"Горит его звезда…" О Христианских мотивах в лирике Н.Рубцова

Разделы: Литература


В век сотовых телефонов, домашних кинотеатров, компьютеров особенно остро встает проблема внутренней, нравственной сущности человека. И в последние годы особенно радует, что наше общество все-таки возвращается к нетленным человеческим ценностям, к христианским идеям. Николай Рубцов является одним из немногих поэтов, чья лирика проникнута устремленностью к идеалам христианства. Не поэтому ли вот уже несколько десятилетий мы продолжаем читать стихи Николая Рубцова, который был интересен современникам и близок нам, читателям XXI века?

Христианство – религия любви и помощи ближнему, откровения и преодоления смерти и мрака незнания, религия обновления. Может, поэтому оно быстро распространилось на Руси. Христианство – это прикосновение человека непосредственно к Божественному. И если человек прикасается к Божественному, он открывает для себя смысл своего существования, бесконечную ценность каждой человеческой души, цель мироздания, познает смысл труда и красоту человеческих отношений и творчества.

Основополагающим принципом христианской морали является любовь к Богу и ближнему. Эта высшая любовь обусловлена осознанием братства всех людей как общины единого Бога. Такой высокой любовью к человеку и проникнута поэзия Н.Рубцова.

О многом заставляет задуматься его стихотворение “Русский огонек”. Сюжет его незамысловатый. Заблудившийся зимой в глуши путник входит в первую избу, попавшуюся ему на дороге. В ней он встречает старую хозяйку, много пережившую, потерявшую родных, однако не переставшую верить в людей, в добро и мир. Она от души предлагает ему:

– Вот печь для вас и теплая одежда.

И тут же задает путнику вопрос, обжигающий его душу:

– Скажи, родимый. Будет ли война?

За оказанную помощь старая женщина денег не взяла. И пораженный лирический герой восклицает:

За все добро расплатимся добром,
За всю любовь расплатимся любовью…

Вот как проявляется русская христианская душа! Вот он, “русский огонек”, – огонек доброты, мудрости, веры… Неслучайно, что один из известных критиков причислил “Русский огонек” к лучшим антивоенным стихотворениям.

Берет за душу читателей и другое стихотворение поэта – “Добрый Филя”. Его главный герой Филя любит мир и верит в его справедливость. Он добр по натуре и счастлив в своем “лесном хуторке”, который задремал “меж звериных дорог”.

С появлением на Руси христианства возникает и церковь. Церковь становится микромиром, но вместе с тем она является и макрочеловеком. Большой и малый миры, Вселенная и человек соединяются в церкви! Все здесь взаимосвязано, все напоминает человеку о величии мира и значительности в нем его судьбы.

Образы Церкви, Собора, Храма являются сквозными в лирике Николая Рубцова. Храм у него олицетворяет Русь, ее святость, ее связь со Вселенной и человеком.

С мостика идет дорога в гору.
А на горе – какая грусть!
Лежат развалины собора,
Как будто спит былая Русь!

(“По вечерам”)

Поэтому до боли жаль “разрушенных белых церквей”, он называет храм “удивленным, белокаменным”, но этот храм, как деревня и Россия, разорен и погружен в сон. Однако наряду с горечью в стихах поэта мы чувствуем надежду на то, что “купол церковной обители” вновь возвысился над Русью, вновь возродится христианская русская душа!

Ключевым во многих стихотворениях Н. Рубцова является слово “душа”:

Есть пора – души моей отрада:
Зыбко все, но зелено уже?
Есть пора осеннего распада.
Это тоже родственно душе.

(“Слез не лей”)

Душа, как лист, звенит, перекликаясь
Со всей звенящей солнечной листвой,
Перекликаясь с теми, кто прошел,
Перекликаясь с теми. Кто проходит…

(“Старая дорога”)

Повторение слова “душа” неслучайно. Этим рефреном поэт настраивает читателя на добро и участие к людям. Душа поэта зовет нас к состраданию и пробуждает нашу совесть.

