Исследовательская работа как способ повышения уровня познавательного интереса учащихся

Разделы: Внеклассная работа


Основной задачей на современном этапе развития общества педагоги считают развитие и воспитание личности учащегося, способного адаптироваться в современном мире. Условия современной жизни выдвигают на первый план не исполнительность, а инициативность, которую нужно целенаправленно, последовательно формировать, поскольку именно данная черта личности скорее может гарантировать успех в жизни, мобильность, готовность к решению различного рода проблем.

Нынешнее образование ориентировано на развитие личности, а именно развитие в учениках умения рассуждать, сравнивать, оценивать полученную информацию, а также находить информацию в справочной литературе, интерпретировать ее с учетом сложившихся понятий и представлений, аргументировать собственную точку зрения.

Развитие познавательной активности учащихся возможно через организацию исследовательской деятельности учащихся и педагогов. “Именно исследовательская работа делает ребят участниками творческого процесса, а не пассивными потребителями готовой информации”. [4].

Только 10% людей способны к исследованию. Любопытство – это врождённая поведенческая модель, показывающая, что ребёнок успешно познаёт окружающий мир, что, в свою очередь, является первой ступенькой готовности к исследовательской деятельности”.

Цель учебного исследования – формирование исследовательских умений (учитель знает конечный результат, ученик – нет). Исследование составляет саму суть науки, без него полноценное естественнонаучное образование вообще не возможно. Исследование стоит попробовать хотя бы для того, чтобы понять, что ты не исследователь.

“Современная наука очень сложна. Может ли школьник, занимающийся исследовательской деятельностью выяснить что-то действительно новое?! Для него это действительно так, а со стороны кажется игрой в науку, однако, как в любой игре, играя, он учится разрешать те ситуации, с которыми он встретится в жизни, он учится познавать. Ученый и ученик исследуют новое, только первый узнает то, чего не знает никто, тогда как второй выясняет то, чего не знает он, но знают другие”. [2].

Проводить такую работу можно в нескольких направлениях, а именно, работая с детьми индивидуально, в группе, на элективных курсах, методически работая с учителями и родителями.

Государство обращает внимание на то, чтобы школа способствовала развитию творческих способностей молодого поколения. Это можно увидеть в современных реформах в образовании. Период модернизации российского образования характеризуется новыми, повышенными требованиями не только к выпускнику средней школы, но и к учителю предметнику. Об этом говорит тот факт, что сегодня в школах страны обсуждается инициатива президента и практическая реализация национальной образовательной программы “Наша новая школа”. Дети, проявляющие себя как исследователи в различных областях науки – наш золотой запас. Из выступления президента на последнем съезде партии Единая Россия: “Поддержка одаренных детей – основа инновационной экономики”

Исследовательская работа имеет для учащихся и практическое значение. Школьники приобщаются к миру науки, приобретают навыки исследовательской работы, активно применяют новые информационные технологии; формируют навыки автономного обучения, учатся сами планировать свою деятельность, могут сами задать траекторию своего развития, что особенно актуально в условиях современной жизни.

Центром работы по развитию познавательного интереса учащихся через исследовательскую деятельность может быть научное общество учащихся.

В нашей школе в 2007 г. был создан исследовательский клуб “Поиск” и была разработана программа работы с учащимися. Вместе с психологом школы, классными руководителями мы провели анкетирование среди учащихся школы, их родителей и учителей. Как оказалось, многие учащиеся хотели бы заняться исследовательской деятельностью. Но, во-первых, они не знают, как пишется научная работа, во-вторых, учителя ограничиваются только урочной деятельностью, в-третьих, они затрудняются в выборе темы. Вопросы, предложенные ребятам в анкете, помогли им определиться с областью интересов и выявить детей, которые хотят заниматься научным исследованием.

В результате анкетирования учителей выяснилось, что многие педагоги испытывают трудности в работе со способными учащимися, в применении исследовательских методов обучения. Увлечь учителей исследовательской работой гораздо сложнее, чем учащихся. Для того чтобы преодолеть эти затруднения, необходимо было познакомить учителей с основными понятиями исследовательского подхода в обучении, технологией написания исследовательских работ учащимися, формами работы по развитию детей.

Что касается ответов родителей, то они больше удивили и обескуражили, чем помогли. Большинство из них, как оказалось, не имели понятия, чем интересуется их ребенок и какие предметы школьного курса ему наиболее значимы. Поэтому помочь ребенку проявить себя, сформировать интеллектуальные умения и навыки должны были учителя не только на уроках, но и во внеурочной деятельности, которые включают интеллектуальные игры, олимпиады, конференции.

