Интегрированный урок музыки и логопедии по теме "День рождения слона"

Разделы: Музыка, Логопедия


(Использование игр-упражнений для развития мелкой моторики и формирования фонематического слуха при коррекции нарушений речи у учащихся первого класса)

Ход урока

Организационный момент.

Вот и проснулись …
Где были? В сказке!
Выспались щёчки,
Выспались глазки,
Выспались ручки,
Выспались ножки…
Доброе утро милые крошки!!!

Выспался носик,
Выспалась шейка…
Ай, потягушка, ты не болей-ка!
Выспались бровки,
Выспались ушки…
Ай, потягушки, ай, порастушки!!!

День большой – большой, если рано встать.
И малюю-ю-юсенький такой, если долго спать!
Ой, какие мы большие - не малюсенькие!
Вот такие, вот такие, вот такусенькие!

- Занятие у нас с вами сегодня не обычное: мы сегодня познакомимся с замечательными друзьями, которые вместе живут на одном острове в Мультландии! А вот и они (приложение №1). Перечислите, кого вы видите на картинке? (обезьянка, тигр, черепаха, лягушонок, слон, попугай, бегемот). Каким одним словом их всех можно назвать? (животные) Сегодня у Слона День рождения и все его друзья пойдут к нему на праздник. Давайте и мы прогуляемся вместе с ними! (приложение №2)

- Дюдюка хочет помешать, Тигрёнку с Обезьянкой добраться до домика Слона, но мы можем воспрепятствовать ей, сделать это! Для этого нужно заглянуть в Волшебные конверты. Начнём с конверта №1. Отгадайте загадку:

Пять да пять – родные братцы, так все вместе и родятся
Если вскапываешь грядку – держат все одну лопатку.
Не скучают, а играют вместе все в одни игрушки.
А зимою всей гурьбою дружно прячутся в теплушки.
Вот такие «пять да пять», угадайте, как их звать? (пальцы)

- Да ребята, это пальцы. А вы как догадались? Почему пальцы родными братьями называют? (потому что у всех пальцев каждой из рук одна «мама» - кисть)

- О каких теплушках идет речь в загадке? « А зимою всей гурьбою дружно прячутся в теплушки? » (варежки). Чем варежки отличаются от перчаток?

- Вы любите играть? (да). А сейчас мы будем играть с нашими пальчиками!

«Пальчик – мальчик»

- Пальчик - мальчик, где ты был?
- С этим братцем в лес ходил,
- С этим братцем щи варил,
- С этим братцем кашу ел,
- С этим братцем песни пел.

На первую строчку показать большие пальцы на обеих руках затем поочередно соединять их с остальными пальцами. (3 раза- левая, правая, вместе)

«Капустка»

Мы капустку рубим – рубим,
Мы капустку солим – солим,
Мы капустку трем – трем,
Мы капустку жмём – жмём. (2 раза)

Движения прямыми ладонями вверх – вниз, поочередное поглаживание подушек пальцев, потирать кулачок о кулачок. Сжимать и разжимать кулачки.

- Молодцы, вы замечательно справились с первым заданием! Давайте проверим, удастся ли Тигрёнку с Обезьянкой избежать ловушку. Внимание на экран! (приложение №3)

- И снова Дюдюка устроила препятствие для Тигрёнка с Мартышкой, давайте быстрее найдём волшебный конверт с тем числом, которое идёт после цифры 1? Конверт №2. Загадка:

Кружатся в воздухе морозном.
Падают на землю кружевные звёзды.
Вот одна упала на мою ладошку.
Ой, не тай, не тай, подожди немножко! (снежинка)

Дети берут снежинки на ниточках и долго дуют на них, наблюдая за кружением снежинок, пока педагог читает стихотворение.

«Подуй на снежинку»

(1.на выдохе произносим звук «С» 2.звук «Ш» на выдохе).

- Ребята, сейчас я буду называть много разных слов, а вы хлопните в ладоши , если услышите слова, в которых есть звук Ш и топните ногой услышав звук С (песня водички) .

(Ответы могут быть групповыми и индивидуальными. Для индивидуальных ответов рекомендуется вызывать тех детей, у которых недостаточно сформирован фонематический слух, а также тех, кто неправильно произносит эти звуки).

Снег, пол, мел, шорох, лом, роса, коза, снегирь, крыша, бочка, земля, фарш, сушка.

- Мне понравилось, как вы справились с этим заданием, а помогло ли это нашим героям? (приложение №4)

- Какая цифра следует за 2? Открываем конверт №3 и читаем задание: вам нужно взять в руки снежинки, внимательно слушать стихотворение и правильно выполнять перечисленные движения. Но, помните, что любая ваша ошибка может помешать друзьям попасть на день Рождения к другу!!!

Мы снежинку увидали,-
Со снежинкою играли.
Дети берут снежинку в руку. Вытянуть снежинку вперед перед собой, сфокусировать на ней взгляд.

Снежинки вправо полетели,
Дети вправо посмотрели.
Отвести снежинку вправо, проследить движение взглядом.

Вот снежинки полетели,
Глазки влево посмотрели.
Отвести её влево.

Ветер снег вверх поднимал
И на землю опускал…
Поднимать снежинки вверх и опускать вниз.

Дети смотрят вверх и вниз.
Всё! На парту улеглись.
Покружиться и присесть, опустив снежинку на пол.

Глазки закрываем, глазки отдыхают.
Закрыть ладошками глаза.
Глазки открываем, мультфильм смотреть мы продолжаем!!!

