОПУ, ДПУ, репсовый узел, сетка из различных петель, объёмный цветок из горизонтальных брид, настенные украшения, плетение по кругу.

Самостоятельная разработка поделок, составление схемы, изготовление их по творческому замыслу.

5. Работа с кожей.

Изготовление украшений из кожи, закладки, мозаики.

Практические занятия:

Украшения из кожи: бусы, заколки.

Мозаика из кусочков кожи “Садовые цветы”, “У Лукоморья”.

Календарно-тематическое планирование

Дата Тема
1   Водное занятие. Беседа о работе кружка.
2   Организационные вопросы.
3   Экскурсия. Наблюдение природы.
4   Сбор природного материала.
5   Правила сушки растений и заготовка природного материала.
6   Изготовление поделок из овощей на выставку “Чудо- овощ”
7   Работа с природным материалом.
8   Работа с природным материалом. “Ежики”
9   Аппликация из природного материала. Подбор материала.
10   “Ваза с цветами”
11   Поделки из желудей.
12   “Карета для золушки”
13   Работа с сухой травой.
14   “Осенняя фантазия”
15   Работа с природным материалом.
16   “Волшебный цветок”
17   Экскурсия.
18   Сбор природного материала, (соломка)
19   Работа с бумагой.
20   История производства бумаги.
21   Творческая работа с бумагой.
22   Создание головного убора.
23   Подбор материалов и инструментов.
24   Художественный образ головного убора.
25   Выполнение эскиза головного убора.
26   Выполнение развертки в натуральную величину.
27   Изготовление шляп размером 7-15 см.
28   Разнофигурные дополнения.
29   Определение размеров.
30   Выполнение шляп в натуральную величину.
31   Головные уборы различных исторических эпох.
32   Завершение работы над изготовлением шляпы.
33   Бумажная филигрань.
34   Немного из истории.
35   Композиция “Анютины глазки”
36   Композиция “Анютины глазки”
37   Композиция “Мальвы”
38   Композиция “Мальвы”
39   Композиция “Виноград”
40   Композиция “Виноград”
41   Работа с бумагой. Оригами.
42   “Волшебные цветы”
43   Объёмно-выпуклая аппликация.
44   “Волшебные листья и ягоды”
45   Работа с бумагой.
46   Цветы из бумажных лент.
47   Работа с природным материалом.
48   “Декоративные листья”
49   Аппликация из соломки по сказкам А. С. Пушкина.
50   Аппликация “Золотая рыбка”
51   Работа с различными природными материалами.
52   Композиция из семян “Мухомор”
53   Изготовление новогодних игрушек из различных материалов.
54   Поделки из яичной скорлупы “Ежик”
55   Поделки из яичной скорлупы “Рыбка”
56   Поделки из яичной скорлупы “Клоун”
57   Поделки из различных материалов.
58   Изготовление бус на ёлку.
59   Изготовление игрушки- сувенира.
60   Изготовление игрушки- сувенира “Елочка”
61   Работа с ТБО.
62   Зверушки из пробок.
63   Зверушки из пробок. “Далматинцы”
64   Зверушки из пробок. “Далматинцы”
65   Поделки из коктейльных трубочек.
66   Поделки из коктейльных трубочек. “Цветы”
67   Вязание крючком.
68   Основные приёмы вязания.
69   Вязание крючком.
70   Изделия из цепочки.
71   Вязание крючком.
72   Забавные поделки.
73   Вязание крючком.
73   “Страусёнок”
74   Вязание по кругу.
75   “Солнышко”
76   Вязание по кругу.
77   Салфетка.
78   Вязание на спицах.
79   Материалы и инструменты.
80   Вязание на спицах.
81   Основные приёмы вязание на двух спицах.
82   “Сказка о добром клубке”
83   Набор петель начального ряда.
84   Платочная вязка из лицевых петель.
85   Платочная вязка из лицевых петель.
86   Платочная вязка в полоску.
87   Платочная вязка в полоску.
88   Изнаночная петля.
89   Вывязывание изнаночной петли.
90   “Резинка”.
91   Вывязывание “резинки”.
92   Накид - друг петель.
93   Два способа выполнения накида.
94   Прибавление петель.
95   Убавление петель.
96   Закрепление петель последнего ряда.
97   Закрепление петель последнего ряда.
98   Вязание шарфика для куклы.
99   Завершение работы.
100   Пряжа и фантазия.
101   Человечки из кисточек.
102   Учимся работать с кожей. Секреты мастерства.
103   Подготовка материала и инструмента.
104   Украшение из кожи.
105   Изготовление бус.
106   Мозаика из кусочков кожи.
107   Панно “ Садовые цветы”
108   Мозаика из кусочков кожи.
109   Панно “У Лукоморья”
ПО   Мозаика из кусочков кожи.
111   Закладка для книги.
112   Техника “Макраме” С чего начинают плетение.
113   Подбор материалов и инструментов.
114   Закрепление нитей на основе.
115   Как удлинить или укоротить нити.
116   Азбука макраме. Простой узел.
117   Узел “Капуцин”
118   Спиральная цепочка.
119   Двусторонняя цепочка.
120   Цепочка “змейка”.
121   Репсовый узел.
122   Горизонтальный репсовый узел.
123   Диагональный репсовый узел.
124   Цветы из диагональных брид.
125   Одинарный плоский узел.
126   Двойной плоский узел.
127   Сетка из плоских узлов.
128   Сетка из плоских узлов.
129   Сетка “шахматка” из двойных плоских узлов.
130   Сетка “шахматка” из двойных плоских узлов.
131   Объёмный цветок из горизонтальных брид.
132   Объёмный цветок из горизонтальных брид.
133   Ажурная цепочка из колец.
134   Оформление изделий фестонами, кистями, бахромой (панно, кашпо).
135   Настенные украшения из плетёных цветов и листьев.
136   Настенные украшения из плетёных цветов и листьев.
137   Плетение в кольце и по кругу.
138   Плетение по кругу “ котик” начало работы.
139   Плетение по кругу “ котик”.
140   Работа с журналами мод.
141   Объемное макраме.
142   Разработка объемных игрушек на основе плоских настенных.
143   Плетение объемных игрушек.
144   Экология и мы. Плетение из старых капроновых колготок.
145   Плетение цветного полотна.
146   Самост. разработка и изготовление поделок на основе собственного замысла
147   Самост. разработка и изготовление поделок на основе собственного замысла
148   Викторина по всем темам кружка.
149   Подведение итогов, подготовка работ к выставке.
150   Выставка работ.

Используемая литература

  1. Краузе А. Макраме. - Ташкент: Ташкент, 1987 г.
  2. Кузьмина М. Азбука макраме. - М.: Легпромиздат, 1993 г.
  3. Нагибина М.И. “Чудеса для детей из ненужных вещей” Академия развития. 1998 г.
  4. Нагибина М.И. “Чудеса из ткани своими руками ” Академия развития. 1998 г.
  5. Тарасенко С.Ф. “Вязанная игрушка” Издательство “Полымя” 1997 г.
  6. Тюрина Н. Основы художественного ремесла. “Чудо кожа” “ACT Пресс” 1998 г.
  7. Волков И.П. Учим творчеству. - М.: Педагогика, 1998 г.
  8. Черныш И. “Поделки из природного материала” 2000 г. 9.Серия “Поделки своими руками” “Сталкер” 2005 г.
  9. Максимова М., Кузьмина М. Послушные узелки. - М.: ЭКСМО, 1997 г. 11 Шульце В. Серия “Легко и просто” “APT-Родник”. 2005 г.