Погода и климат. Адаптация человека к климатическим условиям своей местности

Разделы: География


По садам и по бульварам
Плещет юности волна.
Над любимым нашим краем —
Краснодарская весна
И. Бараева

Цели:

  1. Сформировать у учащихся представление о погоде и климате Краснодарского края и своей местности.  
  2. Выявить особенности климата Краснодарского края, закономерности формирования и распределения основных его элементов, метеоэлементов своей местности.
  3. Развитие умения самостоятельно добывать знания, пользуясь различными источниками информации.
  4. Воспитание чувства толерантности, умения работать в группах.
  5. Рассмотреть примеры погодных аномалий.
  6. Систематизировать и расширить представления школьников о влиянии климата на жизнь, здоровье и хозяйственную деятельность человека, выявить проблемы адаптации к климатическим условиям.  

Оборудование: физическая карта Краснодарского края, учебник «География Краснодарского края» (Терская И.А.), рабочая тетрадь (Автор Петренко И.Г.), атлас Краснодарского края и республики Адыгея, карточки задания для организации учебно-исследовательской деятельности, иллюстрации, характеризующие хозяйственную деятельность человека в своей местности, мультимедиа, компьютер.

ХОД УРОКА

Слайд 1 (Презентация)

Сообщение темы и цели урока.

Слайд 2, 3. 

I. Повторение пройденного материала. 

Фронтальный опрос (работа с атласом и физической картой Краснодарского края)

– Какая впадина отделяет Русскую равнину от Кавказа?

  • Назовите наиболее крупные формы рельефа.
  • Какая взаимосвязь прослеживается между тектоническими структурами и формами рельефа, сформировавшимися на этих структурах? Объясните на примере Краснодарского края.
  • Назовите высшую точку России, Краснодарского края.
  • Расскажите о формах рельефа своей местности.
  • Как влияют рельеф и строение недр земли на жизнь людей?
  • Как человек изменяет облик поверхности Земли?
  • Какие формы рельефа называют антропогенными?
  • Какие изменения рельефа человеком осуществляются в вашей местности?
  • А влияет ли рельеф на формирование климата?

Работа с мультимедийным учебником.

Раздел- «Северный Кавказ. Рельеф.», практикум.

II. Работа над новым материалом.

Изучение темы целесообразно начать с повторения определений погоды и климата.

1. Беседа.

– Назовите основные элементы погоды.

Ребята с помощью учителя называют основные элементы погоды (температура, облачность, осадки, ветер) и дают описание погоды.

  • В пределах каких климатических поясов располагается территория России?
  • В пределах каких климатических поясов располагается территория Краснодарского края?

– Какие факторы определяют климат нашего края?

Вывод. Территория края находится в пределах двух климатических поясов: умеренного и субтропического.

Слайд 4.

Факторы, определяющие климат края:

  1. Географическое положение.
  2. Влияние воздушных масс.
  3. Близость морей.
  4. Рельеф.
  5. Подстилающая поверхность.

2. Работа с мультимедийным учебником.

Раздел – «Северный Кавказ. Климат.», практикум.

Какое влияние оказывают климатообразующие факторы на формирование климата края?

  • Географическая широта определяет количество солнечной радиации, поступающей на поверхность земли и температуру воздуха.
  • Влияние воздушных масс определяют циркуляцию атмосферы и годовой ход основных характеристик климата. Климат края формируется под влиянием различных воздушных масс. (Прочитать в учебнике характеристику воздушных масс, влияющих на климат края, стр. 23.)
  • Черное и Азовское моря влияют на климат прибрежных зон, выступая как аккумуляторы тепла и влаги. Зимой они нагревают проходящие над ними воздушные массы, а летом, несколько охлаждают их. Моря способствуют повышению влажности воздуха.
  • Равнинный рельеф на севере края способствует беспрепятственному прохождению арктических и умеренных воздушных масс. Кавказские горы на юге края задерживают холодные воздушные массы с севера и теплые с юга, задерживают влагу, приносимую с Атлантики.
  • В горах ярко выражена высотная климатическая зональность.

3. Работа с графиками и схемами. Слайд 5.

Перед вами график годового хода высоты стояния Солнца над горизонтом, температуры воздуха и осадков в Краснодаре.

Используя данные графика, дайте ответы на вопросы:

  • Какова температура воздуха в Краснодаре в январе?
  • Какова температура воздуха в июле?
  • В какое время года выпадает наибольшее количество осадков?
  • В какое время года выпадает наименьшее количество осадков?
  • В каком месяце отмечается самое высокое положение Солнца над горизонтом?

Слайд 6.

Что показывает этот график и как он называется?

Какую информацию о климате города Краснодара вы можете из него получить?

Слайд 7.

4. Учебно-исследовательская работа по изучению климата края (с использованием климатической карты Краснодарского края и учебника географии Краснодарского края)

Работа по группам. Каждая группа характеризует одну из основных климатических характеристик, пользуясь картами атласа Краснодарского края, атласа «Физическая география России» для 8 класса, материалами учебника, и объясняет закономерности их формирования и распределения по территории края.

Учитель выступает в роли консультанта.

Карточка-задание для 1 группы.

Заполните таблицу (учащиеся заполняют самостоятельно).

