Развитие творческих способностей младших школьников на уроках (УМК "Перспективная начальная школа")

Разделы: Начальная школа


2006 год был для меня знаменателен тем, что я набрала первый класс. Это случилось, как всегда, в сентябре. До этого мне посчастливилось пройти курсы по проблеме «УМК «Перспективная начальная школа» в Институте развития образования Республики Татарстан. 80 часов лекций, в том числе, учебные занятия под руководством самих авторов УМК позволили вооружиться необходимыми знаниями и иметь представление о том, «что это такое и с чем его едят». Изучение индивидуально-психологических особенностей детей моего класса, наблюдения на уроках и во внеурочное время показали, что степень подготовленности для обучения в первом классе у всех детишек разная. Общая картина была такова:

а) возраст первоклассников

Всего – 15 мальчики девочки
1999 5 2
2000 4 4

б) разный уровень развития

7 – посещали детский сад; 4 – посещали детский сад нерегулярно, к шестому году жизни вовсе перестали посещать; 4 – воспитывались дома, дневное время проводили с бабушкой и дедушкой.

Определение школьной зрелости по тесту Керна-Ирасика дало следующие результаты:

  • Школьно-зрелые – 3;
  • Среднезрелые – 10;
  • Незрелые – 2;
  • Уровень «низкий» – 5 (35,5%).

Для более подробного изучения детей был использован комплект диагностических материалов, определяющих готовность детей к обучению в школе. Результаты таковы:

  • Уровень «выше среднего» – 2 (14,4%)
  • Уровень «средний» – 3 (21,5%)
  • Уровень «ниже среднего» – 4 (28,6%)
  • Уровень «низкий» – 5 (35,5%)

в) разный уровень владения русским языком

Речевое развитие детей седьмого года жизни предполагает наличие хорошего словарного запаса (3,5-7 тыс. слов), умение правильно произносить все звуки и способность к простейшему звуковому анализу слов. Изучение индивидуальных психофизиологических особенностей первоклассников показало, что из 15 учеников один имеет дефект речи, включающий неправильное произношение половины звуков, 2 – с нарушением нормы речи. Общение с детьми с первых дней учебного процесса позволило сделать следующие выводы:

Учащиеся, показывающие средний уровень владения русским языком, понимали предложения, состоящие из 2-3 слов, и давали односложные ответы.

На уровне «ниже среднего» – обходились двумя словами «да» или «нет».

Дети, относящиеся к 3 группе, вовсе не понимали русскую речь, Учителю важно, не оставлять таких детей без контроля, так как даже небольшое отсутствие внимания делает их эмоционально безучастными ко всему происходящему. Для них делались переводы на родной язык и они постоянно повторяли ранее прозвучавшие ответы своих товарищей.

Таким образом, в практике работы образуется довольно ощутимое противоречие между подготовленностью будущих первоклассников и требованиями, предъявляемыми к ним программой.

Одно обстоятельство объединяло нас: мы все были жителями села, я и мои ученики. 

Имея такие данные о классе, каждый учитель внутренне переживает, его одолевают сомнения и противоречия, «как я их научу», «что я буду делать с ними?» и т.п.

Возможно, я тоже так переживала бы, если не другая ситуация. На курсах авторы УМК постоянно говорили о том, что нужно полностью довериться авторам, ничего не менять, ничего не добавлять, и тогда у нас все получится. И я доверилась. Еще в сентябре я уверовала в то, что у нас все получится! Начинать работу было легко в психологическом плане. Я понимала, с моей стороны всегда нужна педагогическая поддержка, которая обеспечит оптимальное развитие каждого ребенка.

