Взаимодействие администрации и педагогического коллектива, ориентированное на совершенствование нормативно-правовой базы платных дополнительных образовательных услуг

Разделы: Администрирование школы


Цели:

  1. Совершенствование формирования системы информационно- аналитической деятельности как основного инструмента управления образовательным процессом.
  2. Изучение эффективности результатов педагогической деятельности, выявление положительных и отрицательных тенденций, определение «поля» проблем и поиск конструктивных путей их разрешения.

ЗАДАЧИ:

  1. Создание единого школьного информационного пространства на основе нормативно-правовой базы платных дополнительных образовательных услуг внутришкольного административного инспектирования., направленного на:
    • отслеживание динамики развития личности детей дошкольного возраста;
    • изучение состояния межличностных отношений всех участников образовательного процесса;
    • фиксирования уровня образованности на каждом этапе школьного обучения;
    • обеспечение психологической защищенности учащихся в образовательном процессе;
    • эффективную реализацию профессионально-деятельностного потенциала педагогического коллектива и администрации в образовательном процессе;
    • создание системы поощрения наиболее значимых педагогических результатов.
  2. Результативность:
    • стабильный уровень здоровья учащихся на протяжении двух лет;
    • стабильный на протяжении последних двух лет % качества итоговой успеваемости;
    • большой спрос населения на данный вид образовательных услуг.

Содержание

ИПМ-1. Актуальность темы.

Учиться работать эффективно-основная и главная задача нашего времени.

Анализ состояния проблемы качества образования убедительно указывает на причины ее происхождения в новых социокультурных условиях нашего сообщества. Этот кризис прежних систем ценностей и приоритетов; формирование новой философии общества, построенной на общечеловеческих и национальных ценностях; развитие приоритетов регионализации и муниципализации образовательных услуг; неравномерное развитие социально-экономических условий и в этой связи расслоение общества на богатых и бедных; развитие теории и практики управления на основе достижений и маркетинга; переход образовательных систем на прогрессивные модели и технологии и т.д.

Все эти причины дают достаточные основания для поиска эффективных механизмов оперативного управления развитием качества образования.

Уже в 1992 году в Законе Российской Федерации " Об образовании" провозглашается необходимость адаптивности системы образования применительно к особенностям развития и подготовки учащихся. Это возможно осуществить в адаптивной школе, которая оперативно учитывает в процессе управления возможности учащихся, ориентируется на удовлетворение их разнообразных потребностей и интересов, обеспечивает условия для их жизненного самоопределения и самореализации, создает благоприятный психологический климат педагогического взаимодействия всех субъектов образовательной среды ( Н.Н. Бояринцева , Т.М. Давыденко, Н.П. Капустина, С.Н. Митин, С.В. Красиков, Н.А. Рогачева, И.Б. Сенновский, Т.И. Шамова, Е.А. Ямбург и др.).

В нашей работе под оперативным управлением качеством образования мы понимаем целенаправленный, ресурсообеспеченный, спроектированный образовательный процесс взаимодействия управляющей и управляемой подсистем по обеспечению устойчивого развития качества запрограммированного результата ( норм, стандартов и др.) на основе платных образовательных услуг.

Поставщик – в системе образования это образовательное учреждение, представляющее образовательные услуги.

Потребители услуг – это учащиеся, их семьи. Услуга – это результат непосредственного взаимодействия поставщика и потребителя.

В нашей работе мы выделяем группу принципов управления развития платных образовательных услуг в ОУ, учитывающих специфику образования и сегодняшние реалии сложных общественных процессов.

Принцип демократичности и гуманности предполагает доступность обучения всех участников образовательного процесса, учет личностных и общих интересов в реализации целей, позволяет оптимально соотнести возможности выбора и способности распорядиться предоставленными правами и полномочиями в реализации платных образовательных услуг.

Принцип научности предполагает использование научно-практических достижений в области развития платных образовательных услуг, направленных на воспитание и обучение учащихся.

Принцип непрерывности и последовательности направлен на обеспечение качественного роста личности, преемственности содержания и методов обучения, воспитания и развития.

Принцип оптимальности и эффективности предполагает качественную реализацию данной технологии, которая приводит к достижению поставленной цели. Для побуждения желания деятельности создается заданная психологическая атмосфера.

ИПМ-2. Теоретическая интерпретация опыта.

Сущность опыта: Взаимодействие администрации и педагогического коллектива, ориентированное на совершенствование нормативно-правовой базы платных дополнительных образовательных услуг.

Условия формирования опыта: эффективное административное инспектирование обеспечивается его системностью и открытостью, регламентируется нормативно- правовыми федеральными, региональными и локальными актами, четким разграничением зон административной ответственности.

