Интегрированный урок (обществознание + литература) по теме "Жизнь складывается не только из любви"?

Разделы: История и обществознание, Литература


Методический комментарий

Урок входит в цикл интегрированных уроков обществознание-литература и связан с изучением темы «Социальный конфликт» в 8 классе (рассчитан на 2 часа). Урок ведут учителя литературы и обществознания. В качестве художественного материала к уроку учащимся предлагается повесть Г. Щербаковой «Вам и не снилось», а также фильм И. Фреза, снятый по повести. Предлагаемые материалы могут быть использованы для подготовки классного часа или совместного с детьми родительского собрания по нравственной проблематике.

Цель урока: изучение темы «Социальный конфликт» на материале повести Г. Щербаковой «Вам и не снилось»

Задачи:

  • сформировать понятия «конфликт», «компромисс», «арбитраж»;
  • проанализировать межличностный конфликт с позиций литературоведения и обществознания;
  • развивать умение анализировать информацию, создавать собственное высказывание по социальной проблеме;
  • развивать умение анализировать художественные произведения литературы и кино;
  • способствовать формированию нравственных ценностей: любовь, долг, честь, семья.

Урок имеет выход в практику творческой деятельности учащихся, разработан с учетом требований новой формы итоговой аттестации по предметам гуманитарного цикла.

Оборудование и дидактические материалы к уроку:

  • фрагменты повести Г. Щербаковой «Вам и не снилось»;
  • видеозапись фильма И. Фреза «Вам и не снилось»;
  • рабочие листы с заданиями для учащихся;
  • учительская презентация к уроку;
  • технические средства.

Предварительная работа:

  • анкетирования учащихся 8 класса с целью выявления их отношения к юношеской любви
  • прочитать повесть Г. Щербаковой «Вам и не снилось»
  • посмотреть в классе фильм И. Фреза
  • повторить понятия «сюжет», «композиция», стадии развития конфликта в художественном произведении
  • подготовить индивидуальные задания: «Обзор творчества Г. Щербаковой», «Художественное своеобразие конфликта в трагедии Шекспира «Ромео и Джульетта», «Способы разрешения социального конфликта»;
  • найти в справочной литературе определение понятия «конфликт».

Ход урока

Учитель литературы: Здравствуйте!Сегодня мы встречаемся с учениками и педагогами школы на открытом уроке. Открытый он не только потому, что на нем присутствуют учителя, гости, но и потому, что он открывает цикл объединенных, интегрированных уроков по литературе и обществознанию, на которых в ходе анализа художественных произведений мы обсудим нравственные проблемы, волнующие современного человека. Мы будем вести этот урок вместе с Татьяной Петровной в режиме свободного диалога.

Учитель обществознания: Для первого урока мы выбрали тему, которая наверняка волнует подростков. Тему, связанную с тем, какое место занимает любовь в жизни человека. И сегодня мы поговорим о юношеской любви. Тема сформулирована в виде проблемного вопроса Жизнь складывается не только из любви? на который мы и попытаемся ответить в конце урока.

Накануне мы провели небольшое социологическое исследование в вашем классе на эту тему. 95 % учащихся уже испытывали чувство влюбленности, причем, только у 12 % оно не было взаимным. Практически все на вопрос «Рассказываете ли вы родителям о своих чувствах?» ответили отрицательно.

Почему подростки не делятся с родителями своими чувствами?

Учитель литературы: В качестве художественного материала к обсуждению мы предлагаем повесть Г. Щербаковой «Вам и не снилось», основной темой которой является юношеская любовь.

Ответ ученика (краткая справка о творческой биографии Щербаковой, сопровождаемый презентацией).

В этом году исполняется 30 лет с момента первой публикации повести «Вам и не снилось» в 1979 году в газете «Юность». Трогательная история любви двух старшеклассников потрясла читателей и вызвала неоднозначную оценку.

В "Московском комсомольце" напечатали огромное письмо учителей, которые требовали уволить редактора журнала "Юность", а автора лишить навсегда возможности сочинять и публиковаться. В то же время автор стала получать мешки писем, в которых читатели выражали свою благодарность и просили напечатать повесть еще раз.