Особого внимания требуют дети с низким уровнем подготовленности. Соответственно у них и низкая активность, им трудно представить те образы и картины, которые описываются в литературных произведениях. Главная задача учителя – поощрять желание выказаться, ответить на вопрос, поработать у доски. Учебники УМК «Перспективная начальная школа» дают возможность ребенку подготовиться к ответу. Ведь главный секрет ответа в том, что его большая часть уже содержится в вопросе. Мы с детьми пришли к этому простому радостному открытию и с первых лет обучения придерживались этого правила. Например, выполняя задание по учебнику «Русский язык» для 4 класса, часть 1, стр. 49, учащиеся сначала знакомятся с заданием «Проверь по таблице, действительно ли у глаголов, относящихся к разным спряжениям, разные наборы окончаний?» К четвертому году обучения ученики уже неукоснительно следуют пошаговой инструкции и, конечно, первым делом обратятся к таблице. Ответ прозвучит примерно так:

– Я проверил по таблице и увидел, что действительно у глаголов, относящихся к разным спряжениям, разные наборы окончаний.

УМК «Перспективная начальная школа» позволяет построить учебный процесс так, чтобы ребенок самостоятельно находил ответ на вопрос, делал попытку (даже пусть неудачную) в поисках этого ответа. Важно, чтобы учитель положительно оценивал каждый удавшийся шаг ученика, поддерживал его при проявлении инициативы.

С первых дней после обучения грамоте важно приучить первоклассников внимательно читать задания, вопросы после текста или перед текстом выполняемого номера. НЕ НУЖНО ЭТИМ ПРЕНЕБРЕГАТЬ! Зачастую дети выполняют только «видимую им», «броскую в глаза» часть задания и затем успокаиваются с чувством выполненного долга. А оставшаяся часть заданий игнорируется. Например, дети видят задание «Спиши текст», «Спиши текст, вставив пропущенные буквы» и т.п. Выполнив эту часть, они оставляют без внимания следующие: подчеркни главные члены предложения, найди родственные слова к слову…, выдели окончания и др. Формирование навыка точного, конкретного выполнения заданий с первых лет обучения в школе, думаю, поможет детям при сдаче ЕГЭ.

Очень полезно давать детям творческие учебные задания: придумать что-то, догадаться, подобрать другие примеры. Пусть при этом дети спорят, рассуждают, ошибаются и вместе с учителем находят правильное решение. Рассмотрим несколько примеров: учебник «Русский язык» 4 класс, часть 1, с. 35 – К какому члену предложения они ОДИНАКОВО ОТНОСЯТСЯ? Как ты их назовешь: это однородные…

На стр. 88 – Дополни характеристику глагола (с.87).

На с. 102 – Проследи: усекались ли основы глаголов начальной формы повелительного наклонения? Миша забыл, что значит «усечение основы глагола». А ты помнишь?

На с. 117 – Дополни то, что хотела сказать Маша.

На с.127 – К какому выводу можно прийти?

Проследим на следующем примере: учебник «Русский язык» часть 1, с. 34 – Найди и подчеркни однородные подлежащие (их два), затем – однородные сказуемые (их три). После этого ты без труда найдешь однородные второстепенные члены предложения.

Язык, письменная речь формируются в непосредственной связи с содержанием, то есть, в связи со своим жизненным опытом, с накоплением представлений, знаний, определенных эмоциональных впечатлений и переживаний. Поэтому творческие сочинения являются одним из наиболее эффективных приемов развития содержательной, точной и выразительной письменной речи. Отдельные слова и словесные ассоциации, обозначающие предметы, явления, их качества и свойства, их взаимоотношения и их действия, актуализируются быстрее, свободнее в том случае, когда их чувственное содержание в виде образов и представлений имеется в памяти человека.

Поход в «Музейный Дом» формирует самостоятельность учащихся, поскольку каждый из них должен писать свою творческую работу на основе своих наблюдений или вообще собственного опыта восприятий и представлений, что в известной мере предохраняет учащихся от списывания. Задание «Найди в «Музейном Доме» картину Михаила Врубеля «Богатырь». Видно ли, что богатырь обладает нечеловеческой силой? А как художник подчеркнул богатырскую природу коня?

Подтверди, что богатырь и конь – это часть «сказочного леса».

