Участие в реализации программы для одаренных школьников и молодёжи "Будущее Алтая"

Разделы: Внеклассная работа, Общепедагогические технологии


Нынешнее образование ориентировано на развитее личности. Современному обществу, как неоднократно в последние годы подчеркивал президент России Д. Медведев, нужен выпускник, самостоятельно мыслящий, умеющий видеть и творчески разрешать возникающие проблемы.

Программа для одаренных школьников и молодежи “Будущее Алтая” уже не первое десятилетие объединяет самых интересных, самых талантливых ребят, способных мыслить нестандартно, самостоятельно, способных соревноваться со сверстниками, общаться и сотрудничать с учеными, реализовать идеи и войти во взрослую жизнь успешными, востребованными современным обществом.

В ходе исследовательской деятельности в области филологии старшеклассник учится не только работать со словом, текстом, он формирует умение довести свою позицию до слушателя, учиться быть готовым к экспертной оценке своей работы, представляя на конкурсе презентацию своих исследовательских выводов. Повышается социальная компетентность учащихся, возрастает их авторитет среди сверстников.

Основная задача педагога при организации исследовательской деятельности – приобщить учащихся к объективным противоречиям развития научного знания и способам их решения.

С 2005 года мы участвуем в программе “Будущее Алтая”. За это время 10 исследовательских работ было представлено на суд жюри конкурса в секции “Филология”:

1. Б. Акунин “Провинциальный детектив” Признаки постмодернизма в романе. (Диплом I степени лауреата Всероссийского открытого конкурса “Первые шаги” - 2006).

2. Роль метафоры в поэзии Л. Мерзликина”.

3. “Хайку Б. Акунина в романе “Алмазная колесница” (Диплом III степени лауреата Алтайского края конкурса для одаренной молодежи и школьников “Будущее Алтая”).

4. “Мотив испытания любовью в произведениях И.С. Тургенева “Ася” и В. Набокова “Машенька”.

5. Мотив детства в главе “Мальчики” романа Ф.М. Достоевского “Братья Карамазовы” и рассказах В.М. Шукшина “Долгие зимние вечера”.

6. Проблема двойного времени в романе В.Набокова “Приглашение на казнь”.

7. Художественный мир поэзии Л. Мерзликина.

8. Признаки постмодернизма в поэзии рубежа XX-XXI веков.

9. Художественный мир поэзии В. Торшина.

10. Мотив звезды в поэзии Л.Мерзликина.

Выбирая тему исследовательской работы, необходимо, во-первых, изучить всю имеющуюся литературу по данному вопросу, чтобы знать, кто, по каким вопросам исследовал творчество данного автора и насколько твоя проблема является новой, актуальной. Во-вторых, необходима научная новизна в исследовательской работе. В-третьих следует представить собственное наблюдение над текстом.

К исследовательской работе предъявляется требование оригинальности и самостоятельности: постановка цели и задачи, обзор литературы по теме, постановка и выполнение исследовательской части. В процессе учебно-исследовательской работы выводы должны быть сделаны самостоятельно учеником под руководством учителя.

Итак, выбирается объект исследования, предмет исследования, определяются цели работы, задачи, за основу берется какой-то из методов исследования:

  1. Историко-типологический
  2. Структурно-семиотический (с элементами этимологического анализа, или с элементами интертекстуального анализа, или с элементами мифологического анализа).
  3. Сравнительно-исторический и другие.

В ходе работы над исследовательской темой “Литературный анализ цикла детективных романов Б. Акунина “Провiнциальный детективъ”, выпускница проявила филологическую и общую эрудицию, создав исследование, функционирующее на стыке филологии – культурологии – истории – философии.

45 источников было проанализировано автором работы, прежде чем была сформулирована тема исследования: “Признаки постмодернизма в цикле детективных романов Б. Акунина: интертекстуальность, ироничность и другие”

Поставив целью исследования: рассмотреть цикл детективных романов “Провiнциальный детективъ” как произведение постмодернизма, автор работы обосновала актуальность исследования – читательский интерес к произведениям Б. Акунина, наличие в них постмодернистских приемов, соседствующих с прекрасной стилизацией.

В выводах звучит заключение о наличии ироничности и интертекстуальности в цикле романов. Интеллектуальный читатель находит в них цитаты и намеки на известные исторические и культурные события, наслаждается блестящими стилизаторскими способностями автора.

