Психологическое консультирование как одно из условий психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса

Разделы: Школьная психологическая служба


Мы имеем дело с внутренним миром человека. По-моему, это здорово, если в результате нашей работы нравственный стержень этого мира становится прочнее и надёжнее.
И. Вачков

Автор книги «Психологическое консультирование» Г.И. Колесникова дает следующее определение: «Психологическое консультирование – это область практической психологии, цель которой заключается в оказании консультантом психологической помощи клиенту в ходе специально организованной беседы, направленной на осознание клиентом сути проблемы и способов её разрешения».

Главной идеей, лежащей в основе психологического консультирования, является мысль о том, что практически любой психически здоровый человек в состоянии справиться с большинством возникающих в его жизни психологических проблем. Клиент, в силу различных причин, может не всегда осознавать истинную причину проблемы, наилучшие способы её разрешения, и именно в этом моменте ему нужна помощь специалиста.

Психологическое консультирование отличается от других видов психологической помощи тем, что клиенту отводится более активная роль и основная психокоррекционная работа проводится им самим, а при психотерапевтической работе ответственность за результат несёт сам психолог. Следовательно, за конечный результат консультирования ответственность лежит на клиенте, а психолог отвечает за правильность своих выводов о сути проблемы и профессиональную обоснованность рекомендаций по разрешению данной проблемы.

Соответственно, специфика психологического консультирования в нашем лицее заключается в следующем:

  • во-первых, кратковременность личных контактов клиента со мной, как с педагогом-психологом;
  • во-вторых, эпизодичность данных контактов;
  • в-третьих, практическая завершённость каждой встречи клиента с психологом;
  • в-четвёртых, активность клиента в процессе консультирования;
  • в-пятых, самостоятельность в действиях клиента, направленных на разрешение своей проблемы после консультирования.

В моей практике психологическое консультирование является важным компонентом, подтверждение тому данные диаграммы. (Приложение) Это обусловлено потребностью участников образовательного процесса (учащихся, их родителей, профессионально-педагогических работников) в получении психологической помощи, особенностями психологии учащихся, задачей улучшения психологического климата между учащимися и взрослыми. Инициаторами обращений выступают: мастера производственного обучения и преподаватели (54% от общего числа обращений), учащиеся (23%). В остальных 23% случаев консультация происходит по моей инициативе.

Данный вид деятельности (консультирование) – один из мощных инструментов моей работы, как педагога-психолога, с личностью. Оно позволяет мне через воздействие словом, через умелое построение диалога и системы вопросов, комментариев, интерпретаций, конфронтаций структурировать психическое состояние клиента, способствовать формированию адаптивных защитных механизмов и, соответственно, адекватного поведения личности.

В моей практике наиболее востребованными являются консультации по индивидуальным проблемам (внутренние конфликты, страхи, психологические травмы, проблемы межличностных отношений) и семейным проблемам (взаимоотношения с родственниками, взаимоотношения с детьми). Менее востребовано профконсультирование (повышение работоспособности, рекомендации «как вести себя при собеседовании с работодателем», определение цели дальнейшего профессионального и образовательного маршрута).

Ни для кого не будет открытием, что в учреждениях НПО зачастую обучаются сложные в личностном развитии и слабые по успеваемости учащиеся.

Проблемы, с которыми обращаются наши учащиеся, можно условно разделить на 3 категории: межличностные отношения, самопознание, профессиональное самоопределение. На первое место по актуальности ребята ставят проблемы личностного характера (39%), на второе место – взаимоотношения с родителями (27%). Вопрос отношений в группе волнует 21% учащихся, а с педагогами – 13%.

В совместной работе с обучающимися мы ищем ответы на вопросы: «Какой Я?», «Почему у меня нет друзей?», «Почему не складываются отношения в группе?», «Моя ли это профессия?».

Подводя итоги о проведённой работе (психологическая диагностика, консультирование) мною было отмечено, что наших учащихся отличает слабое психологическое здоровье. Им характерны: высокий уровень тревожности и эмоциональной неустойчивости (что приводит к дезадаптации), низкий уровень самооценки и мотивация к обучению. У некоторых обучающихся наблюдается апатия, «уход в себя».

В процессе консультирования выступаю не только в роли советчика, но и аналитика, выясняя причины социально-психологической дезадаптации обучающихся. Неблагополучие многих семей, чрезмерная занятость родителей и неблагоприятные семейные отношения провоцируют отчуждённость подрастающего поколения.

Часто приходится сталкиваться с ситуацией, когда психологическая консультация воспринимается с тревогой, вызывает опасения, так как человек (учащиеся, родители, работники лицея) не владеет информацией о том, в чем ему это может помочь. Поэтому важно для меня, создать условия для того, чтобы у него возникло желание решать свои проблемы в таком формате.

Для формирования мотивации к участию в психологическом консультировании предпринимаю следующие шаги:

  • организую в лицее внеклассные мероприятия (игры, беседы, встречи), на которых в занимательной форме знакомлю обучающихся с возможностями личности в решении важных вопросов, в саморазвитии;
  • выступаю на педагогических советах с проблемами адаптации первокурсников, раскрываю вопросы мотивационной сферы учащихся;
  • практикую психологические тренинги для разных групп (преподаватели, мастера производственного обучения, учащиеся);
  • провожу занятия с профессионально-педагогическими работниками в рамках заседаний «Школы педагогического мастерства», знакомлю с основами самоменеджмента, развиваю коммуникативную компетентность преподавателей.

Таким образом, организация психологического консультирования в лицее позволяет решать проблемы – дисциплины (учащиеся всё меньше нарушают правила внутреннего распорядка, то есть курят в отведённом месте, не ходят по корпусу в головных уборах); профориентации (в течение трёх лет лицей выполняет план по набору учащихся на новый учебный год); коррекции черт характера; микроклимат в группах учащихся и в профессионально – педагогическом коллективе (падает число притеснений учащихся со стороны сверстников, всё больше педагогов включаются в конкурсное движение).