Исследование математических моделей с использованием численных методов. Исследование графиков функций

Разделы: Математика, Информатика


Урок рассчитан на 3 часа + практическая работа, которую можно дать учащимся как домашнее задание. Данный урок можно скомбинировать с уроками алгебры, на которых исследуются графики функций.

Цели урока:

  • познакомить учащихся с приближенными методами решения уравнений и вычисления площадей сложных фигур;
  • научить применять численные методы при исследовании графиков функций и вычисления площадей сложных фигур, используя электронные таблицы и при разработке собственных программ в среде объектно-ориентированного программирования Visual Basic;
  • воспитывать культуру оформления электронных документов

Тип урока: урок усвоения новых знаний, умений и навыков.

Метод проведения: объяснительно-иллюстративный; практическая работа

ТСО и наглядность:

  1. программы NetMetting (или мультимедиапроектор и ноутбук), Microsoft PowerPoint, Microsoft Excel, Visual Basic
  2. Приложение 1 – презентация «Численные методы»
  3. Приложение 2 – лекция «Численные методы» (для объяснения теоретического материала на уроке)
  4. Приложение 3 – методическая разработка «Численные методы» (при необходимости распечатывается и выдается индивидуально каждому учащемуся для вклейки в тетрадь)
  5. Приложение 4 – методическая разработка практической работы
  6. Приложение 5 – архив с примерами программ для объяснения на уроке
  7. Приложение 6 – пример использования метода половинного деления

ПЛАН УРОКА

1. Организационный момент:

проверка списочного состава; цели и план урока

2. Объяснение нового материала

Лекция с объяснением теоретической части урока представлена в Приложении 2.doc, ввиду невозможности использования в самой статье внедренных объектов (согласно Техническим требованиям оформления статьи), такими, например, как формулы.

При объяснении темы используется презентация «Численные методы» (Приложение 1. ppt), файлы примеров на Visual Basic (Приложение 5.rar), и пример использования метода половинного деления, выполненный в среде Microsoft Excel (Приложении 6.xls). При объяснении метода Монте-Карло в Visual Basic показывается только пример с вычислением площади круга, пример с вычислением площади треугольника данным методом выносится на практическую работу учащимся.

3. Практическая работа на ЭВМ

  1. Расчёт площади треугольника методом Монте-Карло (составление программы на Visual Basic)
  2. Вычисление корня уравнения методом половинного деления (составление программы на Visual Basic)
  3. Вычисление корня уравнения приближенным методом (в среде Microsoft Excel)

Ход выполнения работы по вычислению корня уравнения приближенным методом (в среде Microsoft Excel) описан в Приложение 4.doc и раздается всем учащимся в начале урока

4. Итог урока

Подведение итогов, выставление оценок

Список использованной литературы:

  1. Н. Угринович «Информатика и информационные технологии. Учебник для 10-11 класс», Москва, Бином, Лаборатория знаний, 2002 г.
  2. Алимов Ш. А., Колягин Ю.М. и др. «Алгебра и начала анализа. Учебник для 10-11 класса общеобразовательных учреждений», Москва, Просвещение, 2007 г.