Теоретическая база опыта:

  1. Федеральные законы:
    • Гражданский Кодекс РФ;
    • Закон " Об образовании" РФ;
    • Закон " О защите прав потребителя".
  2. Министерства образования РФ, Правительства РФ,
    • Постановление Правительства РФ " Об утверждении правил оказания платных услуг в сфере дошкольного и общего образования "от 05.07.2001 №505;
    • Письмо МО РФ от 23.08.2000, № 22-06-922 " О соблюдении законодательства РФ в области образования при предоставлении платных дополнительных услуг в общеобразовательных учреждениях";
    • Письмо МО РФ от 16.12.1998, № 01-50-205 ин 32-03 "О недопустимости установления платы за образовательные услуги, оказываемые государственными и муниципальными образовательными учреждениями в рамках основных образовательных программ";
    • Письмо МО РФ от 15.12.1998,№ 57 " О внебюджетных средствах образовательных учреждений;
    • Письмо МО от 21.07.1995, № 52- м " Об организации платных дополнительных услуг".

Новизна: формирование новой законодательной базы по вопросу организации и оказания платных образовательных услуг.

Продуктивность опыта подтверждается повышением некоторых показателей качества образования:

  1. способствует общему развитию детей и позволяет им подняться до уровня " школьной зрелости", выявляет наиболее способных и одаренных детей, подготавливает учащихся к получению начального образования, к творческому труду в различных сферах учебной деятельности, создает конкретную преемственность учебных программ "Дошкольной гимназии" и начальной школы в обучении детей счету и письму;
  2. растет профессионализм членов педагогического коллектива, что подтверждают результаты аттестации;
  3. высокий рейтинг учреждения на рынке образовательных услуг города.

Трудоемкость опыта заключается в необходимости разработки достаточного количества локальных актов на основе тщательного отслеживания и проработки федеральной и региональной нормативно – правовой базы; в затрате большого количества времени для анализа и прогнозирования состояния образовательно – воспитательного процесса с целью внедрения платных образовательных услуг.

Возможность внедрения: опыт может быть использован в качестве модели создания платных образовательных услуг в общеобразовательных учреждениях, которые, как и мы, находятся в поиске путей повышения качества образования.

ИПМ-3. Основные направления контрольной деятельности платных образовательных услуг в школе (Что инспектируем?) 

В соответствии с Законом "Об образовании", письмом Министерства образования Российской Федерации от 10 сентября 1999 года № 22-06-87 "Об обеспечении инспекционно-контрольной деятельности" и Уставом МОУ "ТСООШ №3" регулирование взаимоотношений между участниками образовательного процесса платных образовательных услуг при проведении внутри школьного контроля и инспектирования осуществляется в порядке, установленным " Положением о контроль но- инспекционной деятельности в школе".

Направление 1. Реализация прав граждан на образование.

  1. Наличие нормативно-правовой базы платных образовательных услуг (Устав, локальные акты, приказы, распоряжения, письма федерального, регионального и муниципального уровней).
  2. Реализация требований нормативно – правовой базы по вопросам:
    • порядок приема и отчисления учащихся;
    • формы получения образования;
    • охрана прав детства;
    • охрана и укрепление здоровья учащихся и работников ОУ;
    • организация образовательно – воспитательного процесса;
    • работа с обращениями граждан о нарушениях государственных гарантий на образование.
  3. Реализация учебного плана:
    • обеспечение вариативности образования и преемственности между ступенями обучения;
    • соблюдение максимального объема нагрузки в зависимости от объема учебной недели.
  4. Соответствие расписания учебных занятий санитарным правилам и нормам.
  5. Реализация годового календарного учебного плана.
  6. Соответствие индивидуальных авторских, адаптированных и творчески переработанных программ государственным стандартам.

Направление 2. Внутришкольная документация.

  1. Классные журналы.
  2. Тетради учащихся
  3. Календарно-тематическое планирование.
  4. Поурочное планирование.
  5. Документация по финансово-хозяйственной деятельности.
  6. Алфавитная книга и документы по движению учащихся.
  7. Состояние трудовых книжек и личных дел работников школы.

Направление 3. Здоровье и здоровый образ жизни.

  1. Состояние физического развития учащихся.
  2. Уровень учебной и других нагрузо
  3. Уровень психологической помощи школьникам.
  4. Состояние микроклимата в школе и дома.
  5. Соблюдение санитарно-гигиенических требований.
  6. Совершенствование материально-технической базы, соответствие современным СанПиНам.
  7. Организация каникулярного времени учащихся.

Направление 4. Уровень обученности и воспитанности.

  1. Уровень индивидуальных особенностей учащихся, интересы, мотивы поведения, склонности, здоровье.
  2. Качество преподавания.
  3. Состояние учебно-методического обеспечения процесса обучения.
  4. Посещаемость.

Направление 5. Качество преподавания.

