Урок внеклассного чтения в 5-м классе "Но без труда талант не впрок!" (по рассказу А.И. Куприна "Тапер")

Разделы: Литература


Цели урока:

обучающая – раскрыть характеры детей и взрослых, изображённых в рассказе Куприна “Тапёр”;

развивающие – формировать у учащихся умение аналитического чтения прозаического произведения, работать над развитием логического мышления;

воспитательная – воспитывать у учащихся интерес к творчеству писателя, любовь к литературе.

Тип урока: урок-анализ.

Оборудование: портрет писателя, мультимедийная установка, текст рассказа.

Эпиграфы:

1. Куприн – талант яркий, здоровый. (М.Горький)

2. Нет без трудолюбия ни талантов, ни гениев. (Д.Менделеев)

ХОД УРОКА

I. Организационный момент.

II. Работа над темой урока.

(На экране мультимедиа – портрет Куприна А.И.)

Учитель. Сегодня наш с вами урок посвящён рассказу Куприна “Тапёр”.

А вот тему урока я предлагаю вам определить самим. На доске записаны два эпиграфа, один (зачитать) относится к автору, другой (зачитать) относится к произведению.

Я сейчас прочитаю стихотворение. Вы в нём найдите строчку, созвучную эпиграфам, это и будет тема нашего урока.

Ребята, я очень рада
Войти в приветливый наш класс,
И для меня уже награда
Сиянье умных ваших глаз.
Я знаю, каждый в классе гений,
Но без труда талант не впрок,
Скрестите шпаги ваших мнений -
Мы вместе сотворим урок!

(Учащиеся определяют тему урока, учитель открывает её на доске)

*** Зачитывание первого эпиграфа

Учитель. “Куприн – талант яркий, здоровый”,- сказал о Куприне Максим Горький. Писатели создают свои произведения по–разному. Например, известный немецкий драматург Шиллер, когда писал, держал ноги в тазу с холодной водой. Великий французский писатель Виктор Гюго писал всегда при свечах, карандашом, при этом смотрел на бюст бронзовой собаки. Тургенев писал исключительно только тогда, когда приходило вдохновение. Куприн, по словам его дочери, снимал гостиничный номер или уезжал из Москвы в Сергиев Посад, ему нужна была тишина.

Об Александре Ивановиче Куприне нам расскажет …

Ученик. ___________.

***На доске – схема семьи Рудневых, с места – характеристика членам семьи.

Учитель. Какой изображена семья Рудневых?

Ученик. Семья Рудневых принадлежала к одной из самых безалаберных, гостеприимных московских семей. Аркадий Николаевич – глава семьи, известный всей Москве гурман, игрок и щедрый покровитель балетного искусства. Сердцеед, внешне обаятельный и умеющий очень “красиво” проматывать полученные в наследство деньги и приданое жены. Он любил, чтобы в доме было шумно и оживлённо. Ирина Алексеевна – тип аристократки, согласившейся на неравный брак. Мужа своего не уставала тайно и мучительно ревновать. Она почти никогда не выходила из своих собственных комнат, кроме официальных случаев. Урождённая Озлобишина, последний отпрыск знатного рода, она раз и навсегда решила, что общество её мужа и детей слишком “брютально”, поэтому равнодушно игнорировала его.

Учитель. Какими чертами характера, заметными в поступках и словах, отличаются сёстры Рудневых?

Ученик. Лидия Аркадьевна – старшая сестра. Она не выносила никакого шума и относилась к “милюзге” с холодным и вежливым презрением. Она говорила о Марксе и об аграрной системе и стремилась на высшие женские курсы, отличалась странным бессердечием по отношению ко всему загнанному, подвластному и принуждённому.

Татьяна Аркадьевна – полная, весёлая блондинка, которую вся прислуга обожала за её ровный характер и удивительное умение улаживать внутренние междоусобицы, чуткая, наблюдательная.

Двенадцатилетняя Тиночка – впервые допущена к устройству ёлки, поэтому волновалась больше всех, хлопотала и бегала за десятерых, попадалась ежеминутно кому-нибудь под ноги, и только усиливала общую суету, пылкая, дружелюбно относилась к мальчику.

Учитель. Какие отношения сложились между хозяевами и слугами? (Доброжелательные, доверительные)

Учитель. Почему Аркадий Николаевич не пригласил к себе в дом на  Рождество оркестр Рябова? (Поздно спохватился, его уже пригласили).