Кроме двух основных признаков постмодернизма, автор выделяет еще целый ряд особенностей, обусловленных этим литературным течением и характерных только для “Провiнциального детектива”. Это “пересечение” актуальных проблем современности в тот век, где разворачиваются события цикла (девятнадцатый век); “посмодернистские корни” средств художественной выразительности; определенная символика цвета и “говорящие имена”.

Автор работы приходит к главному выводу: “Провiнциальный детективъ” не относится к классическому детективному жанру, так как многие правила традиционного детектива в нем нарушены.

Таким образом, исследовательская часть полностью соответствует целям и задачам работы.

На конкурсе ученица представляла презентацию своих исследовательских достижений как в стендовом варианте, так и в мультимедийном.

Не меньший интерес у школьников вызывают такие темы исследовательских работ, как “Анекдот как отражение базовых культурных ценностей” (английский язык - русский язык), “Древесный код в поэзии барнаульского поэта Виктора Торшина”, “Образ звезды в лирике Леонида Мерзликина”, “Путешествие в прошлое моей семьи”, “Тема детства в произведениях Ф. М. Достоевского и В. М. Шукшина”, “Проблема двойного времени в романе В.В.Набокова “Приглашение на казнь””, “Хайку Бориса Акунина” (По роману “Алмазная колесница. Том 2. Между строк”, “Автобусные артефакты”.

В исследовательской работе “Проблема двойного времени в романе В.В.Набокова “Приглашение на казнь”” предметом исследования стали пространственно-временная организация романа, его предметный мир, языковая ткань произведения. Автор работы приходит к выводу, что В.Набоков создал свою модель бытия, опирающуюся на идеи философии рубежа Х1Х-ХХ веков: двоемирие реального и идеального, дихотомия внутренней и внешней свободы и двойничество героя.

Автор исследовательской работы “Хайку Бориса Акунина” (По роману “Алмазная колесница. Том 2. Между строк” выделяет пять основных методов, использованных автором произведения для адаптации хайку к русскому языку, которые открывают возможности для создания нового жанра: “русское хайку”. Этот жанр может быть полезен уже тем, что будет развивать мышление читателя, приобщать его к процессу творчества. Ведь хайку направлено на создание различных ассоциаций, на поиск интертекстуальных и культурных связей с другими произведениями как литературы, так и культуры. В одном хайку можно обнаружить множество смыслов, и поиск их всех становится стартовой площадкой для развития творческих способностей читателя. В “русском хайку” не обязательно описывать ту страну, в которой оно родилось. Наоборот, гораздо эффективнее станет использование в нем образов традиционной русской культуры и сюжетных линий из произведений русских писателей. Это не будет повтором, так как хайку изменяет традиционные сюжеты до неузнаваемости, освежает их. Это даст возможность русскому читателю узнать свою родную литературу с другой стороны и вникнуть в те детали, на которые раньше читатель, может быть, не обращал внимания.

Чтобы помочь читателю в познании традиций Японии, Б. Акунин посвящает каждое хайку событиям, произошедшим в главе, после которой хайку и помещается в тексте “Алмазной колесницы”. Хайку – это больше чем просто поэзия, это способ достижения гармонии поэта с миром, особый способ мышления и видения мира.

Исследовательские работы учащихся школы представлены на краевых и Всероссийских конкурсах: “Озарение”, “Ступени”, “Юность. Наука. Культура”, “Будущее Алтая”, “Первые шаги”.

Итак, занимаясь учебно-исследовательской деятельностью, следует знать, что работа не может быть признана исследованием, если, во-первых, она является рефератом, во-вторых, если она содержит несостоятельное исследование, то есть такое, в котором не поставлены цели и задачи; цели и задачи не соответствуют исследовательской части; исследовательский материал не достаточен для аргументированных выводов; исследовательская методика имеет серьезные погрешности.

Благодаря сотрудничеству с программой “Будущее Алтая”, мы вышли на исследование творчества алтайских писателей и поэтов: В.М. Шукшина, Л.С. Мерзликина, В.Я. Торшина. Авторы этих исследовательских работ стали участниками Шишковских чтений 2007 и 2008 года, которые проводит краевая библиотека имени В. Шишкова.

В заключение следует еще раз отметить, что участие во всевозможных конкурсах и олимпиадах закрепляет в детях уверенность в своих способностях, осознание своей творческой индивидуальности. Продвижение их успехов на официальном уровне (призовое место) становится очередным кирпичиком в построении здания их мотивации саморазвития. Увеличивает активность ученика на уроке. Инициативность становится качественно новой.