Урок литературы в 8-м классе

Разделы: Литература


Тема: мысль автора о моральной ответственности человека за всё происходящее вокруг.

Цель: помочь учащимся раскрыть особенности рассказа и писательский замысел, понять главную мысль рассказа: личная ответственность человека за всё, что совершается в жизни.

Оформление доски: портрет Л.Н.Толстого, иллюстрации к произведению, выполненные учениками.

Оборудование к уроку: аудиозапись запись вальса Сергея Прокофьева к опере "Война и мир".

Эпиграф к уроку:

"Каждый делает свою судьбу, и каждого она делает".
И.С.Тургенев

Ход урока

1. Проверка домашнего задания.

2. Опираясь на конспект статьи учебника, назовите особенности рассказа "После бала".

3. Кто главный герой рассказа?

4. Какие приёмы использует автор для создания его образа?

Варианты ответов:

А) самохарактеристика "был я очень весёлый и бойкий малый, да ещё и богатый", "никуда, как видите, не годился";

Б) оценка других героев: "сколько бы людей никуда не годились, кабы вас не было";

В)изображение поступков героя;

Г) речевая характеристика героя "рассказывал он очень искренно и правдиво"

Новый материал.

Беседа.

Назовите известные вам произведения Л.Н.Толстого.

- Против чего протестует писатель в своих произведениях?

Против жестокости, бесправия, произвола.

- Как он протестует?

Изображая "язвы" общества, "срывая всё и всяческие маски", изображая уродливые стороны общественной и личной жизни человека.

- Протест против социальной несправедливости можно выразить по-разному: в активной форме и пассивной. В рассказе "После бала" показан один из вариантов протеста. Кто, по-вашему, в рассказе протестующий?

Иван Васильевич.

- Как он выражает свой протест?

Он отстранился от службы, не захотел принимать участия в делах, на его взгляд, неприглядных, безнравственных, жестоких.

- Что явилось причиной протеста и резкой перемены в его судьбе?

Его Величество Случай.

- Какой художественный и композиционный приём использовал Л.Н.Толстой в этом произведении?

Антитезу - резкое противопоставление.

- Как в композиции произведения воплощён этот контраст?

Рассказ делится на две части.

Учитель.

Сейчас прозвучит музыка. Вы должны определить, какую из противопоставляемых частей рассказа иллюстрирует эта мелодия, и найти в тексте слова, выражающие то же настроение, что и в музыкальном фрагменте.

(Звучит вальс Прокофьева. Зачитывается фрагмент текста - описание бала).

Чудесный, прекрасный, умиленный, влюбленный.

(Обращаем внимание на рисунки учащихся к этому эпизоду рассказа.)

Какие чувства испытывает герой рассказа - студент?

(Зачитывается отрывок из произведения)

- Как на балу выглядит полковник?

(Зачитывается отрывок из произведения).

Учитель.

Описывая полковника, автор обращает внимание на то, что:

1) это "тип старого служаки Николаевской выправки;

2) грудь "небогато украшена орденами", то есть он не боевой офицер,

3) усы носит "а-ля Николас 1".

Во второй части рассказа - эпизоде экзекуции-эти портретные детали становятся значимыми в создании общей зловещей картины казни солдата.

- Каким полковника увидел Иван Васильевич в этой сцене?

( Зачитывается фрагмент текста.)

-Какую функцию выполняет художественная деталь- описание перчаток полковника в сцене бала и во время казни?

Учитель.

- Понимал ли полковник, что совершает подлое, жестокое, постыдное, безобразное дело, за которое он ответственен?

Да, он сделал вид, что не узнал Ивана Васильевича.

Учитель.

Сорвана маска с одного из веселившихся на балу, и можно предположить, что на всех были маски "милых" и "добродушных".

- Как Толстой показывает не парадную, а скрытую от посторонних глаз армейскую жизнь? Как предстает полковник без "светской" маски?

(Читается отрывок из рассказа.)

Учитель.

В этот момент и рождается протест Ивана Васильевича. Толстой считал, что, увидев подобное, человек не сможет жить по-прежнему. Переменится вся его жизнь.

- Согласны ли вы с такой формой протеста, в которую облек своё негодование Иван Васильевич?

- Устраивает ли вас пассивная позиция наблюдателя, "неучастника"?

- Считаете ли вы, что человек может и должен противостоять безобразиям?

- Мог ли Иван Васильевич с его воспитанием встать на путь активного протеста?

Нет. Не признавал и Толстой путь "непротивления злу".

Учитель.

Прочтите предложение в качестве эпиграфа к уроку слова И.С Тургенева, современника и во многом единомышленника Толстого.

- Что в этих словах близко нам, людям, живущим уже в 21 веке?

Учитель.

Подведем итоги урока.

"Срывая все и всяческие маски", вскрывая язвы общества в своих произведениях, Толстой показывал его болезни, говорил о невозможности жить безнравственно, бездуховно. Общим пафосом произведения Толстой настраивал читателей на необходимость протеста против сложившихся форм общественной жизни. Сам писатель не признавал активного пути сопротивления, придерживаясь теории "непротивления злу".

Учитель.

Выполните тест по рассказу "После бала".

Тест к рассказу "После бала"

1. Какой художественный прём положен в основу композиции рассказа?

А) последовательность излагаемых событий

Б) цикличность излагаемых событий

В) антитеза

Г) ретроспектива

2. Каков тип композиции рассказа?

А) рассказ в рассказе

Б) повествование от первого лица

В) последовательное авторское изложение событий

3. Образ полковника:

А) типичен

Б) трагичен

В) исключителен

4. Почему полковник, внимательный и чуткий во время бала, оказался жестоким и бессердечным по отношению к солдату?

А) автор показывает двуличие героя

Б) на балу надел "маску" добропорядочности

В) добросовестно, не рассуждая ,выполняет свои служебные обязанности

5. Определите основную идею рассказа

А) судьба человека зависит от случая

Б) идея личной ответственности человека

В) осуждение деспотизма

6. Что можно сказать о жизненной позиции главного героя?

А) утверждает идею Толстого "непротивления злу насилием"

Б) утверждает мысль автора о необходимости сопричастности человека к бедам других людей

В) идея о необходимости "изменения жизненных условий" для "изменения взглядов человека"

7. Отметить импонирующее вам утверждение:

А) в рассказе автор протестует против николаевской действительности

Б) в рассказе автор заявляет о нравственной ответственности человека за происходящее

В) в рассказе автор призывает бороться с произволом

Домашнее задание.

Написать сочинение "Почему рассказ называется "После бала"?