Говоря о научном исследовании школьника, необходимо отметить некоторые особенности организации данной работы. Научный руководитель должен помнить, что учащийся основной школы не имеет опыта работы подобной деятельности. Значит, он сам предложить тему исследования практически не может. Во-вторых, ученик имеет слабое представление о том, что такое научная деятельность, как надо осуществлять поиск информации и как обрабатывать имеющиеся в наличии факты. В-третьих, у подростка отсутствуют знания и навыки оформления результатов поиска и формулирования выводов по своей работе.

Для выполнения поставленных учебно-воспитательных задач были предусмотрены два вида занятий: лекционные и практические. Кроме вопросов о научном исследовании, структуре исследовательской работы, мы предусмотрели ознакомление с элементами речевой компетенции учащихся, психологического настроя и взаимодействия с аудиторией. В содержание программы вошли 4 раздела, а именно, “Наука и научное познание”, “Речевая компетенция учащегося”, “Основы психологических знаний”, и “Структура научной работы”. К работе в научном обществе стали привлекаться учителя риторики, психолог школы и другие учителя предметники.

В результате реализации программы предполагалось, что ученики будут уметь самостоятельно приобретать новые знания, применять их на практике; критически и творчески мыслить, генерировать новые идеи; выдвигать гипотезы решения проблем и находить решения.

Прогноз положительных результатов реализации программы подтвердился повышением качества обучения, увеличением количества участников и победителей городских, республиканских, исследовательских конференций, заочных конкурсов; увеличением количества победителей предметных олимпиад; созданием положительной мотивации обучения. Изменились отношения “учитель-ученик” в сторону сотрудничества. Учителя и учащиеся стали активно применять новые информационные технологии. Был создан банк данных одаренных детей и учителей, работающих с одаренными детьми; появился банк данных методических разработок. Учащихся стали отправлять свои работы для публикации на Всероссийский фестиваль творческих работ “Портфолио”.

Результатом учебного исследования для учащегося становится движение к творчеству и развитие личности. Для учеников работа начинает представлять больше интеллектуальную ценность, чем материальную и становится очень значимым продуктом. Дети учатся грамотно излагать прочитанное, чётко формулировать поставленные цели и задачи, приобретают навыки развития устной речи использующей научную терминологию. Учатся отстаивать свою точку зрения, уметь слушать мнения других людей, не терять контроль над ситуацией и быстро находить вариант ответа на возникшие вопросы.

В конце учебного года исследовательский клуб “Поиск” проводит Слет отличников и ударников, на котором награждаются грамотами и ценными подарками учащиеся, занявшие призовые места во всех творческих конкурсах и олимпиадах, проводимых в течение года, подводятся итоги научно-исследовательской работе в школе.

Следует отметить, что в данном виде деятельности в полной мере проявляется педагогика сотрудничества, так как руководитель здесь не довлеет над учеником, как некий непререкаемый авторитет, что обычно имеет место на уроке, а является таким же участником процесса познания. На примере педагога учащиеся видят, что человек должен всю жизнь пополнять багаж своих знаний и находиться в творческом поиске. А приобретение учениками таких умений – залог успеха в любых начинаниях и решениях всевозможных проблем, которые ещё встретятся ребятам в жизни.

Список литературы

  1. Госс В.С., Семенюк Э.П., Урсул А.Д. Категории современной науки. Становление и развитие. - М.: Мысль, 1984. – 268 с.
  2. Дереклеева Н. И. Научно-исследовательская работа в школе. -М.: Вербум-М.: 2001.
  3. Ожегов С.И. Словарь русского языка: 70 000 слов/ Под ред. Н.Ю. Шведовой. – 21-е изд., перераб. и доп. – М.: Рус. яз., 1989. – 924 с.
  4. Рождественская И.В. Система работы по интеллектуально-творческому развитию учащихся. Исследовательская работа школьников. – 2006 . - № 1. С. 165-174.
  5. Соловьева Н.Н. Основы подготовки к научной деятельности и оформление ее результатов. - М.: Издательство АПК и ПРО, 2000.
  6. Шабалина С.С. Проведение творческих исследовательских работ под руководством учителя. Исследовательская работа школьников. - 2005, - №5. - С 115-119.