  1. Уровень научно-теоретических знаний.
  2. Состояние методической подготовки.
  3. Уровень мотивации обучения, формирования познавательного интереса, дифференциации и индивидуализации учебно – воспитательного процесса.
  4. Уровень владения современными технологиями.
  5. Состояние учебно-материальной базы.

Направление 6 .Условия обучения школьников.

  1. Сохранение контингента обучающихся
  2. Обеспечение учебниками.
  3. Санитарно-гигиенический режим в школе.
  4. Работа с одаренными детьми и их родителями.

Направление 7. Методическая работа

  1. Работа творческих групп.
  2. Самообразование.
  3. Повышение квалификации учителей.
  4. Работа педсовета.

Направление 8. Охрана труда.

  1. Назначение и работа лиц, ответственных за организацию безопасной работы.
  2. Выполнение должностных обязанностей работниками школы по охране труда.
  3. Работа по предупреждению детского травматизма

ИПМ-4. Организация контрольно-инспекционной деятельности платных образовательных услуг в школе (Как инспектируем?)

Основной формой инспектирования является инспекционный контроль – проверка результатов деятельности введения платных образовательных услуг в образовательном учреждении. Инспекционный контроль осуществляется директором школы (координирует инспекционную деятельность, распределяет зоны административной ответственности, несет ответственность за финансовую, материально-техническую сферу деятельности ОУ, издает приказы на основе результатов контрольно-инспекционной деятельности), его заместителями (в соответствии с зонами административной ответственности), а также другими специалистами в рамках полномочий, определенных приказом директора ОУ, и согласно утвержденному плану контроля.

При осуществлении процедуры контроля важными являются следующие условия:

  • ожидаемые результаты должны быть четко определены до начала процедуры и известны каждому педагогу;
  • в образовательном учреждении должны существовать необходимые организационные, материально-технические и другие условия для достижения ожидаемых результатов;
  • система контроля должна обеспечивать объективную оценку результатов труда работников ОУ, и каждый сотрудник должен быть уверен в этом;
  • результаты контроля должны быть доведены до контролируемого, представлять ценность для исполнителей, должны быть основанием для стимулирования.

Виды инспектирования.

Инспектирование в МОУ "ТСООШ №3" осуществляется в виде плановых или оперативных проверок, мониторинга, проведения административных контрольных работ, смотров и др.

Инспектирование в виде плановых проверок осуществляется в соответствии с утвержденным планом-графиком (ВШК, циклограммы изучения отдельных вопросов,комплексно-целевые программы и т.п.), который обеспечивает периодичность и исключает нерациональное дублирование в организации проверок и доводится до работников до начала процедуры инспектирования. Инспектирование в виде оперативных проверок осуществляется в целях установления фактов и проверки сведений о нарушениях, указанных в обращениях обучающихся и их родителей или других граждан и урегулирования конфликтных ситуаций в отношениях между участниками образовательного процесса. Инспектирование в виде мониторинга предусматривает сбор, системный учет, обработку и анализ информации по организации и результатам образовательного процесса для эффективного решения задач управления качеством образования. Инспектирование в виде административной контрольной работы осуществляется с целью проверки успешности обучения в рамках текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся.

Алгоритм осуществления некоторых видов контроля.

Тематический контроль.

Инспекторы: руководители школы.

I. Подготовительная работа организуется в течение недели:

  1. изучение нормативных документов, программ;
  2. изучение методических комплексов;
  3. изучение тематического и поурочного планирования, тетрадей;
  4. собеседование с учителем ;
  5. предварительное посещение уроков (выборочно).

II. Контроль проводится в зависимости от темы в течение 2-3 уроков, если тема большая – обязательно в начале и в конце изучения темы.

III. Подведение итогов через 2-3 дня после окончания проверки, согласно плану работы (на совещании при завуче, директоре; индивидуальное собеседование).

Может быть проведена повторная проверка в заранее установленные сроки с целью контроля за исправлением ошибок.

Текущий контроль.

Инспекторы: директор, заместители, руководители проблемных групп, учителя – предметники высоких квалификационных категорий.

I. Подготовительная работа (1 неделя):

  1. назначение комиссии;
  2. объявление цели проверки;
  3. знакомство с содержанием проверки (изучение нормативно – правовых документов, УМК);
  4. составление контрольных срезов, работ, тестов.

II. Проведение текущего контроля (не более 2 недель):

  • посещение уроков;
  • изучение оснащенности кабинета;
  • проверка документации (классные журналы, тетради, планы);
  • проведение проверочных работ;
  • анкетирование.

III. Подведение итогов (1-2 дня). Форма подведения итогов: совещание при директоре. При составлении справки или приказа необходимо сравнение с информацией предыдущей проверки. Определяется реальный срок для выполнения предложений.

Предварительный контроль.