Я как учитель благодарна авторам УМК за облегчение нашей работы. Совершенно отсутствует необходимость в придумывании замысловатых вопросов, системы вопросов к текстам, к репродукциям картин, к чему-либо другому, имеющемуся в учебнике, хрестоматии, тетрадях для самостоятельных работ. Разработанные вопросы не требуют никакой корректировки, детям интересно на них отвечать. Порой удивляюсь, как ученики смогли так глубоко вникнуть в суть вещей. Во 2 классе анализировали картину Марка Шагала «Синий дом». Проблемы нет никакой: все живо работают, по мере возможности каждый отстаивает свою точку зрения. И вот поставлен вопрос «А почему художник на первый план выдвинул ветхий, готовый рухнуть старый дом, а не молодой цветущий город на заднем плане?». Ответ Айнуллова Айнура я помню по сегодняшний день. Второклассник сказал коротко и просто: «Всех людей покинет молодость, и мы все будем как этот развалившийся дом – это старость».

Интересна работа по картинам, тема которых близка ребенку: семейная жизнь (В. Маковский «Две сестры»), отношения матери и ребенка («Две матери»), сельская (деревенская) жизнь. Но есть одна картина, которая вызвала некоторое затруднение и ученики не смогли сказать ничего определенного на поставленные вопросы. Это картина…

Дети запоминают картины и вспоминают их при различных жизненных ситуациях. В 3 классе мы отправились всем классом в детский соматический санаторий. Первое, что я услышала, было: «Заухария Джаудетовна, заросший пруд, заросший пруд!». Я, стояла ничего не понимая, стояла и молчала. А они: «Разве вы не видите картину?!» Я посмотрела туда, куда они показывали. Действительно, напротив входных дверей висела картина «Заросший пруд».

А в этом году наш опыт пригодился при проведении «Парламентского урока». После объявления темы, дети сразу сказали, что слово «парламент» им уже знакомо,

– Клод Моне. «Лондон. Парламент», – сказали они.

Стало традицией помещать письменные творческие работы учащихся на выставочных стендах начальной школы. Ребята гордятся своим трудом, подходят, заново читают и стремятся к новым достижениям.

Таким образом, формирование самостоятельности при выполнении письменных работ, умение писать на основе своих собственных наблюдений, мыслей, чувств и переживаний направлены на развитие творческих способностей младшего школьника.

Очень важное место занимают в УМК задания и инструкции, которые учат детей организовывать свою деятельность: планировать свои действия, менять условия работы. Здесь требуется терпеливая длительная работа, объясняющая,что и как делать. Выработанная мною тактика( скажем, «хитрый ход») позволила облегчить работу, детей освободить от излишней моей назойливости. Я обращаюсь к детям с такими фразами: «Ребята, прочитайте, что предлагают вам авторы учебника… Обратите внимание, как авторы облегчили нам работу… Посмотрите, я такого раньше в учебниках не встречала…» А если в учебнике Литературное чтение, 4 класс, часть 1, с. 38 предлагается «сходить в библиотеку и взять сборник русских народных сказок и прочитать сказку «Сивка-бурка» целиком!» или на с. 64 «Возьми в библиотеке книгу былин.», ученики знают, что это все направлено только на их развитие.

Учащиеся с интересом работают с хрестоматиями по предметам. На перемене можно увидеть, как они обмениваются мнением, кто-то может похвастаться, что уже прочитал рассказ или былину (– Эту былину вы можете прочитать в хрестоматии, – сказала Евдокия Васильевна.). Самое главное, дети серьезно воспринимают заданные вопросы и задания, не оставляют их без внимания. Например, если сказано «Прочитай в хрестоматии рассказ Виктора Драгунского «Красный шарик в синем небе» и подумай, что объединяет произведения художника и писателя: общая тема или общая главная мысль (общее переживание)? «то кто засомневается в необходимости выполнения этого задания? Или же «Найди в «Музейном Доме» картину Сергея Лучишкина «Шар улетел» и рассмотри ее.» – значит, так и надо сделать.

На с. 65 – Откройте Обратный словарь на – И, найдите глаголы на -ти.

Читайте по цепочке только подчеркнутые глаголы и ставьте каждый глагол в форму 2-го лица ед.ч.