Вселенная создана Богом, а человек в ней – лишь частица мироздания. Он ощущает свое материальное и духовное родство с окружающим его миром, с природой. Лирический герой стихотворения Николая Рубцова особенно тесно связан с миром, природы, олицетворяет свою печаль с шумом темного леса:

С каждой избою и тучею,
С громом, готовым упасть,
Чувствую самую жгучую,
Самую смертную связь.
Россия! Как грустно!
Как странно поникли и грустно
Во мгле над обрывом безвестные ивы мои!

(“Я буду искать…”)

Ему слышатся в лесу “осин тоскливых стоны и молитвы”, хочется запеть “про тонкую рябину или про чью-то горькую чужбину”. Ему видится, как “закачалась над омутом ель”. Рассказывая о буре и грозе, которые несут гибель деревьям, он вздрагивает от жалости: “Ночью я видел: ломались березы!”. Он смотрит на рухнувшие после грозы липы и с болью вопрошает: “…за что?” В стихотворениях поэта “глохнет покинутый луг”, “замерзают георгины”. Он с грустью вспоминает:

Отцветет да поспеет
На болоте морошка,
Вот и кончилось лето,
Мой друг!

Ему хочется покоя, он отдыхает душой, “когда на окне стоят цветы герани”. Его грусть светлеет, когда “цветут цветы”, но вдруг слишком явственно в нем “отзовется увяданье/ Цветов, белеющих во мгле”.

Признак увядания – облетающие с деревьев листья – печалят поэта: он предчувствует “сон золотой увяданья”, т.е. смерть, и вспоминает о былой любви в своей жизни: “Спелой клюквой, как добрую птицу, / Ты с ладони кормила меня…”. Он помнит, как спешил нарвать “для милых уст/ Малины крупной молодой и сладкой”, в его видениях “манят, вспыхнув/ Ягоды малины”. Но суровая действительность берет свое:

Красные цветы мои
В садике завяли все.

(“В горнице”)

А в печальном стихотворении “Улетели листья” поэт сравнивает неизбежность “умирания” природы и трагическую развязку человеческих отношений:

Улетели листья с тополей-
Повторилась в мире неизбежность…
Не жалей ты листья, не жалей,
А жалей любовь мою и неясность!
Пусть деревья голые стоят.
Не кляни ты шумные метели!
Разве в этом кто-то виноват,
Что с деревьев листья улетели.

Глубоким смыслом наполнено его стихотворение “Старая дорога”. Старая дорога – это образ времени и истории, судьбы Родины. Она символизирует вечность. Нетленность мира, земли – Родины, ее судьбы и избранного пути. Этот образ “раз и навсегда запечатлен в душе, / Которая хранит всю красоту белых времен…” Меняются времена, проходят эпохи. Но “ голубые вечности глаза” всегда будут сиять, не умрет русский дух:

Здесь русский дух в веках произошел,
И ничего на ней не происходит.
Но этот дух пройдет через века…

Поэт прекрасно понимает, что он должен рано или поздно покинуть этот мир. Однако он воспринимает это спокойно и мудро. Такими грустными чувствами проникнуты его стихотворения “Старая дорога”, “Доволен я буквально всем…”, “Видения на холме”, “Над вечным покоем”.

Вселенная, Божье мироздание предстают в творчестве Николая Рубцова через образ-символ звезды. Звезда у поэта олицетворяет и судьбу, и красоту, и счастье, и образ Руси:

И надо мной
бессмертных звезд Руси,
Спокойных звезд
безбрежное мерцанье…

Звезда также символизирует всю Землю и человечество:

Звезда полей горит, не угасая,
Для всех тревожных жителей земли…

Когда читаешь стихи Николая Рубцова, то невольно задумываешься о вечном. Без поучений и назиданий его поэзия призывает нас к состраданию и совестливости, помогает в хаосе современности открыть для себя гармонию окружающего мира. Человек нередко обращается к заклинаниям, молитвам, обладающим магической силой и помогающим ему достичь цели в жизни. Изучая стихи Николая Рубцова, мы воспринимаем их как своеобразные гимны-заклинания, впитываем заложенные в них христианские ценности – добро, любовь, сострадание.

Лирика Н. Рубцова утверждает и будет утверждать любовь, творчество и ценность души в их изначальном значении. Внутренняя наполненность, неутолимое стремление поэта к воскрешению истинных христианских идеалов делают стихи Рубцова вечными.