Учитель. Кто в дом приводит Тапёра? (Дуняша)

*** _____________ готовила описание тапёра.

Учитель. Каким изображён приехавший музыкант? (Зачитать)

Ученик. У тапёра – Юрия Азагарова – лицо было некрасивое, но выразительное и с очень тонкими чертами, несколько наивный вид придавали вихры тёмных волос, но большие серые глаза смотрели умно и не по-детски серьёзно. По первому впечатлению мальчику было 11-12 лет.

Учитель. Сколько лет было Юре? (14 лет). Как мальчик играл на фортепьяно?

Ученик. Мальчик бережно положил руки на клавиши, закрыл на мгновение глаза, и из-под его пальцев полились торжественные, величавые аккорды начала рапсодии, лицо его сразу стало светлым и прекрасным. Слушатели были очарованы игрой.

Учитель. И вот “не переставая играть, он увидел, как в залу вошёл пожилой господин…”. Прочтите описание этого господина. (На экране мультимедиа – иллюстрация)

Учитель. Зачитайте, как мальчик играл, когда на него смотрел Антон Григорьевич Рубинштейн? (Сначала робко, а затем уверенно)

(На экране мультимедиа – иллюстрация)

Учитель. Что дала мальчику встреча с талантливым музыкантом? (Она перевернула его жизнь. Известный пианист помог юному музыканту раскрыть свой талант)

Учитель. Зачитайте последний абзац рассказа.

*** Чтение учащимися последнего абзаца рассказа.

Учитель. Кто главный герой рассказа? (Азагаров)

Учитель. Из чего это видно? (Название рассказа подтверждает это)

Учитель. Давайте сейчас вместе составим синквейн.

1. Азагаров.

2. Талантливый, трудолюбивый.

3. Очаровывает, удивляет, располагает.

4. Талант и труд рядом идут.

5. Музыкант.

Учитель. Почему Аркадий Николаевич не разрешил Юрию играть целый вечер? (Берёг его. “Но ведь это безбожно заставлять его играть танцы”)

Учитель. Как автор относится к своим героям? (С любовью)

Учитель. Как вы думаете, любил ли Куприн музыку? (Да)

Учитель. Благодаря чему Азагаров стал известным? (Благодаря своему трудолюбию и помощи Рубинштейна)

Учитель. _________приготовила для нас сообщение об Антоне Григорьевиче Рубинштейне.

*** Рассказ ученика сопровождается показом портретов Рубинштейна через мультимедиа.

Ученик. Антон Григорьевич Рубинштейн родился в одной из западных губерний в небогатой, но культурной семье. Музыкальное дарование Антона проявилось очень рано. Его первой учительницей была мать, дававшая ему уроки игры на фортепьяно. Затем два года вместе с младшим братом Николаем Антон Рубинштейн учился музыке в Берлине.

Вернулся он в Россию двадцатилетним юношей, организовал Русское музыкальное общество, по его инициативе в России, в Петербурге, была открыта первая консерватория, а через несколько лет консерватория была открыта и в Москве.

Выступления Антона Григорьевича Рубинштейна в России и за рубежом проходили с огромным и неизменным успехом. Во всём мире за ним прочно укрепилась слава “царя пианистов”. Игра Рубинштейна безраздельно покоряла слушателей мощью, богатырским размахом, героическим подъёмом, нежностью и изяществом.

Учитель. Я предлагаю вам послушать выступление Антона Григорьевича Рубинштейна.

*** Звучит запись выступления А.Г.Рубинштейна.

Учитель. Готовясь к уроку, мы подобрали высказывания известных людей о труде и таланте.

Труд – это источник всех радостей, всего лучшего в мире. (М.Горький)

Работа – это главное в жизни. (Э.Хемингуэй)

Труд – отец счастья. (Б.Франклин)

Если действовать не будешь, ни к чему ума палата. (Ш.Руставели)

Лёгким трудом счастья не добудешь. (К.Федин)

*** Высказывания показываются через мультимедиа.

Учитель. Какая мысль объединяет эти высказывания? (Нужно очень много трудиться, чтобы достичь желаемых результатов в жизни)

III. Подведение итогов урока.

IV. Домашнее задание: письменно ответьте на вопрос “Что сказал великий пианист юному музыканту?”.