Что же вызвало такую неоднозначную оценку критиков? (детская и юношеская любовь всегда вызывала настороженность, недоверие. Критиковали автора за финал: считали, что поступок Романа, прыгнувшего из окна, мог сдать дурным примером для других).

Учитель обществознания: Таким образом, в основе сюжета лежит конфликт.

Давайте подумаем, что такое конфликт? (столкновение интересов).

Какой конфликт становится центральным в повести Г. Щербаковой? (конфликт детей и родителей).

В любом конфликте мы выделяем участников – субъектов и объект, т.е. причину.

Что же является объектом (причиной) конфликта? (юношеская любовь).

Казалось бы, любовь взаимна, что же мешает этой любви? (отношения между родителями влюбленных).

Давайте попробуем выделить участников конфликта, заполнив таблицу на рабочих листах.

Заполните таблицу «Участники конфликта».

Участники Герои повести
Оппоненты (противостоящие стороны) Мать Романа, Роман и Юля
Вовлеченные стороны (непосредственно влияют на ход конфликта) Мать Юли, отец Романа, бабушка Романа, Танечка
Директор школы
Заинтересованные стороны (косвенно влияют на ход конфликта) Одноклассники, отчим Юли

Взависимости от того, кто является субъектом конфликта, какие виды конфликтов мы можем выделить?

– Взависимости от сферы деятельности людей, какие виды конфликтов мы можем назвать?

– Что выступает в качестве объекта конфликта в обществе? 

Теперь давайте проследим динамику развития конфликта в повести между главными героями (сопоставление литературоведческого и социологического подходов).

Вспомните, какие этапы или стадии конфликта в художественном произведении вы выделяли на уроках литературы?

На доске вместе с учениками записываем этапы конфликта в художественном произведении, после этого предлагаем ученикам соотнести с этапами конфликта с позиции социологии и сделать вывод о сходстве. (Причина сходства объясняется общностью объекта, который предполагает общие принципы анализа).

Давайте проанализируем динамику развития конфликта в произведении Щербаковой. Заполните самостоятельно следующую таблицу на рабочих листах.

Экспозиция: переезд Юлиной семьи в новый дом, приход в новый класс.

Завязка: знакомство, дружба и любовь Романа и Юли.

Нарастание конфликта: попытки матери Романа разлучить детей.

Кульминация: обман, связанный с болезнью бабушки и разоблачение Романом этого обмана, поездка Юли к Роману.

Развязка: несчастный случай и встреча влюбленных.

Возможна ли в реальной жизни подобная ситуация? 

Какие способы разрешения социального конфликта вам известны? (индивидуальное задание)

– Какие же могут быть пути выхода из этого конфликта? (мнения ребят)

– Давайте вспомним, как пытались разрешить этот конфликт герои повести? (Мать Романа переводит в другую школу, а потом отправляет в другой город, чтобы изолировать влюбленных друг от друга – подавление; мать Юли и отец Романа хотят урегулировать конфликт и договориться между собой; Татьяна Николаевна напрямую не участвует в конфликте, но готова вмешаться, чтобы разрешить его).

Вы знаете, что по повести был снят фильм Фрезера «Вам и не снилось». Посмотрите фрагмент фильма, который введен режиссером. Разговор, в котором Вера, мать Романа, рассказывает Татьяне Николаевне, что они разыграли Романа. Обратите внимание на поведение героини и, особенно, на реакцию отца Романа.

Для чего режиссер вводит сцену ссоры родителей Романа? (мнения ребят и их родителей)

– Все ли возможные варианты выхода из конфликта использованы героями повести? (мнения ребят и их родителей)

Учитель литературы: Как видим, в самой повести разрешение конфликта связано с несчастным случаем – падением Романа из окна. (Зачитать). Посмотрите фрагмент этого фильма. Если сопоставить финал повести и фильма, можно отметить различие в финале. Какое?

Действительно, финал произведения вообще претерпел несколько изменений.