Инспекторы: директор школы, учителя-предметники высоких категорий.

I. Подготовительная работа (1 неделя):

  1. изучение документации;
  2. собеседование с учителем;
  3. выявление уровня подготовленности учащихся к усвоению темы;
  4. посещение опережающих уроков;
  5. тематическое и поурочное планирование;
  6. взаимопосещение уроков.

II. Контроль осуществляется 1-2 дня. Изучается:

  • тематическое планирование;
  • степень использования учителем методической и дополнительной литературы;
  • уровень проведения уроков.

III. Подведение итогов (2-3 дня). Информация о результатах контроля представляется во время собеседования с учителем. Контроль за выполнением предложений осуществляется при повторном посещении уроков, выполнении контрольных работ, проверке документации, подготовке открытых уроков.

Итоговый контроль.

Инспекторы: заместители директора, производственная комиссия профкома.

I. Подготовительная работа:

  1. создание аналитической (экспертной) группы;
  2. изучение нормативной документации;
  3. приказ по школе;
  4. творческий отчет учителя.

II. Проведение контроля:

  • собеседование с учителем, наблюдение;
  • изучение документов;
  • посещение уроков, внеклассных мероприятий, родительских собраний;
  • проведение контрольных и срезовых работ, их анализ;

III. Подведение итогов (1 неделя) Результаты предъявляются педагогическому коллективу.

Таким образом, контроль носит особый по содержанию характер, так как предполагает периодическое (эта периодичность в каждом конкретном случае своя) отслеживание текущих, промежуточных, конечных и отдаленных результатов образовательной деятельности, сравнение этих результатов с прогнозом, в случае необходимости корректировку спрогнозированных результатов.

Эту функция систематически (оптимальная частота определяется руководителем ОУ) выполняется на разных уровнях: сначала учителями, затем экспертными группами (творческой или проблемной группой), а на высшем уровне – заместителями директора школы в соответствии с зоной административной ответственности (по классам, параллелям, обобщая опыт работы педагогов).

ИПМ-5. Программно-целевое административное инспектирование платных образовательных услуг. (Как обеспечивается системность, открытость и объективность контроля?)

Программно-целевое инспектирование понимается нами как инспектирование, основанное на документах, в которых заложен алгоритм выполнения контролером действий, направленных на выяснение конкретных, заранее известных вопросов, а также перечень критериев оценки того или иного вида деятельности и инструментария для его изучения. Такими документами могут быть комплексно – целевые программы изучения отдельных показателей качества образовательного процесса (качества знаний и уровня обученности, качества учения, качества преподавания) или ценностных для образовательного учреждения комплекса показателей, требующих системного отслеживания (мониторинг) с целью промежуточного контроля в соответствии с программой развития школы. Важным документом является циклограмма изучения работы одного из структурных компонентов образовательного процесса (например, циклограмма изучения работы научного общества учащихся): контрольные мероприятия расписываются на весь период изучения, определены конкретные результаты деятельности, подлежащие контролю.

Заключение.

Итак, контроль – важнейшая функция управления, обеспечивающая реализацию поставленных целей, а также средство, позволяющее осуществлять эффективное стимулирование труда работников образовательного учреждения.

Наименее эффективны следующие признаки контроля:

  • нерегулярный контроль, который имеет характер случайного явления;
  • тотальный контроль, который по своей сути освобождает педагогов от личной ответственности за результаты своего труда;
  • скрытый контроль, вызывающий досаду, так как служит показателем отсутствия доверия;
  • контроль «для галочки», показывающий, что руководителю все равно, достигает ли учитель успехов или нет;
  • замалчивание выводов и результатов контроля.

При осуществлении контроля важно придерживаться также этических правил:

  • честность, ясность, последовательность и объективность при анализе и изложении суждений, выводов по итогам оценки результатов деятельности;
  • точность и достоверность изложения фактов;
  • вежливость, открытость и непредвзятость при обсуждении вопросов с участниками образовательного процесса и должностными лицами;
  • оценка результатов осуществляется по набору показателей с учетом приоритетных направлений и соотнесения их с государственной политикой в области образования;
  • признание того, что интересы и благополучие обучающихся являются важнейшим приоритетом образовательной политики государства;
  • действия инспектирующего определяются должностной инструкцией, включающей его права и обязанности, в рамках полномочий и ответственности с указанием на конкретную проверку.

Что касается первого примера негативных последствий, нам удается их избегать благодаря многоуровневости контроля (инспекторами выступают не только руководители, но и другие члены коллектива) и его многомерности (рассматривается группа показателей, значимых в данном виде деятельности). Во втором случае, компенсация достигается соблюдением принципов мотивации, приемлемости воздействий, оказываемых на работников ОУ. При формальном инспектировании проверяющий выступает лишь как исполнитель, строго следующий той или иной норме.