Краснодарский край. Климатические показатели

Название климатического пояса Господствующие воздушные массы Средняя температура января Средняя температура июля Средняя годовая температура Среднегодовое количество осадков
Умеренный УВ –1° -3° +21 +23° +8° + 10 от 400 мм на западе до 800 мм в предгорьях
  1. Определить по карте максимальную и минимальную температуру на территории края (+42, +43 С, -40 С).
  2. Почему в зимнее время в крае часты потепления? (Это связано с проникновением теплых воздушных масс с юга).
  3. Сделайте общий вывод о температурном режиме в крае.
  4. Сделайте общий вывод о климате умеренного пояса на территории Краснодарского края.

Вывод: Температура воздуха зависит от поступающей солнечной радиации и характера поверхности. На распределение температур в крае оказывают влияние также Кавказские горы. По термическим условиям территорию Краснодарского края можно разделить на три основные части – северную равнинную, горную и южную приморскую. На равнине более или менее выражен зональный рост температуры с севера на юг, особенно заметный в холодное полугодие.

Закономерности распределения осадков на территории края обусловлены циркуляционными процессами. Почти все осадки связаны с западными влагонесущими массами, поэтому количество осадков убывает к северо-востоку. Однако минимальное количество осадков отмечается на Тамани и в Анапе. Близость водной поверхности и исключительно плоский рельеф ослабляют местные процессы развития конвекции и осадкообразование.

Карточка-задание для 2 группы.

Краснодарский край. Климатические показатели

Название климатического пояса Господствующие воздушные массы Средняя температура января Средняя температура июля Средняя годовая температура Среднегодовое количество осадков
Субтропический УВ
ТВ
+3° +5° +23° +24° + 12° + 13" от 400 мм на юго-западе до 1200 мм на юго-востоке
  1. Определите самое мокрое и самое сухое место в Краснодарском крае (г. Ачишхо – 3200 мм, Таманский полуостров и Анапский район – 350-400 мм).
  2. Прочитайте в учебнике о характере снежного покрова в крае (стр.23).
  3. Сделайте общий вывод о количестве и распределении осадков в крае.
  4. Сделайте общий вывод о климате черноморского побережья Краснодарского края.

ВЫВОД. На черноморском побережье, где выражен отепляющий эффект моря, температура воздуха в январе повсеместно положительная и растет с северо-запада на юго-восток по мере увеличения высоты горного барьера. В зимний период термические условия наименее стабильны, оттепели часто чередуются с похолоданиями. В горах температура уменьшается с высотой.

В горах при вынужденном подъеме воздушных масс по склонам количество осадков возрастает. В Краснодарском крае находится самое влажное место России – г. Ачишхо и исток р. Белой, где количество осадков составляет 3200-4000 мм. В равнинной части края снежный покров неустойчив, в горах наоборот - наблюдается устойчивый снежный покров с максимальной толщиной 480 см.

Карточка-задание для 3 группы: Опасные метеорологические явления

  1. Прочитайте по учебнику &6 ( стр. 26-29).
  2. Заполните таблицу
Погодные аномалии Причины возникновения Районы распространения
     
  1. Подготовьте краткий рассказ об опасных природных явлениях.

Карточка-задание для 4 группы.

В ваш населенный пункт приезжает на экскурсию группа учащихся из Мурманска в период с 1 по 10 июля. Составьте для них описание погодных условий в вашей местности, характерных для данного времени года, подтвердите конкретной информацией (температура, количество осадков и т. д.). Посоветуйте путешественникам, как одеться и что взять с собой в поездку.

Карточка-задание для 5группы.

В ваш населенный пункт приезжает на экскурсию группа учащихся из Волгограда в период с 1 по 10 января. Составьте для них описание погодных условий в вашей местности, характерных для данного времени года, подтвердите конкретной информацией (температура, количество осадков и т. д.). Посоветуйте путешественникам, как одеться и что взять с собой в поездку.

Выступление 1-5 групп с сообщением результатов учебно-исследовательской работы. После каждого выступления рефлексия (Учитель задает вопросы по содержанию сообщения с целью выявления понимания предложенной информации).

Проблемный вопрос: Почему в Краснодарском крае, площадь которого значительно меньше Ростовской области, климат более разноообразен?

III. Закрепление нового материала, проверка качества усвоения темы.

  1. Перечислите факторы, определяющие особенности климата края.
  2. Чем объясняется наличие в нашем крае двух климатических поясов?
  3. Каковы средние температуры летом и зимой в степной и в субтропической частях края?
  4. Объясните, почему количество осадков в крае увеличивается к югу и уменьшается к востоку?
  5. Какие опасные природные явления случаются в крае?
  6. Какое влияние оказывает климат на здоровье человека?
  7. Каков климат нашего населенного пункта? Как используются в нашей местности агроклиматические ресурсы?
  8. Каково влияние климатических условий в Краснодарском крае на хозяйственную деятельность людей? (Целесообразно вспомнить ранее изученный материал об агроклиматических ресурсах из курса географии России.)
  9. По данным медицинских исследований, организм человека не может приспособиться к климатическим условиям Антарктики. Легко ли адаптируется человек к климатическим условиям вашей местности?
  10. Можно ли утверждать, что климат края благоприятен для жизни и хозяйственной деятельности людей?
  11. Приведите примеры влияния климатических условий на хозяйственную деятельность населения вашей местности.

IV.  Домашнее задание

§ 5, 6.

Найти интересные факты, характеризующие особенности Черного и Азовского морей.

V. Итог.

Выставление оценок.

  • Ребята, понравился ли вам урок?
  • Что хотели бы в дальнейшем использовать на уроках?
  • Что бы хотели изменить?

Спасибо за урок.

Приложение.