«Когда повесть "Вам и не снилось" еще готовилась к печати, – вспоминает Г.Щербакова, – меня вызвал главный редактор "Юности" Борис Полевой... и сказал: "Я не трус, но я боюсь. Публиковать повесть с таким концом мы не будем. Вы что, хотите, чтобы завтра все мальчики стали прыгать из окошка?" И пришлось мне сделать финал помягче, хотя первоначально он замысливался совсем трагическим", – говорит Г.Щербакова.

В повести финал открытый, а как вы сами его поняли? Почему?

Почему же, согласившись изменить финал повести, Г. Щербакова признавалась: «Для меня Роман умер»? (трагическая развязка как проявление неразрешимых противоречий, неспособность матери пойти на компромисс, что делает эту повесть трагедией).

Первоначально повесть Галины Щербаковой была опубликована под названием «Роман и Юлька». Почему автор выбрала для повести такое простое название?

(название только на первый взгляд кажется простым, на самом деле оно созвучно с названием шекспировской трагедии «Ромео и Джульетта». Роман – не только имя, но и любовь героев. Имя Юля – русский вариант Джульетты.)

Давайте вспомним, в чем художественное своеобразие конфликта в трагедии Шекспира «Ромео и Джульетта»? (индивидуальное задание)

Наверное, вы заметили и разницу в выборе имен героини. Почему героиню фильма зовут Катя?

Когда режиссер Илья Фрез задумал экранизировать повесть Галины Щербаковой “Вам и не снилось”, в Госкино ему категорично заявили: “Влюбленных зовут Роман и Юля? Это что же ваша Щербакова себя Шекспиром возомнила? Не бывать этому!”. Джульетту, то есть Юльку пришлось заменить на Катю.

Как вы думаете, почему же в последующих редакциях повесть получила название фильма – «Вам и не снилось»?

Выполним небольшое практическое задание. Допишите начало предложения «Своим названием повести Г. Щербакова говорит читателям: «Вам и не снилось»…

Учитель обществознания:

В повести сталкиваются не только влюбленные и их родители, но и разные позиции по отношению к любви и ее роли в жизни человека. Вы, наверное, заметили, что в повести и особенно в фильме параллельно с историей любви юных героев введена история любви Татьяны Николаевны.

С какой целью делает это автор? (Противопоставить несостоявшуюся любовь взрослых и счастливую любовь детей).

А почему не состоялась любовь Татьяны Николаевны? (взрослые люди подходят к любви с рациональных позиций).

Почему она поддерживает любовь Романа и Юли? (сама была в сходной ситуации).

Мы видим, что в повести сталкиваются два взгляда на любовь.

Посмотрите фрагмент фильма «Вам и не снилось» и сформулируйте на рабочих листах позицию Татьяны Николаевны и юной героини о месте и роли любви в жизни человека. 

Татьяна Николаевна Позиция Кати
«Жизнь складывается не только из любви. Только любовь – это даже бедность».
Чувство долга перед родными, учениками помогает жить без любви
«Только любовь вправе побуждать…»
Без любви «я бы просто не жила»

– Искренне ли говорит Татьяна Николаевна? (не совсем. Ее личный опыт убедил ее в том, что первая любовь может оказаться в жизни единственной. Т.Н. хочет помочь Кате и уберечь ее от разочарований).

Возвращаясь к проблемному вопросу нашего урока, перефразируем его: Может ли жизнь складываться только из любви? Почему? (Обсуждение в режиме «свободного микрофона»).

Д.з. На этом наш разговор о любви не заканчивается. Вашим домашним заданием будет написать небольшое сочинение-рассуждение на тему «Можно ли прожить без любви?». Приведите 2-3 аргумента, доказывающих вашу точку зрения. Используйте ваш жизненный или читательский опыт.

Ребята! Просим вас ответить на вопросы анкеты о вашем отношении к юношеской любви. Ваши ответы помогут нам в подготовке открытого урока «Возможна ли любовь без преград?»

  1. Испытывали ли вы чувство влюбленности? Да Нет (подчеркните)
  2. Было ли это чувство взаимным? Да Нет (подчеркните)
  3. Рассказываете ли вы родителям о своих чувствах? Да Нет (подчеркните)
  4. Каково отношение ваших родителей к юношеской любви? __________

Спасибо!

Приложение.