(приложение №5)

- Ребята, давайте скорее выручать Слона, пока он совсем не расстроился и не расплакался. Конверт №4. Задание: Вам нужно выполнить артикуляционную гимнастику! И найти «четвёртый лишний » (предмет, картинку, слово)

Собираясь в первый класс,
В свой портфель кладёт Тарас
Самый первый свой букварь.
Не забыл он про фонарь,
Про ручку и тетрадки.
Вздохнул: «Ну, всё в порядке!»
Загляни в портфель, Тарас!
Несёшь ошибку в первый класс!!!

Дочки помогали маме:
Мыли, вытирали сами
Все тарелки, чашки, ложки,
И ещё грязнулю-кошку.
Очень девочки хотели,
Чтоб на кухне всё блестело.
Так старались, так спешили-
Что-то лишнее помыли.

-В слове кошка, какой звук находится в середине слова? А в слове ложка? В каком из этих четырёх слов вообще не встречаются звук Ш: чашки, тарелки, ложки, кошка?

Однажды вечером Кирилл
С серьёзным видом говорил:
-Я знаю точно, что в лесу
Встретишь рыжую лису,
Волка с острыми зубами,
Корову с крепкими рогами,
И быстроногого оленя.
Но почему смеётся Лена?
В чем ошибка у Кирилла,
Что так Лену рассмешило?

- Где живут лиса, волк и олень? Как мы называем животных, которые живут в лесу? (дикие). А корова это тоже дикое животное? (домашнее). Почему? (потому что за ней ухаживает человек)

(приложение №6)

- Тигрёнок, не переживай, ты действительно не виноват! Это хулиганка Дюдюка пытается поссорить вас и испортить Слону праздник. Мы с первоклассниками вам сейчас поможем! Под каким номером нам с вами нужно открыть следующий конверт? Правильно, под номером 5!!! (Ориентировка на листе бумаги).

Зима.

Оборудование: у каждого ребенка лист бумаги, домик, елочка, поляна (голубой овал), муравейник (серый треугольник).

«Путешествуя по земному шару Дюдюка попала в Сибирь. Жить ей пришлось в избушке. Избушка ее стояла в правом верхнем углу. Однажды проснулась Дюдюка ранехонько, умылась, оделась потеплее и пошла, посмотреть на зимний лес. Шла она по правой боковой стороне. Когда она дошла до правого нижнего угла, увидела маленькую елочку. Взмахнула Дюдюка правой рукой и засыпала елочку снегом. Повернула Дюдюка на середину леса. Там была большая поляна. Проговорила она волшебное заклинание и засыпала всю поляну снегом. Повернула Дюдюка в левый нижний угол и увидела муравейник. Взмахнула Дюдюка левой рукой, и покрыла муравейник снегом. Потом пошла Дюдюка вверх: повернула вправо и ушла домой отдыхать.»

-Молодцы, ребята, вы верно справились с этим сложным заданием! А как дела у наших героев?

(приложение №7)

- Дюдюка рассердилась на нас с вами из-за того, что мы помогаем друзьям-животным и сломала наш телевизор. А давайте используем следующий волшебный конверт, чтобы отремонтировать телевизор! Конверт №6. Вопрос: что такое ЗООПАРК? Ребята, кто знает, что такое ЗООПАРК? Вы когда-нибудь там были? Сейчас мы все вместе побываем в зоопарке!

Игра «Зоопарк»

На каждый ударный слог большой палец (1) поочерёдно соединяется со 2, 3, 4, 5; 5, 4, 3, 2-м пальцами. После двустишия — смена рук.

1-2     1-3     1-4     1-5

Мы в зверинце с мамой были,

1-5     1-4     1-3     1-2

Мы к животным там ходили.

1-2     1-3     1-4     1-5

В этом мире каждый важен —

1-5     1-4     1-3     1-2

Мы вам всех зверей покажем.

С длинной шеею жираф
Выступает, словно граф.
{вытягиваем шею, опускаем плечи)
Смотрит влево, смотрит вправо:
Нет ли тигра иль удава;
{поворачиваем голову влево и вправо)
Нет ли в небе самолёта,
{поднимаем голову)
Под ногами бегемота.
{опускаем голову)
И вращает головой —
Ищет веточки с листвой.
{вращаем головой)

«Зайчики»

Зайки серые сидят и ушами шевелят
Вот так, вот так и ушами шевелят.
Зайкам холодно сидеть, надо лапки им погреть.
Вот так, вот так, надо лапки им погреть.
Зайкам холодно стоять, надо зайкам поскакать,
Вот так , вот так, надо зайкам поскакать.
Зайку волк испугал, - (логопед имитирует рычание волка).
Зайка тут же убежал. (дети присаживаются на корточки)
Вот так , вот так , зайка тут же убежал!!!

(приложение №8)

- Ой, видимо очень сильное волшебство применила Дюдюка. Придётся нам ещё раз проделать то же самое задание!!! (выполняем игры «Зоопарк» и «Зайчики» ещё раз). Посмотрите внимательно на гостей пришедших на День рождения и скажите, есть ли среди них птичка? (показать приложение №1)

(приложение №9)

- Друзья могут остаться без вкусного праздничного пирога! Ребята, давайте скорее открывать волшебный конверт №7. Задание: это очень сильное заклятие может быть расколдовано только после исполнения песни про друзей! Ребята, а вы знаете песню о дружбе, о друзьях? Отлично! Примите позу исполнителей, выпрямите спинки и смело, весело пойте песню! Исполнение песни: «Песенка друзей (Если с другом вышел в путь) из х/ф «Приключения Электроника», муз. Е. Крылатова, сл. Ю . Энтина

(приложение №10)

- Ну, вот и подошло наше с вами занятие к концу. Но у нас остался последний конверт. Давайте откроем его! Письмо: «Ребятам школы №2. Вы отлично справились со сложными заданиями и помешали Дюдюке испортить мой самый любимый праздник - День рождения. Огромное вам спасибо, ребята! С уважением Слон»