Задания, помещенные в учебниках, освобождают учителя от постоянного давления на ученика. Ведь ученик не только обучаемый, но и сам «обучающийся» и умеет быть организатором учебной ситуации. Работа в парах, работа в группах позволяет детям меняться ролями: слушатель, рассказчик, контролирующий, командир группы, подводящий итог работы в группе. Иногда просто нереально опросить весь класс по какому-либо вопросу или заданию. Вот тогда-то и выступает важность и ценность работы в группах. Ведь они намного строже любого учителя выслушают ответ своего товарища, исправят ошибку, дадут совет.

Учитывая наглядно-образный характер мышления детей этого возраста, необходимо существенное место на уроках отводить моделирующей деятельности со схемами, моделями звуков, объектами природы и т.п.

Необходимость в подготовке раздаточного материала полностью отпадает, Учебники всех предметов содержат необходимый материал и дают возможность организации индивидуальной работы. При этом внимание детей не фиксируется на несущественных для решения учебной задачи деталях и свойствах.

Принцип непрерывного общего развития каждого ребенка предполагает ориентацию содержания начального образования на эмоциональное, духовно- нравственное и интеллектуальное развитие и саморазвитие каждого ребенка. Следовательно, необходимо создать такие условия обучения и воспитания, которые предоставят «шанс» каждому ребенку проявить самостоятельность и инициативу в различных видах внеурочной и клубной деятельности. Так в нашем классе работают 2 клуба по интересам: «Ключ и заря», «Мы и окружающий мир». Разнообразна тематика проводимых заседаний, интересные темы раскрывают приглашенные гости, учащиеся проявляют инициативу при подготовке выступлений перед младшими классами При прохождении темы «Почва и ее состав» (3 класс) агроном нашего ООО «Центральное» Азизов Ильгиз Рафикович в доступной форме изложил проблемы нашего Дрожжановского района: почва на нашей территории подвергается коррозии и всегда существует необходимость охраны почвы. Дети получили полезные советы при посадке рассад и семян. Председатель клуба следит за подготовкой сообщений по определенным темам, например,

«Арктика- ледяная пустыня» «Растительность зоны лесов», «Земля – планета Солнечной системы». В 2008-2009 учебном году наш класс принял активное участие в Республиканской акции «Марш парков» по теме «Особо охраняемые природные территории». Дети подготовили работы в нескольких номинациях. В детском литературном конкурсе «Лукоморье» принимали участие Яруллина Алсу и Мустакимов Айдар. Их работы были помещены на страницах местной газеты «Туган як». В конкурсе детских рисунков «Мир заповедной природы» участвовали Багаутдинов Азат и Валиуллов Ильназ. Их работы были отправлены в г. Казань.

Увлекающим был сам подготовительный период, ибо дети не знали, какие территории нашего района являются «особо охраняемыми». Для этого им пришлось вести поисковую работу. Результат был интересным. Оказывается Постановлением кабинета министров нашей республики на территории Дрожжановского района выделены следующие ООПТ – «Биби-Айша», «Мордовские луга», «Чистая поляна», «овраг Шерелдавык», «Исток реки Цильна». Со своими размышлениями члены клуба поделились на странице местной газеты .

 
Девочки готовятся к третьему заседанию клуба «Мы и окружающий мир» по теме «Субтропическая зона» 

Члены клуба «Мы и окружающий мир» объединились в лекторские группы и неоднократно выступали перед младшими школьниками. В 3-м классе по теме «Безопасное поведение на водоемах», в 4-классе «Земля – планета Солнечной системы». Учителя и учащиеся провожают их со словами благодарности и ждут новых встреч. На данный момент ребята готовят материал о Героях нашего края, которые воевали в годы Великой Отечественной войны на разных фронтах.

Баширов Булат и Мустакимов Айдар рассказали на заседании клуба «Ключ и заря» о своих прадедушках, воевавших в годы войны.

Председатели, Багаутдинов Азат и Халилов Артур, выступили с предложением оформить папку-альбом о работе клубов, разместить все накопленные материалы по разделам. Все ребята охотно взялись за это дело, и у нас есть своя творческая копилка!