Система формирования лингвориторической компетенции гимназистов

Разделы: Администрирование школы


Как формировать у школьников интерес к предмету? Как развивать творческие способности своих воспитанников? Как добиваться функциональной грамотности? Как совершенствовать правописные умения ребёнка? Ответ на эти вопросы ищет уже не одно поколение учителей. И отвечает, сообразуясь с задачами, поставленными обществом перед школой. Сегодня на фоне повсеместного снижения уровня речевой культуры особенно остро стоит проблема эффективного формирования лингвориторической компетенции обучающихся.

Для современного этапа развития методики преподавания учебных предметов характерно выдвижение на первый план компетентностного подхода к обучению. Проанализировав универсальный идеоречевой цикл «от мысли к слову», мы предлагаем синтезировать достижения антропоцентрической лингвистики, психолингвистики, когнитивной лингвистики, лингвопрагматики, лингвокультурологии, риторики и неориторики в рамках лингвориторической парадигмы. Последняя понимается нами как система научных координат, формирующаяся на пересечении двух осей: оси «языковая личность» и оси универсального идеоречевого цикла «от мысли к слову».

Именно поэтому нами на протяжении нескольких лет разрабатывалась система комплексной работы, направленной на речевое развитие учащихся, формирование коммуникативных умений гимназистов, повышение их языковой культуры, привитие любви к родному языку, что, на наш взгляд, и повышает общекультурный уровень гимназистов.

Руководствуясь принципом «Родная речь - Отечеству основа», мы внедряем технологию развития лингвориторической компетенции учащихся.

Доминирующая идея технологии заключается в речевом развитии гимназистов за счёт введения риторизации обучения на всех учебных предметах, регионального компонента, систематизации работы над культурой письменного речевого высказывания. Траекторию развития языковой личности в школе мы представляем следующим образом: от слабой языковой личности к языковой личности элитарного типа. И потому целью методики развития лингвориторической компетенции является развитие творческих способностей учащихся, формирование языковой, речевой, лингвистической, риторической и коммуникативной компетенции учащихся. Приложение 1.

Сегодня в образование пришли новые ценности и понятия: языковая личность, самостоятельное независимое мышление, лингвориторическая компетенция, творческие способности. Именно поэтому наряду с традиционными методиками необходимо внедрять новые эффективные методы работы, нацеленные на формирование сильной и гармоничной личности школьника. И работа по формированию лингвориторической компетенции играет здесь первостепенную роль.

Исходными психолого-педагогическими и методическими установками для отбора содержания разработанного нами пути стали приведенные ниже принципы обучения.

  1. Принцип системности, предполагающий наличие генетической связи предметов «русский язык» и «риторика». Данный принцип предполагает общий подход к отобранным языковым фактам, которые, относясь к области явлений общественно-исторического порядка, вместе с тем представляют систему лексических и грамматических норм общения. Сам процесс общения есть речь, явление индивидуально-психологического порядка. Таким образом, в основу обучения положен общий метод анализа языковых фактов, связанный с наблюдением за их правильной эксплуатацией в речевой деятельности.
  2. Принцип научной углубленности, который проявляется, во-первых, в отборе того теоретического материала как по лингвистике, так и по курсу риторики, на основании которого гимназисты могут дать теоретическое обобщение проявлению тех или иных языковых факторов в чужой и собственной речевой деятельности, а также обоснование изучаемых диалектных (региональных) закономерностей в их связи с общеязыковыми.
  3. Принцип научной углубленности не ведёт к перегрузке учащихся, если он сочетается с принципом коммуникативной направленности обучения. Усиление коммуникативного аспекта в обучении языку предполагает продвижение учащихся от уровней знания языка, характеризующихся смутным представлением о системе языковых и речевых фактов и явлений (1 этап) и знакомством с теоретическими знаниями о языке (2 этап), к уровням овладения языком (3 и 4 этапы)
  4. Принцип наращивания дидактических трудностей осуществляется, во-первых, при переходе от этапа к этапу обучения, во-вторых, предполагает усложнение видов учебной деятельности, связанный с речемыслительной деятельностью: от анализа текста-образца к конструированию собственного текста, созданию концепта.
  5. Принцип формирования филологического мышления, который предполагает осознанное и целесообразное владение языковой личностью механизмом речемыслительной деятельности на основе языкового и речевого чутья.

В обучении используем сознательно–практический метод, лингвистическая концепция которого базируется на идеях Л. В. Щербы, выделившего 3 цели обучения (практическую, общеобразовательную, воспитательную) и 3 объекта обучения (язык ↔ речь ↔ речевая деятельность), метод коммуникации/коммуникативности (Т.К. Донская, Е.А. Быстрова, В.Г. Костомаров, О.Д. Митрофанова), предполагающий такую направленность занятий, при которых цель обучения (овладение языком как средством общения) и средства достижения цели (речевая деятельность) выступают в единстве. Отсюда за единицу принимаются тексты разных жанров, овладение текстообразующими средствами осуществляется с позиций практического подхода (значимость для экзамена в форме и по материалам ЕГЭ), в подаче и расположении языкового/речевого материала обеспечивается концентризм. Данный метод опирается на теорию деятельности, деятельность трактуется с позиций мотивированности, целеустремлённости и иерархичности строения (Л.В. Выготский, А.А. Леонтьев).

В обучении используются следующие современные технологии:

  • мультимедийные средства;
  • коллективный способ обучения (КСО);
  • работа с поликодовыми текстами, в которых языковые знаки выступают не изолированно, а в единстве со знаками других семиотических систем. Для характеристики кода учитываются разные параметры: канал связи, коммуникативная проекция (коды восприятия и коды передачи информации, индексальные связи, т. е. это владение вербальными и невербальными средствами передачи информации;
  • равитие культуры диалога (диалог – это продуктивное обсуждение, имеющее в своей основе точно поставленные вопросы, направленные на совместный поиск правильных ответов. Диалоговое взаимодействие обладает большим творческим и развивающим потенциалом, т.к. требует оттачивания мысли, гармонии формы и содержания, резонанского совпадения вопросов и ответов, оптимальной аргументации и ясности выражения, единства эмоционального и рационального).

К преподаванию учебных дисциплин как гуманитарного, так и естественно – математического циклов в обновляющейся системе образования предъявляются особые требования к творческой деятельности учащихся. Творческая деятельность гимназистов - это не только пересказ, имитация, воспроизведение какого-то объёма знаний/текста, современных/классических образцов, а творческая самореализация языковой личности (работа над концептом, работа над структурой логического конспекта, составление ассоциативного ряда, текстовая деятельность в разных жанрах, защита проекта).

Использование инновационных педагогических технологий подтверждается высокими результатами, показанными гимназистами на едином государственном экзамене.

Стабильно высок процент поступления выпускников в вузы (в 2004 – 2005 учебном году – 96, 6 % , в 2005 – 2006 учебном году -100%, в 2006 -2007 учебном году – 100%, 2007 -2008 учебном году – 97 %, в 2008 – 2009 учебном году – 100 %); в рейтинге среди лицеев и гимназий Краснодарского края по результатам ЕГЭ – 2009 по двум предметам (русский язык и математика) гимназия занимает 4 место.