Конспект урока по русскому языку во 2-м классе по теме "Корень". Признаки однокоренных слов"

Разделы: Начальная школа


Цели:

1) дать определение корня слова: формировать умение подбирать однокоренные слова, выделять в них корень;

2) пополнение словарного запаса, работа над развитием связной речи учащихся;

3) воспитывать любовь к природе.

ХОД УРОКА

ОРГМОМЕНТ. Слайд 1. Презентация

1. Чистописание.

- Догадайтесь, какие буквы спрятались: Н/Р (Н И Р).

- Какая лишняя? Почему?

- Дайте характеристику буквам Н, Р.

слайд 2

Работа в тетрадях:

а) записали число, классная работа;

б) ря ор на.

- Какой слог лишний? Почему?

(Объяснение лексического значения слова ор. Ор – крик, громкий, с криком, разговор)

слайд 3

2. Знакомство с новым словарным словом.

а) Учитель загадывает загадку:

Осень в сад к нам пришла,
Красный факел зажгла.
Здесь дрозды, скворцы снуют
И, галдя, его клюют. (Рябина)

слайд 4

- Прочитаем слово орфоэпически.

- Назовите опасное место в слове рябина.

(Рябина – дерево или кустарник семейства розовых с гладкой серой корой, с перистыми листьями и ярко-красными ягодами. Считается, что слово рябина произошло от слова рябчик (рябой), т.к. ягоды рябины служат в зимнее время главной пищей рябчиков, и охотники часто видели эту птицу около рябины)

- Какую безударную гласную напишем?

- Прочитаем слово орфографически.

б) Звукобуквенный анализ слова рябина.

Рябина [ р’ и б‘ и н а ] – 3 слога, 3 гласных, 3 согласных, 6 букв, 6 звуков.

слайд 5

3. Наблюдение над однокоренными словами, значением корня.

- Какие части растения вы можете назвать?

Учитель загадывает загадку:

Я у дуба, я у зуба,
Я у слов и у цветов.
Я упрятан в темноту
Я не вверх, а вниз расту. (Корень)

Слово корень многозначное:

1) подземная часть растения;

2) внутренняя, находящаяся в теле часть зуба, волоса, ногтя;

3) часть слова.

слайд 6

- Как вы думаете, о чем мы будем говорить на уроке?

На доске проблемные вопросы:

1) Что такое корень?

2) Роль корня в слове.

3) Как выделить в слове корень?

слайд 7

 

- Как вы думаете, какое значение имеет для растения, для зуба и т.п. корень?

- Это важная, необходимая часть.

Работа на доске.

- Жил-был корень -сад-. Один догадливый человек решил посадить его. Выросло необыкновенное словесное дерево. Вместо ветвей росли на нем слова. У всех была общая часть, та, что человек посадил сначала.

(На доске появляется “дерево”, на нем однокоренные слова.)

Как-то много лет назад
Посадили странный сад.
Не был сад фруктовым,
Был он только словом.

Это слово,
Слово – корень,
Разрастаться стало вскоре
И плоды нам принесло –
Стало много новых слов.

Вот из сада вам рассада,
Вот еще посадки рядом,
А вот садовод,
С ним садовник идет.

Очень интересно
Гулять в саду словесном.

- Хотите сами стать такими садовниками? Попробуйте подобрать однокоренные слова к слову сад.

слайд 8

- Прочитайте только корень -сад-. Вы поняли, что означает это слово?

- Попробуйте закрыть корень и прочитать оставшиеся части. Ясен ли смысл слова?

Вывод: В корне заключен смысл слова. Это главная часть слова. От него “растут” другие слова.

- Сравните своё определение с тем, которое дали авторы учебника.

- Запишите в тетрадь слово-корень -сад-, однокоренные слова к этому слову и выделите корень.

- Вернемся к слову рябина.

- Как вы думаете, какой корень в слове рябина? Что нужно сделать, чтобы правильно выделить в слове корень? (Устно дети подбирают однокоренные слова к слову рябина)

рябина

рябинка

рябинушка

рябиновый

рябинник

(- заросль деревьев рябины;

- большой серый дрозд)

слайд 9

- Запишите эти слова в тетрадь и выделите корень.

- Физкультминутка.

слайды 10-18

Работа на доске.

- Прочитайте слова:

мороз

морозный

заморозки

морозильник

морж слайд 19

- Вова в этих словах выделил корень -мор-. Прав ли он?

- Нет. Когда ищешь в слове корень и подбираешь однокоренные слова, надо вдумываться в смысл слова.

- Какое слово лишнее? (Морж)

- Выделите в оставшихся словах корень (-мороз-).

- Найдите в этом столбике слово, лексическое значение которого я прочитаю:

Легкий утренний мороз осенью или весной. (Заморозки)

- Составьте предложение с этим словом.

- Запись в тетрадях: В октябре были первые заморозки.

- В слове заморозки выделите корень.

- Кто из вас пробовал ягоды рябины?

- Какие они на вкус?

- А что происходит с ягодами после первых заморозок?

- Кто любит лакомиться ягодами рябины?

Учитель загадывает загадку:

Чернокрылый, красногрудый
Не боится он простуды!
Как начнутся холода,
Прямо с севера – сюда. (Снегирь)

- Подберите однокоренные слова к слову снегирь:

снегирь

снегирёк

снегирёнок

слайд 20

- Запишите эти слова в тетрадь, выделите корень.

- Составьте предложение по схеме: Стайка каких? снегирей прилетела на р..бину. (Подбор прилагательных)

- Запишите своё составленное предложение в тетрадь.

слайд 21

4. Итог урока.

- Что такое корень?

- Роль корня в слове.

- Как выделить корень в слове?

слайд 22

5. Домашнее задание: “Вырастить словесное дерево” из слова-корня: 1) -стол- 2) -лес-.

слайд 23